Мотивация трудового поведения, связь потребности человека, мотивов и стимулов к труду
По мере развития и совершенствования рыночных отношений в российской экономике усиливается конкуренция хозяйственных субъектов за рынки ресурсов и товаров. Возрастает роль человеческого фактора, отдача от которого зависит от оптимального решения комплекса взаимосвязанных вопросов:
• чем мотивировать индивида?
• каким образом и по каким направлениям развивать мотивацию внутри компании?
• каким должно быть соотношение материальных и моральных стимулов для отдельных категорий персонала организации?
• какие показатели выбрать для материального стимулирования отдельных категорий персонала?
• каким образом добиться ответственности и как распределить?
• как соотносятся мотивация и ответственность и каким образом отразить эти аспекты в трудовом контракте?
Категория «мотивация» в управлении имеет двоякое толкование. Во-первых, под мотивацией понимается внешнее и внутреннее побуждение человека следовать тем или иным поведенческим моделям (мотивирование). Внешняя мотивация представляет собой административное воздействие, или собственно управление: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. Внутренний процесс мотивации является более сложным и предполагает формирование определенной модели поведения. В этом случае необходимо найти психологический способ усиления желательных качеств личности работника и ослабления отрицательных факторов труда, например снижения его монотонности. Внутренняя мотивация требует от менеджера больших усилий, знании и навыков. Мотивационная функция будет выглядеть следующим образом:
Мотивация =f(направленность; сила; настойчивость).
Во-вторых, мотивацию трактуют как психологическое состояние, т.е. готовность к определенному поведению. Здесь основное внимание уделяется внутриличностным элементам мотивации (потребностям, установкам, ценностям) и их формированию и изменению самим человеком.
Такое методологическое разделение феномена мотивации позволяет также выявить основные компоненты, через которые можно влиять на организационное поведение. На мотивацию можно влиять через сознательное изменение установок, мотивов, потребностей, а можно — через ситуационное активирование мотива. Второй механизм чаще применяется в отношении сформировавшихся личностей, первый — более молодых людей.
Успешный руководитель должен понимать, что мотивы работают в сложном переплетении с прочими психическими явлениями (потребностями, стимулами, установками, притязаниями, ожиданиями и оценкой).
Принят следующих механизм мотивации работников (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Механизм мотивации работников
Потребность (объективная необходимость) сталкивается с текущими притязаниями и ожиданиями работников (различаются пост пени ситуационной конкретизации), которые направлены на те или иные блага (услуги, продукты, ценности) или стимулы. Важно отметить, что стимул может быть и нереализуемым, тогда он будет отторжен сознанием работников. Однако в случае реализуемого стимула происходит его принятие, и в сознании формируется не актуализированный мотив, Для превращения последнего в катализатор поведения личности работника решающее значение имеет новизна ситуации, состояние внешней среды, в которой находится работник. Если ситуация известна, то «в игру» вступают установки (предрасположенность человека к различным формам поведения). Если установка позитивна, то формируется актуализированный мотив, ведущий к непосредственным действиям.
Если же ситуация неопределенная, сознание работника «включает» рационально-оценочный процесс. Он позволяет оценить «затраты и выгоды» различных форм поведения и в случае позитивного исхода формирует актуализированный мотив и конкретное поведение работника.
3. Мотивация и стимулирование труда персонала: основные понятия, содержание, виды стимулов, используемых в управлении персоналом
Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия.
Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием, организацией.
Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации3.
Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов4. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.
Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности5.
Мотив - это побудительная причина, повод к тому или иному действию. В основе мотивов лежат потребности человека, порождаемые нехваткой чего-либо, нуждой в чем-то, без чего он ощущает состояния дискомфорта, внутренней и внешней неуравновешенности, а соответственно, - стремление их преодолеть. К внутренним мотивам человеческого поведения относятся любовь к своему делу, стремление к самосовершенствованию, творчеству.
Стимул - внешнее побуждение к действию или причина поведения, которые могут вызвать разные мотивы; они ориентированы на удовлетворение потребности, их можно проследить, спланировать, отменить.
Различают четыре основные формы стимулов.
1. Принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используют административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
2. Материальное поощрение. Сюда относят стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.
3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, публикации в прессе, правительственные награды и др.
4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения (написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма и др.). Это самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества.