П Р О Т О К О Л
ВЫВОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЕДЕНИЮ УРОКА:
Анализ плотности урока и затрат времени на различные виды деятельности по итогам расчетно-графических данных показывает, что абсолютная плотность на уроке составила 100%. Высокие показатели общей плотности следует рассматривать как результат тщательной подготовки учителя к уроку, рационального использования спортивного инвентаря и спортивной площадки, подключения других технических средств ведения учебного процесса. Учителем осуществлялся обоснованный выбор методов и приемов четкой организации занимающихся на уроке, что выразилось своевременностью и четкостью начала и окончания урока, правильным построением и необходимыми перестроениями учащихся. Серьезное внимание уделялось мерам индивидуального повышения сознательности и активности, обеспечению высокой исполнительной дисциплины учащихся. Педагог проявил должную требовательность, настойчивость в организационных моментах урока, владел приемами правильного эмоционально-волевого и речевого воздействия на учащихся, что и обеспечило, в целом, высокий организационно-методический уровень проведения урока. Это и стало основой к исключению неоправданных потерь времени на уроке; всего лишь незначительный процент времени затрачен на организационно-установочные мероприятия («вспомогательные действия» - 5,6%, «объяснение и показ, слушание и наблюдение» - 7,3%).
Следует отметить высокую методическую подготовленность учителя на уроке, целевой и направленный подбор упражнений, соответствующих особенностям возраста, физической подготовленности школьников. Четко прослеживалась тенденция рационального регулирования нагрузки на уроке, учет двигательной активности и отдыха в педагогическом процессе (удельный вес времени графы «отдых» составил 2,5%, в целом же, двигательная активность на уроке оставалась очень высокой). Учитель смог добиться правильного сочетания работы над двигательными умениями и навыками, обеспечил сопряженное воздействие на физические способности учащихся. Достаточное разнообразие применяемых методов обучения и воспитания, их соответствие поставленным задачам, особенностям учебного материала, условиям работы и индивидуальным особенностям занимающихся и определило столь высокие показатели «моторной» плотности урока, - 84,6%.
На уроке баскетбола в 5 классе, как считают многие авторы, "моторная плотность" должна достигать 60-70% (В.В.Петровский, 1986; Л.П.Шульгатый, 1990), а в зависимости от задач урока - 50% в учебных и 70-80% - в тренировочных уроках (Б.М.Шиян, 1988). В нашем случае показатели «моторной плотности» соответствуют верхним границам средних данных по группе, типу урока (учебно-тренировочный), материалу урока (в игровых уроках «моторная плотность» устанавливается высокой), возрасту занимающихся. Отмеченные показатели определенно подчеркивают высокий методический уровень проведения урока и соответствующую квалификацию учителя, а также служат примером к внедрению положительного опыта в практику ведения уроков физической культуры.
Вопросы к самостоятельной работе студентов:
1. Укажите, в чем состоит цель хронометрирования?
2. Что понимается под «общаей (абсолютной)» и «моторной (относительной)» плотностью урока физической культуры?
3. Расскажите о предварительной подготовке исследователя к проведению хронометрирования.
4. Расскажите о наблюдениях и регистрации текущих действий исследователя во время проведения хронометрирования.
5. Расскажите о расчетных действиях и логически-графических операциях исследователя по составлению хронокарты урока.
Внутренняя развертка протокола выглядит следующим образом
Виды деятельности учащегося | Показания секундомера от начала урока или время окончания вида действий, мин | ЧСС | Примечание | |
10 сек | 1 мин | |||
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА № 2.
Тема: Методы анализа эффективности урока физической культуры. Изучение динамики пульсовой кривой.
Алгоритм практических действий (план работы):
1. Предварительная подготовка к проведению практической работы: знакомство с научно-методической литературой, анализ лекционного материала, подготовка протокола пульсометрии, необходимого инструментария к проведению исследований.
2. Учебно-исследовательская работа студента в процессе урока физической культуры на одной из практических баз.
3. Расчетно-графические работы по оформлению протокола пульсометрии, осмысление итогов исследовательской работы, представление выводов и методических рекомендаций по ведению урока физической культуры.
4. Творческое обсуждение итогов исследования в беседе с преподавателем.
Литература:
1. Анализ интенсивности физической нагрузки учеников на уроке физкультуры в школе: Метод. указания / Подг. В.В.Михайлов. – Малаховка, 1987. – 16 с.
2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С.343-347.
3. Методические рекомендации по педагогической практике в общеобразовательной школе студентов Ш курса института физической культуры / Подг. В.В.Петровский и др. – М., 1986. – 62 с.
4. Минаев Б.Н., Шиян Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студ. пед. спец. ВУЗов. – М.: Просвещение, 1989. – С.126-132.
5. Педагогическая практика в школе: Учеб. - метод. рекомендации / Подг. Шульгатый Л.П. и др. – Краснодар, 1990. – 44 с.
6. Сироткина Б.А. Анализ урока физической культуры в общеобразовательной школе: Метод. пособие. – М., 1990. – 21 с.
7. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов и пед. училищ / Ред. Б.М.Шиян. – М.: Просвещение, 1988. – С.152-159.
8. Хан А.Н. Теория урока физической культуры. – Изд-во Саратов. ун-та, 1989. – 55 с.
9. Юровский С.Ю., Горбань А.Н. Методические разработки по педагогической практике в общеобразовательной школе. – Малаховка, 1979. – Ч.2. – 44 с.
Муниципальная школа общего (полного) среднего образования
№ 95 г. Воронежа
Исследование провел: учитель физкультуры Л.А.Германова