Функции и методы управления персоналом
Основные функции управления персоналом:
1. подбор, наем и формирование персонала организации для наилучшего достижения целей производства;
2. оценку персонала;
3. развитие организационной структуры и морального климата предприятия, способствующих проявлению творческой активности каждого работника;
4. наилучшее использование потенциала работников и его вознаграждение;
5. обеспечение гарантий социальной ответственности организаций перед каждым работником.
6. анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с учетом перспективы;
7. мотивация персонала,
8. оценка и обучение кадров,
9. содействие адаптации работников к нововведениям,
10. создание социально комфортных условий в коллективе,
11. решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.
В теории управления персоналом обычно выделяют восемь основных функций:
- планирование потребностей,
- отбор и найм,
- развитие и ориентация,
- продвижение по службе,
- оценка и вознаграждение.
Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. Так, например, широкое распространение в мировой практике контрактной формы найма персонала привело к заметному изменению функциональных обязанностей.
Взаимосвязь функций управления персоналом
Планирование | Определение общей стратегии Оценка потребности и наличия |
Организация | Анализ процесса труда Составление графика работы Создание системы продвижения по службе Условия труда |
Руководство | Кадровая политика Мотивация через компенсацию |
Контроль | Оценка |
Цели и задачи организации достигаются путем применения различных методов. Методы управления — способы воздействия субъекта на объект управления.
Среди методов управления персоналом наряду с общими используются частные. В настоящее время выделяют три группы общих методов управления персоналом: административные (организационно-распорядительные); экономические; социально-психологические.
Классификацию методов управления можно строить на основе различных критериев, одним из которых является степень свободы объекта управления в связи с осуществляемым на него воздействием. Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени свободы:
• ограниченную, когда субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания;
• мотивационную, когда субъект управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие субъект управления выполнять планы или задания;
• высокую, при которой субъект управления должен с использованием психологических технологий сформировать метод воздействия на относительно независимый объект управления.
Исходя из представленных выше трех степеней свободы объекта методы управления можно подразделить на три группы: принуждения (административные), побуждения (экономические) и убеждения (социально-психологические).
Административные методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п. Для этих методов характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления: организаци-онно-стабилизирующие (законы, уставы, правила, положения и др.), распорядительные (приказы, распоряжения) и дисциплинарные (меры и формы ответственности). Этот тип мотивации играет в управлении существенную роль. Он предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных. Несоблюдение этих отношений подчиненным влечет за собой применение санкций (замечание, выговор, увольнение и т.п.).
Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия, а сами административные методы управления призваны обеспечить эффективную деятельность системы управления любого уровня на основе ее оптимальной организации.
Экономические методы управления опираются на материальные стимулы, т.е. выполнение определенных заданий и экономическое вознаграждение за результаты работы.
Для достижения максимально эффективного управления необходимы также духовные мотивы, на которые опираются социально-психологические методы управления. С помощью этих методов осуществляется воздействие преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей. Моральная мотивация — особо сложное и тонкое воздействие, — конечный эффект которой трудно определить, но ее результаты бывают весьма значительными.
Рассмотрим более подробно основные методы управления персоналом.
Административные (организационно-распорядительные) методы управления призваны обеспечить эффективную деятельность системы управления любого уровня на основе ее научной организации. Характерными чертами этих методов управления являются:
1. преимущественное использование властных и правовых мотиваций при воздействии субъекта на объект управления;
2. максимальное использование субъектами управления за
крепленных за ними полномочий;
3. правовая форма выражения этих методов;
4. адресное управленческое воздействие.
Административные методы подразделяются на методы прямого и косвенного воздействия. Для методов прямого воздействия характерны директивность и приказной характер. Команды и приказы должны быть однозначными. Обычно имеется аппарат, контролирующий выполнение приказов; он же осуществляет стиму-ирование и внеэкономическое принуждение. Методам косвенного воздействия присущи воздействие через и потребности. У подчиненных имеется возможность
5. выбора вариантов поведения. Эти методы закреплены юридическими нормами и обычаями ведения бизнеса, а развитый механизм разрешения споров обеспечивает защиту законных интересов работников.
Административные методы управления подразделяются на две большие группы: организационного и распорядительного воздействия. К методам организационного воздействия относятся: регламентирование, нормирование, стимулирование и методическое инструктирование.
Организационное регламентирование устанавливает границы отношений в организации и определяет порядок функционирования системы управления на основе правовых и административных норм.
Организационное нормирование включает разработку и применение различных норм и нормативов: правил внутреннего распорядка; номенклатурно-квалификационных нормативов (параметры материалов, покупных деталей и т.п.); технологических норм и нормативов (ГОСТы, ТУ и др.); технических чертежей и расчетов (чертежи оборудования, планировки зданий и т.п.); организационно-структурных нормативов (организационные структуры, типовые схемы управления и т.п.); оперативно-календарных нормативов, регламентирующих ход производственных процессов, и др.
Организационные стимулы состоят в перемещении по служебной лестнице, предоставлении дополнительных полномочий и большей самостоятельности в работе.
Методическое инструктирование состоит в разъяснении целей и задач предстоящей работы, ознакомлении с условиями ее выполнения, а также с нормами, определяющими порядок ее выполнения.
Основными методами распорядительного воздействия являются приказы, распоряжения, постановления, указания, предписания. Приказ — обязательный для исполнения акт управления руководителя в пределах его компетенции и полномочий. Это наиболее жесткая форма распорядительного воздействия, предполагающая юридическую ответственность за неисполнение. Приказы могут быть общего (нормативного) характера и индивидуального назначения, письменными и устными. Распоряжение — сообщение, которое передает руководитель подчиненному. Оно касается содержания и результатов его работы. Распоряжение имеет властный характер и обязательную силу для лиц и организаций (подразделений), которым оно адресовано. Распоряжение может оыть как устным, так и письменным. Постановление — распорядительный акт, обычно применяется коллегиальными органами Управления (правительством, советом директоров компании) для Решения наиболее значимых для организации вопросов. Указание — форма управленческого решения, обращенного к конкретным исполнителям (или по поводу конкретного дела). Указание широко используется при решении конкретных практических вопросов.
Одним из основных экономических методов управления, применяемых на уровне организации, является внутрифирменное планирование. Оно состоит в принятии упреждающих решений о том, что следует делать, кто будет делать, кто будет отвечать за результат.
Экономическим методом на уровне предприятия является коммерческий расчет, предусматривающий поддержание баланса расходами и доходами и получение предприятием прибыли.
На уровне отдельного работника экономические методы управления направлены на мотивацию трудовой деятельности работников. К этим методам, в частности, можно отнести стимулирование персонала при достижении целей организации, направленное на максимальное удовлетворение его физиологических потребностей, обеспечение комплексной безопасности, удовлетворение духовных и социальных потребностей.
Выделяются следующие формы экономического стимулирования:
1. система заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
2. бонусы в виде дополнительных вознаграждений: премий, надбавок к основной заработной плате;
3. участие работника в распределении прибыли организации;
4. льготы и привилегии: формирование пенсионного фонда;
5. обеспечение безопасности работника; льготы по оплате транспортных услуг, на обучение, повышение квалификации, на приобретение продукции, выпускаемой предприятием, льготных кредитов; организация лечения и отдыха членов семьи работников.
Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов или полного снятия предоставляемых льгот.
Социально-психологические методы управления включают арсенал разнообразных способов и приемов, разрабатываемых социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения. Данные методы управления используются для решения следующих задач:
1. оптимального подбора и расстановки кадров;
2. наиболее рационального формирования персонала;
3. регулирования межличностных отношений в коллективе;
4. повышения эффективности стимулирования деятельности
работников;
5. повышения эффективности воспитательной работы в коллективе;
6. укрепления дисциплины;
7. • рационализации трудовых процессов.
4. Объект и субъект управления персоналом. Условия, влияющие на формирование системы управления персоналом организации Функция и структура службы управления персоналом в различных организациях
Объектом управления является персонал организации, предприятия, компании, фирмы и отношения между работниками в процессе производства. Управление нацелено на эффективное развитие и использование их потенциала. Объектом непосредственного управления может быть коллектив бригады, цеха, участка, отдела и т.п.
Субъект управления персоналом — элемент, осуществляющий управление как целевое воздействие на объект управления. Имеется аппарат управления, который организует труд исполнителей. Субъектом управления может быть отдельный человек, коллегиальный орган управления, административно-функциональное подразделение. Его деятельность заключается в том, чтобы определить, какие действия, в каком порядке, кому и в какие сроки их следует выполнять.
Субъект управления, используя различные управляющие воздействия, направляет и корректирует действия объектов управления на основе информации о результатах труда исполнителей, полученной путем обратной связи. Управляющее воздействие может возникнуть только в том случае, если между субъектом и объектом управления установлены отношения управления, т.е. налажено взаимодействие, и отношения подчинения, распределены власть, права и ответственность. Такое разделение позволяет одним вырабатывать управленческие команды, а другим эти команды выполнять.
Система управления персоналом
Обеспечивая единое и комплексное воздействие на персонал организации в целом, система управления персоналом;
• интегрируется в общую систему управления организацией увязывая его со стратегическими установками и корпоративной культурой, а также с планированием НИР, производства, реализации, повышения качества и т.д.;
• проводит постоянные и программные мероприятия по регулированию занятости, планированию рабочих мест, организации отбора, расстановки и обучения кадров и др.;
• осуществляет тщательный учет качеств и профессиональных характеристик персонала, а также оценку их деятельности;
• централизует управление трудом у одного из руководителей организации, а также осуществляет меры по совершенствованию механизмов кадровой работы.
Таблица. Классификация методов, применяемых для анализа и построения системы управления персоналом организации
Применяемые методы | |||
Обследование (сбор данных) | Анализ | Формирование | Обоснование |
Самообследование Интервьюирование, беседа Активные наблюдения Анкетирование Изучение документов Функционально- стоимостной анализ | Системный Экономический Декомпозиция Последовательная подстановка Сравнения Динамический Структуризация целей Нормативный Параметрический Моделирования Функционально- стоимостной Главных компонент Балансовый Корреляционный регрессивный Опытный Матричный | Системный подход Аналогий Экспертно- аналитический Параметрический Блочный Моделирование Функционально- стоимостного анализа Структуризации целей Опытный Творческих совещаний Коллективного блокнота Контрольных вопросов Морфологический анализ | Аналогий Сравнений Нормативный Экспертно- аналитический Моделирование фактического и желаемого состояния объекта Расчет количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов Функционально- стоимостного анализа |
Организационная структура системы управления персоналомпредставляет собой совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Она отражает сложившееся разделение прав, полномочий ролей и видов деятельности персонала и объединяет их в систему. Существуют различные организационные структуры управления персоналом в зависимости от вида, размеров и целей объекта управления и внешней среды: элементарная (руководитель - исполнитель), линейная, функциональная и матричная.
Рис.1. Элементы системы управления персоналом
Условия внешней среды, влияющие на управление персоналом:
1. ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
2. Развитие рыночных условий хозяйствования и предпринимательства
3. Приспособление стратегий и структур предприятия к требованиям НТР и качества
4. Интернационализация бизнеса
5. Целенаправленное вмешательство государства в сферу использования персонала
6. Формирование инновационного климата экономического роста
7. Развитие социального партнерства
Также внешние условия можно разделить на прямого и косвенного воздействия.
Таблица. Внутренние факторы, влияющие на управление персоналом организации
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ | |||
Демографические | Технико- организационные | Социально- экономические | Социально- психологические |
Половозрастная структура работников Семейное положение работников Возможности для работы других членов семьи в данной местности Демографическая ситуация в районе, городе Личностные качества работников способности образ мышления и склонности предпочтения рабочие интересы и мотивация | Средства, предметы и продукты труда Характер и содержание труда Условия труда, режим работы и отдыха Степень механизации труда Организация труда и управления Структура производства Ритмичность работы Нормирование труда Производственная и трудовая дисциплина | Трудовое законодательство и другие нормы и права, регулирующие трудовые отношения работников Система материального и морального стимулирования Система льгот и преимуществ, предоставляемых за работу в данной отрасли, районе, на предприятии Уровень квалификации и образования Жилищно-бытовые условия и организация снабжения Организация медицинского обслуживания и отдыха трудящихся Своевременный профессиональный рост и продвижение по работе | Сплоченность коллектива Взаимоотношения в коллективе между руководителями и подчиненными Соответствие возможностей работника выполняемой работе Участие работников в решении вопросов производственного и социального развития предприятия Профориентация и профессиональный отбор Социально- психологический климат Удовлетворенность работников трудом |
Функциональное разделение труда означает разграничение и обособление деятельности групп работников по функциям управления как относительно самостоятельным сферам деятельности.
Структура службы управления персоналом также может быть организавана по функциональному типу (рисунок 2)
Рис. 2. Типовая структура службы управления персоналом