Великобритания

Алматы 2013

Выполнил: Сагынбек Б. А.

Последствия Второй мировой войны. Великобритания вышла из Второй мировой войны победительницей, но ста­ла должником США. Это двойственное положение премьер-министр Великобритании в годы войны У. Черчилль назвал «триумф и трагедия».

С окончанием войны коалиционное правительство распа­лось, и на парламентских выборах в июле 1945 г. возобно­вилась партийно-политическая борьба за власть между дву­мя главными соперниками: консервативной и лейборист­ской партиями. Традиционно побеждает одна из них. Этот политический маятник действует и поныне. На первых по­слевоенных выборах успех сопутствовал лейбористской партии.

Лейбористское правительство. 1945-1951 гг. Лейбори­сты выступили перед избирателями с обширной програм­мой реформ в социальной области. Программа лейбористов называлась .Лицом к будущему.. Консервативная партия не имела четкой программы и уповала на авторитет У. Чер­чилля. Консерваторы не учли настроений англичан, желав­ших реального улучшения условий жизни, и потерпели тя­желое поражение. Лейбористы получили две трети мест в палате общин.

Лейбористская партия выполнила в основном свои обещания. Правительство осуществило национализацию и передачу в государственное управление Английского банка, угольной и газовой промышленности, электростан­ций, телеграфа и радиосвязи, гражданской авиации, водно­го и железнодорожного транспорта, частично черной метал­лургии. Огосударствление происходило за выкуп. В этих сферах хозяйства было занято около 20% наемных работни­ков. В 1946 г. был полностью отменен репрессивный закон о профсоюзах 1927 г., в 1945-1948 гг. введена новая ком­плексная система социального страхования и обеспечения, включавшая пособия по безработице, при утере работоспо­собности, профзаболевании, пенсии по старости и вдовам. Была повышена заработная плата более 10 млн рабочим. На­конец, в 1948 г. была создана национальная служба здраво­охранения и введена бесплатная система медицинского об­служивания. Лейбористы считали, что путем постепенных реформ Великобритания перейдет к «демократическому социализму» .

Консервативные правительства. 1951-1964 гг. В ок­тябре 1951 г. победивший на выборах У. Черчилль вновь сформировал правительство. Консерваторы не стали отме­нять социальную структуру, созданную лейбористами. Бо­лее того, они восприняли идею «государства благосостоя­ния», сделав выводы из поражения 1945 г. Консерватив­ная партия оставалась у власти 13 лет. Она обнаружила способность приспосабливаться к меняющейся ситуации и использовать новые методы государственного руко­водства и социально-экономической политики.

Очередные выборы в парламент в 1964 г. не дали особого перевеса какой-либо партии. Консерваторы и лейбористы получили примерно одинаковое число голосов (около 12 млн), но счастье на сей раз улыбнулось лейбористам.

Правительство г. Вильсона (1964 1970) продолжило линию на выработку перспективного экономического пла­на, начатого еще консерваторами. Г. Вильсон особенно наде­ялся на развитие научно-технического потенциала стра­ны. С этой целью в 1965 г. парламентом был принят первый «национальный пятилетний экономический план». Для вы­полнения плана Г. Вильсон должен был обеспечить сов­местные действия (правительство - бизнес - профсою­зы). Документ правительства «Декларация о намерениях» предлагал ограничить «разумными» пределами рост зарплаты и рост цен. Эта политика получила название «политика цен и доходов». Вначале ограничение «разум­ным» пределом роста зарплаты осуществлялось на добро­вольной основе, но после 1966 г. правительство прибегло к принудительному «замораживанию». На парламентских выборах 1970 г. победили консерваторы.

Экономическая политика э. Хита (,1970-1974) - курс на жесткую капиталистическую рационализацию производ­ства и ускорение экономического ростр «любой ценой». При Хите Великобритания вступила в ЕЭС. «Политика цен и до­ходов» была принята еще в более жестком варианте, был создан аппарат административного регулирования цен и зарплаты. На свет появился уже консервативный вариант антипрофсоюзного закона «Об отношениях в промышленно­сти». Он предусматривал жесткие ограничения на профсо­юзную деятельность и забастовки. Закон был принят, но это подняло на борьбу весь БКТ и входящие в него профсоюзы. Страна оказалась перед угрозой всеобщей забастовки, и Хит решил назначить новые парламентские выборы, рассчи­тывая, что пресса и обыватели поддержат его, а не рабочих. С незначительным перевесом на выборах 28 февраля 1974 г. победили лейбористы (301 место против 296).

Премьер-министр г. Вильсон (в 1976 г. его сменил на этом посту Дж. Каллагэн) вынужден был принять другой план и вариант «политики цен и доходов». Главной осью политики правительств Вильсона-Каллагэна (1974-1979) был «социальный контракт», то есть соглашение проф­союзов в лице БКТ и правительства, по которому профсою­зы сдерживают требование повышения заработной платы(до 5% в год), а правительство сдерживает цены и прово­дит согласованные реформы в интересах трудящихся. Действие «контракта» продолжалось до осени 1978 г., ко­гда съезд БКТ, представлявший 12 млн членов профсою­зов, его отклонил, поскольку вопреки соглашению про­изошло снижение реальной заработной платы.

«Эра Маргарет Тэтчер». Консервативные правительст­ва. 1979-1997 гг. Еще до победы на выборах в 1979 г. консервативная партия выработала программу выхода из кризисов - «Правильный подход» И избрала нового лиде­ра партии - Маргарет Тэтчер.

В программе консервативной партии был разработан нео­консервативный вариант борьбы с кризисом и инфляцией. Прежние установки и идеи «полной занятости»; «государс­тва благосостояния» и бюджетного дефицита были отбро­шены. Новая политика в области экономики и социальной сферы получила название «тэтчеризм». Прежде всего на­чалась жесткая монетаристская политика - ограниче­ние денежной массы в обращении, сокращение расходов, что снижало инфляцию, но вело к росту безработицы!

В 80-е гг. после нескольких лет жесткой монетарист­ской политики создались условия для снижения инфля­ции и роста инвестиций В итоге в отличие от застоя пред­шествующего десятилетия Великобритания совершила скачок в развитии производства, а по росту производи­тельности труда обогнала все развитые капиталистические европейские страны.

Правительство взяло курс на сокращение бремени госу­дарственных расходов на содержание мало эффективного или просто убыточного госсектора путем распродажи. Приватизация дала в бюджет свыше 28 млрд фунтов стер­лингов. Акционерами фирм и предприятий стали миллио­ны граждан. Число владельцев акций возросло с 7 до 25% взрослого населения страны. Другой мерой правительства Тэтчер по упрочению частнособственнических отноше­ний была распродажа жилищного фонда муниципалите­тов и городов. За 80-е гг. 1,1 млн семей смогли выку­пить по льготам квартиры и дома. К 1990 г. 65% семей(из 20 млн) имели собственные дома. Британское общество иногда стали называть обществом двух третей среднего класса однако почти треть населения нуждалась в государ­ственном вспомоществовании - безработные, матери-оди­ночки, больные, инвалиды, малообразованные, не обучен­ная профессиям молодежь и т. д Консерваторы сохранили эту сферу государственной социальной политики. Наконец, сложная для всех британских правительств проблема отношений с про союзами. Тэтчер заняла в этом вопросе жесткую антипрофсоюзную линию, традиционно свойственную консервативной партию Грубой силой были подавлены стачки шахтеров. протестовавших против за­крытия нерентабельных шахт, забастовки почтовиков, по­лиграфистов; выступивших за сохранение рабочих мест в технологически устаревших сферах производства. Модель корпоративного взаимодействия правительство - проф­союзы - бизнес) была заменена системой: новая государ­ственная политика поощрения бизнеса и курс на преобла­дающее саморегулирование экономических процессов посредством рыночно-финансовых отношений, Именно благодаря активизации частного сектора, рыночных меха­низмов и инвестиционной политике за 80-е гг. было созда­но, около 2,5.млн рабочих мест.

Преемником М. Тэтчер на посту лидера партии и премь­ер-министра стал Дж. Мейджор (1990-1997), политика которого опиралась на главные принципы «тэтчериз­ма» «демократию собственников» поощрение конку­ренции, приватизацию, снижение прямого налогообложе­ния бизнеса,

Консерваторы находились у власти рекордно долго ­16 лет, в стране накапливались социальные проблемы.

«Третий путь» Энтони Блэра. На парламентских выбо­рах в мае 1997 г. с огромным перевесом победу одержали лейбористы. Лидер партии Энтони Блэр сформировал пра­вительство, Он обещал прорыв в социальной политике, но без повышения налогов. Отказались лейбористы и от наци­онализации. Это свидетельствовало о существенном пере­смотре доктрины лейбористской партии, о ее поправении. Новый облик партии стал залогом ее успеха на выборах.

Инициатором этого курса был Блэр, который, став ли­дером партии в 1994 г., выступил за привлечение на сторо­ну лейбористов не только рабочих, но и представителей малого бизнеса, менеджеров, домовладельцев, врачей, учителей. По предложению Блэра в 1995 г. была отменена IV статья устава партии об «общественной собственности на средства производства.. Задачей ставится создание «динамичной экономики» В которой предпринимательст­во, рынок и конкуренция тесно взаимодействуют с начала­ми партнерства и кооперации..

,Свою политическую платформу Блэр определил как «но­вый лейборизм., или «третий путь». «Третий путь» отвер­гает как крайности тэтчеризма, так и прежний подход лейбористов к огосударствлению экономики в духе соци­ализма. "Предлагается «новая смешанная экономика», в рамках которой государство способствует развитию част­ной инициативы активно действует в тех случаях, когда частной инициативы недостаточно, и выполняет важную социальную роль. Эта политика нашла отклик у избирате­лей и вновь принесла успех лейбористам на выборах 2001 г.

Ольстеркий кризис и национальные проблемы. После создания в 1921 г. Ирландской республики Великобрита­ния сохранила за собой шесть северных графств острова(Ольстер) населенных на одну треть католиками-ирландца­ми и на две трети протестантами, выходцами из Шотландии и Уэльса. Отношения между двумя религиозными община­ми традиционно были конфликтными. В 1968 г. началось движение католического меньшинства за гражданские пра­ва, Оно было вызвано разгоном демонстрации, после чего воль стере произошли массовые беспорядки. Попытки бри­танских правительств решить конфликт в последующие три десятилетия не принесли успокоения в мятежные графства. В мае 1998 г. было достигнуто соглашение о прекращении конфронтации в Ольстере и создании вы­борных органов самоуправления,

В 60-80-е гг. оживилось движение за национальную и культурную автономию в Шотландии и Уэльсе, план 4дево­люции» - расширения автономного управления этих регио­нов, предложенный в 70-е гг., не был поддержан населени­ем. Только на референдумах 1997 г. в Шотландии и Уэльсе, проведенных лейбористами, этот план был одобрен, и в 1999 г. состоялись первые выборы в новые представитель­ные органы власти - шотландский парламент и ассамб­лею Уэльса.

В рамках обещанной лейбористами конституционной реформы в 1998 г. начался первый этап реформирования па­латы лордов - ограничение прав наследственных лордов.

Внешняя политика Великобритании. Лондон традици­онно играл первые роли в 4концерте» европейских 4 вели­ких держав. После Второй мировой войны положение изменилось. Пальма первенства и 4мировая ответственность перешли к США, а в Европе Великобритания ока­залась почти в изоляции, Ее особое место определялось тройственной ролью: Великобритания стала главным партнёром США на международной арене в то же время она оставалась одной из основных западно европейских держав, и, наконец, она была главой Содружества наций, при этом территория доминионов в 20 раз превышала тер­риторию метрополии.

Франция настороженно относилась к англо-американскому тесному взаимодействию, считая Англию троян­ским конем США. Это одна из причин, почему Франция блокировала вплоть до 1973 г. вступление Великобрита­нии в Европейское экономическое сообщество.

Особую позицию Великобритания заняла в области ядерных вооружений. Как и французское, британские правительства, независимо от партийности, отстаивали право Великобритании иметь свое ядерное оружие.

Участие Великобритании в разработке и принятии в Маастрихте в 1992 г. документов о развитии запад­ноевропейской интеграции было важным свидетельством переориентации британской политики с атлантического(ориентация на США) на европейское направление. Одна­ко в военно-политической сфере Великобритания остается главным партнером США в рамках НАТО.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему консервативная партия и ее лидер У. Чер­чилль потерпели поражение на выборах 1945 г.?

2. Почему британский опыт послевоенных реформ стал основой теории «государства благосостояния»?

3. Оцените роль профсоюзов Великобритании в политической жизни и пар­тийной борьбе в стране.

4. Чем различаются идеология и политика лейбори­стов и консерваторов? Объясните на примере Англии суть «политического маятника».

5. Укажите основные линии экономической политики правительств М Тэтчер. Что общего в деятельности правительств Рейгана и Тэтчер?

6. Что обеспечило успех лейбористской партии на выборах в 1997 и 2001 гг.? В чем новизна политики «третьего пути», провозглашенной Блэром?

7. В чем суть Ольстерского кризиса?

8. Каковы особенности внешней политики Велико­британии после Второй мировой войны?