ТЕМА 9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В России в ходе ее истории произошло переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического западноевропейского и восточного византийского с его интуитивным мироощущением и живым созерцанием. Русскую мысль всегда волновала тема судьбы России, постижение смысла ее существования в истории.

Представители русской религиозной философии, пройдя искушение марксизмом, искали разрешения проблем разума в софиологии, теории умозрения, ортодоксальном христианстве, т.е. в разнообразных сферах трансцендентного знания, превосходящего традиционные формы классической рациональности.

Многие направления русской философии развивались как виды опытнической философии. Особое внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии, её «этизм». Понятие «духовно-нравственный опыт» ориентирует на аналитику степеней совершенствования «внутреннего человека», и проявляет такие модусы сознания, которые остаются непроблематизированными или даже незамеченными в классической гносеологии, поскольку кроме структурсознания, таких как интуиция, рефлексия, воображение, фантазия, интерес направлен еще и на «запороговые» состояния жизнетворчества, на потенциально-виртуальную глубину человеческого бытия, находящегося в непрерывном становлении и самосовершенствовании. Духовный опыт – это опосредствованное культурой единство осмысления и переживания реальной действительности, соотнесенной с Абсолютом, с Богом.

Основные этапы развития русской философии:

1. ХI в. – первая половина ХVIII в. (Илларион, Феофан Грек, Андрей Рублев, Нил Сорский, Иосиф Волоцкийи др. Связь философии и византийского богословия, философии и иконописи и т.д.

2. Вторая половина ХVIII в. – первая четверть ХIХ в. (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, А.И.Галич идр.).

Освоение западноевропейских течений философской мысли, укрепление связи философии и естествознания.

3. Вторая четверть XIX в. – начало ХХ в. (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, А.С.Хомяков, И.В.Киреевский,В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, и др.)

Становление и развитие самобытной русской философии.

4. После 1922 г. Философия русского зарубежья (Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, И.Ильин и др.).

Русская философия XIX-XX вв. тесно связана с литературой, искусством, с культурой своей эпохи. Перекличка и созвучие идей обнаруживаются в творчестве А.Хомякова и Ф.Тютчева, В.Соловьева и Ф.Достоевского, в творчестве других философов и писателей.

В напряженной полемике конца 30-х – 40-х гг. ХIХ в. о месте России в мировой истории оформились славянофильствоизападничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.

Поводом к разделению мыслящих людей на западников и славянофилов стала публикация в московском журнале в 1836г. письма П.Я.Чаадаева (1764-1856 г.г.), в котором был вынесен суровый приговор России. Существование России в мировой истории, по Чаадаеву, лишено смысла, поскольку божественное провидение отказало русскому народу в своем благодатном воздействии. Русский народ является исключением среди других народов, «интеллектуальным» и «нравственным пробелом в человечестве. Вместе с тем Чаадаев не отрицает великого будущего России. Отсталость России дает возможность свободного выбора своего исторического пути.

Западничество в русской мысли: В.Г.Белинский (1811-1848 г.г.), А.И.Герцен (1812-1870 г.г.), М.И.Бакунин (1814-1876 г.г.), К.Д.Кавелин (1818-1885 г.г.) др.

Западники полагали, что западноевропейская цивилизация продвинулась в осуществлении принципов гуманности, свободы и прогресса дальше всех других стран и предлагает путь всему человечеству к единой земной цивилизации. Движущей силой прогресса западники считали разум, но не анонимный мировой дух, о котором говорил Гегель, а разум живых мыслящих творческих личностей. Человеческая личность представляла западникам не только творцом истории, но и главной ценностью прогресса. В России же личное начало подавлено духом стихийного коллективизма.

Представители славянофильстваА.С.Хомяков(1804-1860г.г.), И.В.Киреевский (1806-1856г.г.), К.А.Аксаков (1817-1860г.г.), Ю.Ф.Самарин (1819-1876 г.г.) - обосновывали самобытный путь России, идею нравственного преображения человека.

Для России чужды и неприемлемы западные эталоны политической, социально-экономической и культурной жизни. Важнейшие условия развития России заключены в православии и самодержавной государственности.

В славянофильстве впервые была сформулирована идея русского мессианства, которая затем прочно укоренилась в российской культуре и философском сознании.

В сочинениях мыслителей-славянофилов ключевым становится понятие соборности. Общинный дух русского народа они противопоставляли западноевропейскому индивидуализму. России следует не копировать западную модель рационального философствования, а развивать новую философию православного типа.

Славянофилам была свойственна идеализация допетровской Руси, а также общинного крестьянского быта, их идеал – безгосударственное самоуправляемое общество, гармония сословий и частных лиц.

Философия В.С.Соловьева.Крупнейший русский философ В.С.Соловьев (1853 – 1900 г.г.) - человек необычайного дарования - философ, поэт, критик, публицист. Он оказал огромное влияние на развитие русской философии и культуры. Он сознательно поставил цель разработки самостоятельной философской системы, посвятив делу ее создания всю свою жизнь.

Всеединство. В основе этой системы находится идея всеединства, с позиций которой Соловьев органично соединяет различные направления философского знания – западного и отечественного. Соловьев констатирует, что в современных условиях религиозное мировоззрение утратило свою монополию. Не оправдывает своего назначения и философия как система «отвлеченных начал». В этих условиях Соловьев видит необходимость создать «теософию» как органический синтез религии, философии и науки.

Идея триединства должна стать основанием не только возрождения религии, философии и науки, но и базой грядущей социальной революции. Соловьев не возражает, что социализм более справедливая система, чем капитализм. Но он считает, что забота социализма только о материальной стороне жизни людей явно недостаточна.

Богочеловечество. Целью и смыслом исторического процесса является одухотворение человечества, единение Бога и человека, становление богочеловечества. И первым актом на этом пути является объединение всех христианских конфессий, принятие людьми христианского вероучения.

Софиология. В учении о Софии мыслитель пытается соединить античное гностическое представление о Душе мира и христианское учение о Премудрости Божьей. Понятие Софии у Соловьева включает в себя различные смыслы: в космическом плане София выражает прообраз мира, его идеальный план; одновременно она является причиной целью и принципом творения мира, совместным воплощением которых выступает любовь; София выступает объединяющим началом и поэтому противостоит хаосу. Богословский аспект Софии сближает ее с Божией Матерью, она являет собой посредствующее звено между Богом и человеком, олицетворяя Любовь, Красоту и Премудрость.

Национальная идея – это долг народа перед Богом, она выступает как моральное обязательство, имеющее своей целью общечеловеческое единство, и должна противостоять национализму, направленному на реализацию своекорыстных интересов.

Русская идея мыслилась Соловьевым в согласии с идеей всеединства человечества. Россия должна служить объединению христианских стран, выступить с инициативой создания Вселенской церкви.

Русский космизм. Термин «космизм» означает противостояние антропоцентризму (ставившему человека в центр мироздания), реже – теоцентризму (ставившему, соответственно, в центр мироздания – бога). Термин «русский космизм» вошел в обиход с 1980-х годов. Введение этого термина и концепции русского космизма связывают с именами Гаврюшина и концепцией доопределяющегося мира Федора Гиренка. Тогда в 80-е годы и возникает «Феномен русского космизма», с которым в эпоху начавшейся перестройки связывают надежды и чаяния на грядущее преобразование России. Но космизм, понимаемый как широкое социокультурное течение, заключал в себе и крайности, метания, свойственные такой черте русского национального характера как максимализм. Он как бы подтачивал гармонию мира изнутри, придавая ей драматизм.

Идеи космистов об органичной связи человека и космоса оказались созвучными современной научной картине мира. Крушение в космологии ХХ века идей абсолютного пространства и времени, теорема Геделя о неполноте, принцип дополнительности, понимание того, что эвклидова геометрия – частный случай иных геометрий - все это открыло новые сферы исследования и поставило много новых проблем в философии.

Под космизмом понимают такое миропонимание и мирочувствование, которое являясь живым, интимно-духовным, эстетическим и нравственным отношением к Универсуму, придает огромное значение человеческой деятельности и поведению в процессе эволюции природы. Космизм связан с напряженным поиском пути развития общества и человека на основе тех или иных форм регуляции эволюции Универсума.

Можно выделить четыре основных направления внутри русского космизма: естественно – научное, религиозно - философское, эстетически-художественное, теософское.

К русскому космизму в разные годы имели отношение такие философы, ученые, писатели, художники, композиторы как Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н.А.Умов, А.А.Любищев, В.Н.Муравьёв, А.К.Горский, Н.А.Сетницкий, Н.К.Рерих, Е.И.Рерих, М.В.Нестеров, Ф.И.Тютчев, В.Я.Брюсов, А.Скрябин, М.Чюрлёнис, И.А Ефремов и многие другие. В духовном наследии В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева также отмечается близость русскому космизму.

Тема преобразования, преображения, трансмутации, трансформации человека и человеческой природы подводила многих представителей русского космизма к той опасной и искусительной черте, за которой начинается «теургическое творчество» - соперничанье с Богом. Русский космизм выступал как широкий социокультурный проект жизнестроительства.

В концепцию «цельного знания» русской мысли Н.Ф.Федоров (1829-1903 г.г.) внёс новые, дополнительные грани, показав, что знание включает в себя живую нравственную веру, дело и «общее дело». Основополагающие идеи Фёдорова: регуляция природы и имманентное воскрешение, утверждающее наш нравственный сыновний долг перед прошедшими поколениями.

Сознательное управление эволюцией, высший идеал одухотворения мира раскрывается у Федорова в последовательной цепочке задач: регуляция космических явлений; превращение стихийно-разрушительного хода природных сил в сознательно направленный процесс; создание нового типа организации общества на основе сыновнего, родственного сознания; работа над преодолением смерти, преобразование физической природы человека.

Большой вклад в развитие активно-эволюционной мысли внёс В.И.Вернадский (1863-1945 г.г.), создатель учения о биосфере и её переходе в ноосферу (от греч. слова «ноос» – разум): Появление человека в ряду жизненных форм означает, что эволюция ведет к употреблению новых средств духовного порядка. Эволюция произвела небывалое орудие для своего дальнейшего развития – мыслящее существо, способное познавать и преобразовывать себя и мир. В ноосферном проекте Вернадского важную роль играет понятие «жизни». Для уточнения этого понятия Вернадский ввел понятие «живое вещество», учитывая полисемантическое богатство понятия «жизнь» в гуманитарных науках.

Философия русского космизма выявляет три основных типа отношений к жизни и Живому Космосу: онтологическое, ценностно–аксиологическое и инженерно–технологическое. В решении проблемы пластичности мира, его подвластности хозяйственным задачам человека С.Н.Булгаков видел новый этап отношения человека к космосу.

На развитие новой общепланетарной этики будущего повлияло духовное наследие семьи художника Н.К.Рериха (1874 – 1947) и его жены и сподвижницы Е.И.Рерих (1879 – 1955), подарившее миру Учение Живой Этики. Изучение этого наследия –дело будущих поколений.

?Контрольные вопросы:

1. Перечислите особенности русской философии.

2. В чём смысл разногласий между славянофилами и западниками во взглядах на судьбу России?

3. Каково влияние философии Вл.С.Соловьева на русскую культуру?

4. Перечислите представителей философии русского космизма.

5. Как вы понимание понятие «ноосфера»?

Раздел III. ОСНОВНЫЕ проблемы философии (Модуль 3)

Рассмотрение основных проблем философии, сконцентрировавших в себе силовые линии всего историко-философского процесса является завершающим и итоговым разделом курса.