Восстановление и модернизация экономики стран Запада. Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970 гг.

К началу 50-х гг. европейские страны восстановили в ос­новном довоенный уровень производства. В последующие, 50-е и 60-е гг. экономическое развитие в большинстве стран Запада отличалось высокими темпами роста. Уже тогда появились термины, отражавшие необычность положения: «итальянское чудо», западногерманское чудо», «японское чудо». Среднегодовые темпы экономиче­ского роста за 1948-1963 гг. были весьма высокими: Франция - 4,6%, Федеративная Республика Германии ­ 7,6%, Италия - 6%, Голландия - 4,7% и т. д. Несколь­ко отставала Великобритания (2,5%). Ряд причин таких небывалых темпов развития можно отнести к особен­ностям политики правительств в той или иной стране, однако имелись международные условия, облегчавшие сравнительно быстрое восстановление и модернизацию экономики стран Запада.

Новые международные условия. Еще в годы второй мировой войны развитые капиталистические страны, и прежде всего США, заблаговременно предприняли меры по финансовой и валютной стабилизации, чтобы не допус­тить того финансового хаоса который имел место в Евро­пе после Первой мировой войны.

В 1944 г. в Бретон-Вудсе (США) на конференции Объ­единенных Наций представители 44 стран создали так на­зываемую бретонвудскую валютную систему. Участни­ки конференции условились установить фиксированное золотое содержание доллара, на который ориентирова­лись курсы иных валют. Создавались также Междуна­родный валютный фонд и Международный банк рекон­струкции и развития, которые предоставляли кредиты странам - членам банков. Другая важная мера - « план Маршалла» (по имени госсекретаря США) – оказание Соединенными Штатами помощи странам Запада для эко­номического восстановления. За 1948-1952 гг. эта по­мощь составила 13 млрд долларов.

Стабилизация валютных курсов была важной предпосылкой экономического восстановленияДругой, возможно, важнейшей причиной послевоенно­го экономического восстановления и длительного подъема стало создание более здорового климата для мировой торговли. Это был поворот от политики протекционизма и таможенных войн к либерализации мировой торговли. В этом длительном процессе либерализации многие стра­ны, прежде всего США, отошли от довоенной политики изоляционизма и протекционизма и перешли к политике более открытого мирового рынка и стабильных валютных курсов.

В 1947 г. 23 индустриальных государства подписали Генеральное соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ), которое открыло первый раунд переговоров и соглашений о сокращении пошлин и либерализации торговли только США сократили тогда ввозные пошлины на 50%. Затем последовали новые переговоры, и их последний раунд завершился в 1995 г. созданием вместо ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО), в которую ныне входит боль­шинство стран мира.

Ускоренный рост мировой торговли был причиной и следствием экономического бума в течение почти трех послевоенных десятилетий. С 1948 по 1960 г. ежегодный рост мировой торговли составлял 6%, а с 1960 по 1973 г. поднялся до 9%. В Европе объем торговли за период 1950-1970 гг. вырос с 18 млрд до 129 млрд долл. Это была торговля преимущественно между развитыми стра­нами. Это означало, что производство в индустриальных странах вышло из узких национальных рамок на бо­лее свободный, чем в прошлые десятилетия, мировой ры­нок.

Одной из причин экономического подъема было внедре­ние новой техники и технологии. За время экономиче­ских кризисов 30-х гг. и период воины оборудование изно­силось, и его обновление на основе накопленного опыта и научно-технических знаний стало важной предпосылкой роста производства. В первые послевоенные десятилетия было налажено массовое производство новых изделий и потребительских товаров. Механизация, биотехнология и химизация произвели революцию в сельском хозяйстве.

К соединение массового производства, новых технологий, массового потребления и рациональной организации про­изводства определили длительный и ускоренный подъ­ем экономики индустриальных стран в 1950-1970-е гг. и в целом мировой экономика период 1913-1950 гг. среднегодовые темпы прироста производства в мире составляли 1,9%, в 1950-1973 гг. - 4,9%, в 1973­ - 1993 гг. - 3%.

Известно, что без горючего и энергии любой механизм обречен на покой. Что же двигалопослевоенный экономи­ческий бум? Нефть! Нефть стала главным двигателем экономической жизни. За период 1950-1973 гг. производство нефти выросло в 6 раза. Открыты были новые, ис­ключительно богатые и дешевые' источники нефти на ближнем Востоке в районе Персидского залива, в Север­ной Африке и Азии. Накануне энергетического кризиса в конце 60-х гг. баррель нефти стоил 1,5 долл. В европей­ской экономике в послевоенные годы упало производство и использование угля. Свои энергетические потребности Европа более чем наполовину обеспечивала за счет нефти. На нефти и дешевом сырье процветала нефтехими­ческая и обрабатывающая промышленность, осуществ­лялась моторизация и механизация в индустриальных и развивающихся странах.

Наконец, важно отметить и политический фактор эко­номического подъема. Все индустриальные страны после окончания Второй мировой войны оказались перед необ­ходимостью решать проблему: сохранять и в какой степе­ни государственное регулирование и государственные рас­ходы или возвращаться к условиям рыночного механизма регулирования экономики? Был избран средний путь­ «смешанная экономика» использующая некоторые инст­рументы государственного регулирования и государст­венной собственности и институты частной собственности и частного предпринимательства. Это сочетание государ­ственного регулирования и поощрения частнохозяйствен­ной предпринимательской активности позволило обеспе­чить ускоренный рост экономики. Но в середине 70-х гг. эта политика дала сбой. Новым явлением для Европы стало осуществление экономической интеграции: в 1951 г. было создано Евро­пейское объединение угля и стали, в которое вошли пред­приятия черной металлургии, каменноугольной и железо­рудной промышленности шести стран, что позволило им(Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ) получать беспошлинно необходимую для восстановления и развития продукцию тяжелой промышленности. В 1957 г. указанные шесть стран создали Европейское экономическое сообщество (Общий рынок), в котором предусматривалось поэтапное обеспечение свободного перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Великобритания не вошла в ЕЭС (этому противилась Франция) и создала Европейскую ассоциацию свободной торговли, которая включала семь других западноевропейских стран. Ослабление, а затем и снятие таможенных барьеров в Западной Европе позволило создать емкий ры­нок для взаимной торговли и преодолеть тот развал меж­дународных хозяйственных связей, который был порож­ден в 30-е гг. политикой протекционизма.

Кроме объективных причин интернационализации хо­зяйственных связей, эта экономическая стратегия стран

Запада определялась также противоборством двух вели­ких держав - СССР и CШA на мировой арене, их борьбой в области политики, экономики и идеологии. CШA рас­сматривали помощь европейским странам в восстанов­лении их экономики и демократических режимов как выполнение мировой ответственности CШA за спасение цивилизации от коммунистической угрозы.

Государственное регулирование. Первая половина ХХ в. убедительно показала, что без государственного регулиро­вания современная экономика развитых капиталистиче­ских стран нормально функционировать не может. Это признавали (но по-разному) сторонники всех политиче­ских течений: коммунисты, социал-демократы, либера­лы, консерваторы и экстремисты. Различия были в по­нимании степени государственного регулирования и его социальной направленности, насколько государство огра­ничивает или сохраняет базовые элементы эпохи класси­ческого капитализма - частную собственность, рынок как регулятор, товарно-денежные меновые отношения, кон­куренцию, личную свободу и инициативу.

В СССР огосударствление собственности, планирование, распределение, т. е. огосударствление всей Социальной и экономической жизни, привело к ликвидации демокра­тии и установлению тоталитарного коммунистического режима. Этот процесс начал осуществляться во всех стра­нах Восточной Европы, в Китае и других странах, соста­вивших после второй мировой войны мировую «социали­стическую систему».

В странах Запада были приняты иные принципы госу­дарственного регулирования экономики и стабилизации социальных отношений в обществе. Регулирование ры­ночных отношений, конкуренции и расширения потреби­тельского спроса, как уже отмечалось, теоретически раз­работал английский экономист д. М. Кейнс еще в 30-е гг. (теория «эффективного спроса»). Предлагалось в условиях кризиса осуществлять «накачку спроса., т. е. увеличивать государственные расходы, понижать налоги и банковский процент, чтобы стимулировать рост производства, а в условиях «перегрева. Экономики и инфляции сокращать расходы, повышать налоги и банковский процент. Эти ме­ры государственного регулирования были названы принципом «стой-иди».

После Второй мировой войны эти механизмы регулиро­вания широко применялись практически всеми инду­стриальными странами, что позволило в 50-60-е гг. сохра­нять сравнительно стабильный высокий уровень занятости. Что касается характера государственного регулирования и соответствующих реформ в области государственного вмешательства в экономику, то все зависело от степени та­кого вмешательства, его социального содержания и на­правленности. Этими механизмами государственного ре­гулирования и социальной инженерии одинаково могли пользоваться как тоталитарные, так и либерально-демо­кратические политические режимы.

 

Схема принципа макрорегулирования экономики «стой-иди»

 

Наименование   Ситуация кризисного спада (кризис)   Ситуация инфляционного бума (инфляция)
Государственные расходы Вверх Вниз
Налоги Вниз Вверх
Банковский процент Вниз Вверх
Влияние на экономику Иди Стой

Кейнсианство, таким образом, предлагало проводить политику государственного макрорегулирования. При этом демократия не свертывалась, а, наоборот, расширя­лась, деловая инициатива граждан поощрялась, социаль­ная защищенность, социальное страхование и помощь ма­лоимущим законодательно закреплялись. Эта модель государственного развития стала альтернативой тотали­тарному государству и получила название «государство благосостояния».

«Государство благосостояния». В 50-е и 60-е гг. в стра­нах Запада сложилось новое общество, особенностями которого стало достижение высокого уровня жизни, опре­деляемого массовым потреблением и социальной защи­щенностью. Важным показателем нового жизненного уровня было изменение в структуре потребительских рас­ходов. Так, французы в 1970 г. тратили на питание 25,6% личных доходов, на услуги (включая содержание транс­порта) - 35,3% . Англичане в 1960 г. тратили на питание25,4%, в 1970 г. - 20,7%, в 1985 г. - 14% личного дохо­да. Расходы на сферу услуг, наоборот, возросли: с 20,7% в 1960 г. до 39% в 1985 г.

Другим показателем «государства благосостояния. явилось развитие системы государственной и общест­венной Социальной помощи, развитие образования, здра­воохранения, многочисленные пособия по бедности, без­работице, многодетности, пенсионное обеспечение и сти­пендии.

Так, например, в Великобритании на социальное стра­хование в 1962 г. расходы составляли 5% валового нацио­нального Продукта, а в 1974 г. уже свыше 16%. В целом на социальные нужды в государственном бюджете Вели­кобритании в 1974 г. шло 28,6%.

В Скандинавских стра­нах эта доля была даже более высокой, достигая 50-60% всех бюджетных расходов.

Достижение такого уровня потребления стало возмож­ным благодаря росту производительности труда и пере­ориентации производства на предметы длительного поль­зования для массового покупателя. Массовое производство и массовое потребление. С пуском в августе 1913 г. первого автомобильного кон­вейера на заводе Форда началась новая, завершающая фаза развития того типа промышленного производства, который именовался «индустрия угля и стали. Фаза экстенсивного развития промышленности дополнилась конвейерно-поточным производством как материально­ технической основой массового производства. Но в 20­

30-е гг. этот тип массового производства даже в США не предполагал массового потребления, что и привело в 30-е гг. к экономическим кризисам перепроизводства.

Только после Второй мировой войны правительства стран Запада и Северной Америки сумели применить кейн­сианскую теорию «эффективного спроса». Рост заработной платы, социальных расходов, государственное распреде­ление вспомоществования и другие меры расширили со­вокупный спрос и создали массового потребителя важней­ших товаров длительного пользования (холодильники, стиральные машины, автомобили, радиоаппаратура, жилье и пр.). Именно благодаря таким структурным переменам в системе «производство - потребление» создалась воз­можность относительно длительного периода экономиче­ского подъема и высоких темпов роста, сокращения безра­ботицы до уровня полной в странах Запада в 50-60-е гг.

Символом этого экономического подъема стал авто­мобиль, подобно тому как это было в США в 20-е гг. В 1945 г. в Европе насчитывалось 5 млн личных автомоби­лей, а к началу 80-х гг. - уже 100 млн автомашин. В Ве­ликобритании в 60-е гг. число личных автомобилей удвои­лось и составило в 1970 г. 11,5 млн. В 1970 г. на каждую тысячу французских рабочих приходилось 636 автомоби­лей, 769 телевизоров, 844 холодильника. С точки зрения длительной перспективы состояние рынка товаров дли­тельного пользования приближалось в середине 70-х гг. к черте насыщения.

Механизация сельского хозяйства. Глубокие переме­ны произошли в сельском хозяйстве Западной Европы. Мощное развитие технологии и биотехнологии, сельско­хозяйственного машиностроения позволило в послевоен­ные десятилетия завершить механизацию и химизацию сельского хозяйства, резко сократить занятость. За 1950­-1962 гг. число тракторов выросло только в странах Обще­го рынка с 350 тыс. до 2,6 млн. К середине 60-х гг. Запад­ная Европа не только полностью стала обеспечивать себя продуктами питания, но и превратилась в крупного экс­портера продовольствия. Все это происходило при сокра­щении занятости в сельском хозяйстве (до 1/3 довоенного уровня).

Важной сферой поглощения освобождавшейся рабочей силы в промышленности и сельском хозяйстве была сфе­ра услуг, включающая также образование, здравоохране­ние и систему социального обеспечения.

Одной из причин ускоренного развития экономики ве­дущих стран была относительная дешевизна нефти и сырь­евых материалов, добываемых в странах «третьего мира», что позволило европейским странам в 50-60-е гг. перейти в значительной мере с угля на нефть в обеспечении энер­гией. Экстенсивный тип производства, при котором рост его в немалой степени обеспечивался материалоемкими и энергоемкими технологиями, позволил странам Запада добиться высокого уровня занятости и снижения безработи­цы до 2-3%, что считалось признаком полной занятости.

В итоге в 50-60-е гг. в странах развитого капитализма был завершен процесс индустриального развития экстен­сивного типа; основы которого были заложены еще в про­шлом веке. Его признаками было развитие тяжелой про­мышленности (прежде всего производство угля и стали), механизация и частичная автоматизация, а в ХХ в. - ши­рокое внедрение моторов, автомобильного и авиационного транспорта. В странах Запада к 1970 г. завершился этап зрелого индустриального общества.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Какие международные и внутренние условия обеспечили сравнительно быстрое восстановление экономики западноевропейских стран?

2. Чем были вызваны процессы экономической интеграции на примере Западной Европы?

3. Какова роль государственного регулиро­вания и государственной социальной политики и особенности «государства благосостояния»?

4. Как изменились быт и условия труда и жизни в 50­- 60-е гг. в странах Запада?

5. Каковы основные черты зрелого индустриального общества?

 

Экономический колледж КазЭУ имени Турара Рыскулова

Дисциплина: «Всемирная история»

Тема № 20: «Особенности экономического и политического развития стран Европы и Северной Америки.»