Вид хронокарты урока физической культуры
Внутренняя развертка протокола хронометрирования
выглядит следующим образом:
Виды деятельности учителя и учащихся | Показания секундомера, мин’сек” | Время, мин’сек” | Примечание | |||||
выполнения физических упражнений | объяснений и показа, слушания и наблюдений | отдыха | вспомогательные действия | простой | ||||
(рекомендации Л.П.Матвеева,1991) [3]
Отсчет времени с начала урока, по частям и разделам | Части, разделы и элементы содержания урока | Затраты времени на уроке, мин’сек” | Примечание | ||||||||
Объяснение, показ, мин’сек” | Выполнение упражнений | Отдых | Другие | ||||||||
Чистое время, мин’сек” | Параметры внешней нагрузки, м, кг, баллы | Параметры внутрен-ней нагрузки, ЧСС | Время активного отдыха, мин’ сек” | Время пассивного отдыха, мин’ сек” | Неизбежные затраты, мин’ сек” | Простои, мин’ сек” | |||||
.
(рекомендации Б.М.Шияна,1988)[8]
Действия на уроке | Время окончания действия, мин | Преимущественно двигательная работа, мин | Преимущественно умственная работа, мин | Вспомогательные действия, мин | Отдых, мин | Нецелесообразная трата времени | Примечание | ||||
+ | - | + | - | + | - | + | - | ||||
Примечание. Знаком "+" кодированы рациональные затраты времени при выполнении действия; знаком "-" нецелесообразные, по мнению исследователя, затраты времени.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА № 1.
Тема: Методы анализа эффективности урока физической культуры. Хронометрирование урока.
Алгоритм практических действий (план работы):
1. Предварительная подготовка к проведению практической работы: знакомство с научно-методической литературой, анализ лекционного материала, подготовка протокола хронометрирования, необходимого инструментария к проведению исследований.
2. Наблюдение и регистрация текущих действий в уроке физической культуры на одной из практических баз.
3. Расчетные действия и графическое изображение плотности урока. Анализ результатов исследовательской работы, представление выводов и методических рекомендаций по ведению урока физической культуры.
4. Творческое обсуждение итогов исследования в беседе с преподавателем.
Литература:
1. Анализ интенсивности физической нагрузки учеников на уроке физкультуры в школе: Метод. указания / Подг. В.В.Михайлов. – Малаховка, 1987. – 16 с.
2. Анализ проведения урока физкультуры / Авт.-сост. В.А.Муравьев, И.П.Залетаев. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 92 с.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С.343-347.
4. Методические рекомендации по педагогической практике в общеобразовательной школе студентов Ш курса института физической культуры / Подг. В.В.Петровский и др. – М., 1986. – 62 с.
5. Минаев Б.Н., Шиян Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студ. пед. спец. ВУЗов.– М.: Просвещение, 1989. – С.126-132.
6. Педагогическая практика в школе: Учеб. - метод. рекомендации / Подг. Шульгатый Л.П. и др. – Краснодар, 1990. – 44 с.
7. Сироткина Б.А. Анализ урока физической культуры в общеобразовательной школе: Метод. пособие. – М., 1990. – 21 с.
8. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов и пед. училищ / Ред. Б.М.Шиян. – М.: Просвещение, 1988. – С.152-159.
9. Хан А.Н. Теория урока физической культуры. – Изд-во Саратов. ун-та, 1989. – 55 с.
10.Юровский С.Ю., Горбань А.Н. Методические разработки по педагогической практике в общеобразовательной школе. – Малаховка, 1979. – Ч.2. – 44 с.
Муниципальная школа общего (полного) среднего образования
N 95 г.Воронежа