П Р О Т О К О Л

ВЫВОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЕДЕНИЮ УРОКА:

 

Анализ плотности урока и затрат времени на различные виды деятельности по итогам расчетно-графических данных показывает, что абсолютная плотность на уроке составила 100%. Высокие показатели общей плотности следует рассматривать как результат тщательной подготовки учителя к уроку, рационального использования спортивного инвентаря и спортивной площадки, подключения других технических средств ведения учебного процесса. Учителем осуществлялся обоснованный выбор методов и приемов четкой организации занимающихся на уроке, что выразилось своевременностью и четкостью начала и окончания урока, правильным построением и необходимыми перестроениями учащихся. Серьезное внимание уделялось мерам индивидуального повышения сознательности и активности, обеспечению высокой исполнительной дисциплины учащихся. Педагог проявил должную требовательность, настойчивость в организационных моментах урока, владел приемами правильного эмоционально-волевого и речевого воздействия на учащихся, что и обеспечило, в целом, высокий организационно-методический уровень проведения урока. Это и стало основой к исключению неоправданных потерь времени на уроке; всего лишь незначительный процент времени затрачен на организационно-установочные мероприятия («вспомогательные действия» - 5,6%, «объяснение и показ, слушание и наблюдение» - 7,3%).

Следует отметить высокую методическую подготовленность учителя на уроке, целевой и направленный подбор упражнений, соответствующих особенностям возраста, физической подготовленности школьников. Четко прослеживалась тенденция рационального регулирования нагрузки на уроке, учет двигательной активности и отдыха в педагогическом процессе (удельный вес времени графы «отдых» составил 2,5%, в целом же, двигательная активность на уроке оставалась очень высокой). Учитель смог добиться правильного сочетания работы над двигательными умениями и навыками, обеспечил сопряженное воздействие на физические способности учащихся. Достаточное разнообразие применяемых методов обучения и воспитания, их соответствие поставленным задачам, особенностям учебного материала, условиям работы и индивидуальным особенностям занимающихся и определило столь высокие показатели «моторной» плотности урока, - 84,6%.

На уроке баскетбола в 5 классе, как считают многие авторы, "моторная плотность" должна достигать 60-70% (В.В.Петровский, 1986; Л.П.Шульгатый, 1990), а в зависимости от задач урока - 50% в учебных и 70-80% - в тренировочных уроках (Б.М.Шиян, 1988). В нашем случае показатели «моторной плотности» соответствуют верхним границам средних данных по группе, типу урока (учебно-тренировочный), материалу урока (в игровых уроках «моторная плотность» устанавливается высокой), возрасту занимающихся. Отмеченные показатели определенно подчеркивают высокий методический уровень проведения урока и соответствующую квалификацию учителя, а также служат примером к внедрению положительного опыта в практику ведения уроков физической культуры.

 

Вопросы к самостоятельной работе студентов:

1. Укажите, в чем состоит цель хронометрирования?

2. Что понимается под «общаей (абсолютной)» и «моторной (относительной)» плотностью урока физической культуры?

3. Расскажите о предварительной подготовке исследователя к проведению хронометрирования.

4. Расскажите о наблюдениях и регистрации текущих действий исследователя во время проведения хронометрирования.

5. Расскажите о расчетных действиях и логически-графических операциях исследователя по составлению хронокарты урока.

 

 

 

Внутренняя развертка протокола выглядит следующим образом

Виды деятельности учащегося Показания секундомера от начала урока или время окончания вида действий, мин ЧСС Примечание
10 сек 1 мин
         

 

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА № 2.

 

Тема: Методы анализа эффективности урока физической культуры. Изучение динамики пульсовой кривой.

Алгоритм практических действий (план работы):

1. Предварительная подготовка к проведению практической работы: знакомство с научно-методической литературой, анализ лекционного материала, подготовка протокола пульсометрии, необходимого инструментария к проведению исследований.

2. Учебно-исследовательская работа студента в процессе урока физической культуры на одной из практических баз.

3. Расчетно-графические работы по оформлению протокола пульсометрии, осмысление итогов исследовательской работы, представление выводов и методических рекомендаций по ведению урока физической культуры.

4. Творческое обсуждение итогов исследования в беседе с преподавателем.

Литература:

1. Анализ интенсивности физической нагрузки учеников на уроке физкультуры в школе: Метод. указания / Подг. В.В.Михайлов. – Малаховка, 1987. – 16 с.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С.343-347.

3. Методические рекомендации по педагогической практике в общеобразовательной школе студентов Ш курса института физической культуры / Подг. В.В.Петровский и др. – М., 1986. – 62 с.

4. Минаев Б.Н., Шиян Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студ. пед. спец. ВУЗов. – М.: Просвещение, 1989. – С.126-132.

5. Педагогическая практика в школе: Учеб. - метод. рекомендации / Подг. Шульгатый Л.П. и др. – Краснодар, 1990. – 44 с.

6. Сироткина Б.А. Анализ урока физической культуры в общеобразовательной школе: Метод. пособие. – М., 1990. – 21 с.

7. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов и пед. училищ / Ред. Б.М.Шиян. – М.: Просвещение, 1988. – С.152-159.

8. Хан А.Н. Теория урока физической культуры. – Изд-во Саратов. ун-та, 1989. – 55 с.

9. Юровский С.Ю., Горбань А.Н. Методические разработки по педагогической практике в общеобразовательной школе. – Малаховка, 1979. – Ч.2. – 44 с.

 

 

Муниципальная школа общего (полного) среднего образования

№ 95 г. Воронежа

 

Исследование провел: учитель физкультуры Л.А.Германова