Понятие и основные тенденции развития управления персоналом
Сущность, принципы и содержание управления персоналом. Особенности управления персоналом в современных условиях функционирования организаций (предприятий)
Тема 1. Место управления персоналом в системе управления организацией
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ.
Литература
1. Управление персоналом организации: Учебное пособие / Под ред. П.Э. Шлендера. – М.: Инфра-М, 2010. – 398 с.
2. Маслова В.М. Управление персоналом – М.: Юрайт, 2012. – 488 с.
3. Веснин В.Р. Менеджмент персонала: Учебное пособие.-М.:ТД «Элит - 2000», 2010. – 300с.
4. Егоршин А. П. Управление персоналом. Нижний Новгород., 2010. – 713 с.
5. Кафидов В. В. Управление персоналом: учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект, 2009. – 140 с.
6. Управление персоналом организации Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. —М.: ИНФРА-М, 2011.
http://club-energy.ru/d.php
Современная организация (учреждение, предприятие, компания, фирма) — это саморегулирующаяся социальная система, которую сознательно создают люди для достижения общих целей. К существенным признакам организации можно отнести ее целостность, наличие автономных (по своим целям) функциональных составляющих (подсистем), несводимость ее свойств как целого к сумме свойств ее компонентов, взаимодействие с внешней средой. Среда выступает условием и ограничением ее существования.
Современное понятие «управление» означает координацию деятельности различного рода с учетом ее целей, условий выполнения, этапов реализации. Управление — совокупность процессов принятия решений и управляющих действий субъекта управления относительно объекта управления, которые совершает субъект по мере обработки информации под воздействием внешней среды и внутренних изменений.
Ключевые функции управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.
Структура организации — один из важнейших элементов, без которого не может существовать ни одна организация. Под струк- турой организации понимается архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости или гибкости организационной конфигурации, типы взаимосвязей между внутренними элементами. Выделяют три основные организационные структуры: линейную, функциональную, адаптивную (гибкие, адаптивные или органические структуры, способные изменяться в зависимости от требований внешней среды, приспосабливаться к новым условиям – матричные, проектные).
Управление трудовыми ресурсами (или управление персоналом) решает задачи набора, подбора, адаптации, использования, обучения и развития работников.
Персонал объединяет все категории работников, занятых в организации, кроме работников аппарата управления. Работники, составляющие персонал организации, занятые в производственно-технологических процессах, обладают определенной квалификацией, работают по найму и имеют трудовые отношения с работодателем.
Особую значимость приобретает в современных условиях персонал организации, что объясняется возрастающей ролью личности работника. Управление персоналом становится чрезвычайно актуальным: оно позволяет обобщить и решить спектр вопросов адаптации работника к внешним условиям, вести учет личностных факторов в построении системы управления персоналом организации.
Управление персоналом является непрерывным процессом, направленным на целевое изменение мотивации работников для получения от них максимальной отдачи и достижения высоких конечных результатов деятельности организации. Управление персоналом организации — целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом. Оно включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Управление персоналом представляет собой разнообразную деятельность специальных функциональных служб и линейных руководителей соответствующих производственных подразделений, направленную на достижение целей стратегического развития организации и решение тактических задач с наиболее эффективным использованием работников предприятия.
Управление персоналом организации заключается в:
1. формировании системы управления персоналом;
2. планировании кадровой работы;
3. разработке оперативного плана кадровой работы;
4. проведении маркетинга персонала;
5. определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.
Персонал — штатный (личный) состав организаций, включающий всех наемных работников, также работающих собственников и совладельцев. В управленческой науке персонал характеризуется как социально-экономическая категория, отражающая социальную общность работников конкретного предприятия.
Основными признаками персонала являются:
• трудовые взаимоотношения с работодателем, которые оформляются трудовым договором
• определенные качественные характеристики:
а) профессия (специальность); б) квалификация; в) компетентность и др.,
• целевая направленность деятельности персонала.
Основными характеристиками персонала организации являются численность и структура. Численность персонала зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных, управленческих и иных процессов, степени их автоматизации, компьютеризации. Численность персонала бывает списочной (только работники, оформленные официально) и фактической (списочный состав, а также работники, фактически выполняющие работу в данной организации) и работники, имеющие гибкие формы занятости (совместители, надомники и др.).
Структура персонала организации представляет собой совокупность отдельных работников и их групп, объединенных по какому-либо признаку.
Выделяют статистическую (отражает распределение персонала по видам деятельности, категориям и группам должностей) и аналитическую структуру персонала.
Аналитическая структура подразделяется:
• на общую — в рамках этой структуры персонал рассматривается по таким признакам, как профессия, квалификация,образование, пол, возраст, стаж работы;
- на частную — отражает положение отдельных групп работников, например, «занятых тяжелым трудом», «занятых на обрабатывающих центрах».
Высшее звено, низшее звено, производственные, непроизводственные
Целью управления персоналом является достижение его определенного качества, которое может обеспечить конкурентоспособ ность и стратегическое развитие организации, повышение эффективности производства и труда, достижение максимальной прибыли, обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Основными задачами в области управления персоналом организации являются:
1. • выработка путей формирования и развития трудового потенциала и кадрового состава работников, обеспечение его эффективного использования;
2. • мониторинг трудового поведения коллектива и отдельных работников, а также трудовых отношений и управления ими с целью обеспечить баланс интересов; формирование и организация деятельности службы управления персоналом (кадровой службы) организации;
3. • оказание помощи линейным руководителям в координации работы с персоналом в структурных подразделениях.
Успешное выполнение поставленных задач позволяет:
• осуществлять подбор кадров, их расстановку и организационное взаимодействие для реализации стратегии развития организации как производственно-хозяйственной системы, функционирующей в условиях рыночных отношений;
■ создавать условия для эффективной работы персонала организации, противостоять дестабилизирующему воздействию факторов внешней и внутренней среды.
Механизм управления представляет собой систему органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности предприятия в рабочей силе требуемого количества, качества и к определенному времени. Цели управления достигаются путем соблюдения определенных принципов и применения методов.
Под принципами управления персоналом следует понимать правила и нормы поведения, которыми руководствуются кадровые службы и отдельные менеджеры в различных условиях и обстоятельствах.
Принципы, положенные в основу эффективного управления персоналом, многообразны. Они распространяются на разные сферы деятельности (управление трудом в масштабе всего общества, отрасли, предприятия, отдельного работника).
Основными принципами управления персоналом могут быть названы:
1. Принцип подбора кадров по личным и деловым качествам.
2. Принцип преемственности персонала на основе сочетания в коллективах опытных и молодых работников.
3. Принцип профессионального и должностного продвижения кадров на основе:
4. Принцип открытого соревнования, согласно которому организация, стремящаяся к росту своего кадрового потенциала, должна поощрять открытое соревнование между работниками, стремящимися занять руководящие посты.
5. Принцип сочетания доверия к кадрам с проверкой исполнения.
6. Принцип демократизации работы с кадрами.
7. Принцип системности работы с кадрами.
8. Принцип адаптивности к условиям современного хозяйственного механизма.
Частные принципывозникают в результате решения каких-либо локальных задач. К таким принципам можно отнести: соответствие Функций управления целям производства; индивидуальная работа с кадрами (индивидуальная работа при подборе персонала, учет желаний конкретного работника, индивидуальная работа при высвобождении, продвижении, назначении оплаты труда); демократичность работы с персоналом (учет мнения коллектива при приеме важнейших решений, конкурсное замещение вакантных должностей и т.п.); информационное обеспечение служб по кадровой работе с персоналом; подбор персонала для первичного коллектива с учетом психологической совместимости и т.п.
Анализ концепций управления персоналом
В теории менеджмента выделяют 4 концепции роли кадров в производстве (их последовательную схему):
1. Использование трудовых ресурсов с конца XIX в. до 60 –х гг. XX в. Вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция – труд, измеряемый затратами рабочего времени и заработной платой. Эта концепция нашла отражение в марксизме и тейлоризме.
2. Управление персоналом (personal management). Научной основой этой концепции, развивавшейся с 30-х годов, была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль – должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).
3. Управление человеческими ресурсами (human resource management). Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс – элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника). Эта концепция в практике используется фрагментарно более 30 лет, а в годы перестройки получила распространение в «активизации человеческого фактора».
4. Управление человеком (human being management). В соответствии с этой концепцией человек – главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как «ресурс». Исходя из желаний и способностей человека должны строиться стратегия и структура организации. Основоположниками данной концепции считаются лидеры японского менеджмента К. Мацусита, А. Морита. Однако она тесно связана с концепцией всестороннего развития личности, созданной российскими философами (Л. А. Зеленов и др.).
Во многих публикациях по управлению персоналом отмечаются два полюса роли человека в общественном производстве:
- человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческий) − важный элемент процесса производства и управления;
- человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями − главный субъект управления.
Некоторые исследователи рассматривают персонал с позиции теории систем, в которой работники выступают в качестве важнейшей подсистемы. Наиболее четко можно выделить две группы систем:
экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, и исходя из этого персонал рассматривается как трудовой ресурс или как организация людей (коллектив);
социальные, в которых преобладают вопросы отношений людей, социальные группы, духовные ценности и аспекты всестороннего развития личности, а персонал рассматривается как социальная система, состоящая из неповторимых личностей.
Учитывая, что все перечисленные подходы к анализу роли человека в производстве представляют собой взгляды с разных сторон на одно и то же явление, мы постарались классифицировать известные концепции в виде квадрата (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Классификация концепций управления персоналом