ВИДЫ МОТИВАЦИИ
Теория самоэффективности (С) Альберта Бандуры
С — ощущение себя компетентным в конкретной деятельности. Вера человека, что он может действовать эффективно, знает, как это делать; вера в свои способности в какой-то деятельности.
С обеспечивает настойчивость, эффективность человека, залог низкой тревоги, высокого самоуважения.
С формируется под влиянием:
- опыта собственных успехов
- наблюдение за чужими достижениями
- вербальные убеждения авторитетного человека в его эффективности
- воспринимаемое человеком собственное эмоционально-физиологическое состояние (здоров, бодр, радостен)
Характеристики С:
- уровень (сложность решаемой задачи)
- обобщенность (могут ли переноситься из области в область)
- сила (количественная оценка)
Все это влияет на уровень мотивации, настойчивость и тд.
Надорганические потребности — социальные, культурные аспекты мира. Не витальные, но все равно необходимы для сохранения родовых свойств человека.
Характеристики:
- активный способ удовлетворения
- ненасыщаемость
- динамика не подчиняется гомеостатической модели
Потребность в аффилиации (частный случай потребности в общении). Аффилиация предполагает равные отношения: любить, дружить, быть в группе — взаимные, одинаково удовлетворяющие отношения, равноправие.
При шизофрении нарушение потребности в общении.
Проявляется очень рано: 1,5 месяца — ребенок начинает улыбаться при виде матери. Из этой потребности в эмоциональном общении вырастают впоследствии все остальные.
Чем больше удовлетворяешь потребность — тем больше она развивается (касается и познания, и общения, и др).
Синдром госпитализма — в год ребенок не проявляет интереса к общению, не реагирует на внешние воздействия.
При недостатке эмоционального общения хуже развивается и интеллект, и тело, и иммунитет.
Харлоу: говорил, что потребность в любви, общении не связана, не зависима от удовлетворения пищевой потребности, развивается не на ее базе. Эксперименты на макаках-сиротах. После суток с матерью отделяли от нее, удовлетворяли все потребности. Но они привязывались к коврикам. Помещал в условия, где были суррогатные матери – конструкции. Тактильный контакт – главное; ощущение защищенности, безопасности. "Машина любви" — на суррогатную тряпичную мать детеныш чаще смотрит в окошко (которое сам может открывать в любое время).
Надежда на аффилиацию / страх отвержения (страх неудач, они переживаются болезненнее; поэтому избегают отношений, хотя хотят их). Когда они одинаково высоки — конфликтное поведение. Когда одинаково низкие — шизоидная личность.
В случае незнакомых людей — прямая зависимость ожиданий и мотивации (если думаю, что общаться будет просто, мотивация начать общение растет).
Эксперимент Шехнера. Люди предпочитают ждать неприятности в группе собратьев (студенты, которых скоро будут бить током). Или же ждут в одиночестве. Ждать в группе иных студентов нежелательно.
Познавательная потребность — тоже считается самостоятельной, не производной от органических потребностей. Удовлетворение этой потребности — награда за какое-то поведение (после сложных экспериментов обезьянам разрешали посмотреть в окошко на ученого — это был достаточный стимул).
Возможно, вырастает из потребности сенсорной стимуляции.
Потребность в ощущениях — нарушения психического развития при депривации.