Филиал В Г. ОРЕНБУРГЕ

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ................................... Ошибка! Закладка не определена.

Лекция 1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ2

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ....................... 2

1.1. Физическая культура и спорт как Ошибка! Закладка не определена.

социальные феномены........................ Ошибка! Закладка не определена.

1.1.1.Физическая культура — часть общечеловеческой2культуры........ 2

1.1.2. Спорт — явление культурной жизни....................................................................... 3

1.1.3. Компоненты физической культуры........................................................................... 3

1.2. Физическая культура в 5

структуре профессионального образования.............................................. 5

1.2.1. Физическая культура студента....................................................................................... 5

1.2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения

и укрепления здоровья студентов, их физического и

спортивного совершенствования.................................................................................................. 9

1.2.3. Профессиональная направленность

физического воспитания....................................................................................................................... 10

1.2.4. Организационно-правовые основы физической

культуры и спорта...................................................................................................................................... 12

1.3. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении............ 14

1.3.1. Гуманитарная значимость физической культуры................................... 15

1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов

к физической культуре........................................................................................................................... 15

1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе......................... 17

Контрольные вопросы............................................................................... 23

Глава 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ........................................................................................................................... 24

Часть первая............................................................................................... 24

2.1. Организм как единая саморазвивающаяся

и саморегулирующаяся биологическая система....................................... 25

2.2. Анатомо-морфологические особенности и

основные физиологические функции организма...................................... 26

2.3. Функциональные системы организма................................................ 27

2.3.1. Костная система и ее функции....................................................................................... 27

2.3.2. Мышечная система и ее функции

(строение, физиология и биохимия мышечных

сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры)............................................ 30

2.3.3. Физиологические системы организма................................................................... 43

2.4. Внешняя среда и ее воздействие на

организм и жизнедеятельность человека.................................................. 52

2.5. Функциональная активность человека и

взаимосвязь физической и умственной деятельности............................... 54

2.6. Утомление при физической и умственной работе............................. 56

2.7. Биологические ритмы и работоспособность...................................... 59

2.8. Гипокинезия и гиподинамия............................................................... 60

2.9. Средства физической культуры, обеспечивающие

устойчивость к умственной и физической работоспособности................ 61

Контрольные вопросы............................................................................... 65

Часть вторая............................................................................................... 66

2.10. Физиологические механизмы и закономерности

совершенствования отдельных систем организма под

воздействием направленной физической тренировки.............................. 66

2.10.1. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы...................................................................................................................................................................... 66

2.10.2. Обмен веществ и энергии................................................................................................ 73

2.11. Органы пищеварения и выделения.................................................. 94

2.12. Железы внутренней секреции........................................................... 96

2.13. Сенсорные системы........................................................................... 97

2.14. Регуляция деятельности организма в различных условиях..... 99

2.14.1. Особенности функционирования центральной

нервной системы........................................................................................................................................... 99

2.14.2. Рефлекторная природа двигательной

деятельности. Формирование двигательного навыка.......................................... 99

2.14.3. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.................... 100

2.14.4. Краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.................................................. 101

2.14.5. Адаптация к нарушению биологических ритмов.............................. 104

2.14.6. Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. Его сосредоточение и переключение............................................................ 105

2.14.7. Работа в замкнутом пространстве....................................................................... 106

2.14.8. Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату........................................................................................................................................................................................ 106

2.14.9. Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости.................... 107

2.14.10. Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации............................................................................................................................................................. 107

Контрольные вопросы............................................................................. 108

Глава 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

СТУДЕНТА. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ................................................................ 109

3.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии........................... 109

3.2. Функциональное проявление здоровья в

различных сферах жизнедеятельности................................................... 111

3.3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье......................... 112

3.4. Здоровый образ жизни студента...................................................... 114

3.5. Влияние окружающей среды на здоровье....................................... 116

3.6. Наследственность и ее влияние на здоровье.................................... 117

3.7. Здоровье в иерархии потребностей и

ценностей культурного человека............................................................. 118

3.8. Направленность поведения человека

на обеспечение собственного здоровья, его самооценка........................ 119

3.9. Ценностные ориентации студентов на здоровый

образ жизни и их отражение в жизнедеятельности................................ 121

3.10. Содержательные характеристики

составляющих здорового образа жизни................................................. 124

3.10.1. Режим труда и отдыха..................................................................................................... 124

3.10.2. Организация сна..................................................................................................................... 125

3.10.3. Организация режима питания................................................................................. 126

3.10.4. Организация двигательной активности......................................................... 128

3.10.5. Личная гигиена и закаливание................................................................................ 130

3.10.6. Профилактика вредных привычек...................................................................... 134

3.10.7. Культура межличностного общения................................................................ 138

3.10.8. Психофизическая регуляция организма....................................................... 139

3.10.9. Культура сексуального поведения..................................................................... 142

3.10.10. Критерии эффективности использования здорового образа жизни 143

3.11. Физическое самовоспитание и

самосовершенствование — условие здорового образа жизни................ 144

Контрольные вопросы............................................................................. 147

Глава 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ............. 149

4.1. Объективные и субъективные факторы

обучения и реакция на них организма студентов................................... 149

4.2. Изменение состояния организма студента под

влиянием различных режимов и условий обучения.............................. 151

4.3. Работоспособность и влияние на нее

различных факторов................................................................................ 154

4.4. Влияние на работоспособность периодичности

ритмических процессов в организме....................................................... 156

4.5. Общие закономерности изменения

работоспособности студентов в процессе обучения............................... 157

4.6. Типы изменений умственной работоспособности студентов.......... 161

4.7. Состояние и работоспособность студентов

в экзаменационный период...................................................................... 161

4.8. Средства физической культуры в регулировании

психоэмоционального и функционального

состояния студентов в экзаменационный период................................... 164

4.9. Использование «малых форм» физической

культуры в режиме учебного труда студентов...................................... 167

4.10. Работоспособность студентов в условиях

оздоровительно-спортивного лагеря...................................................... 169

4.11. Особенности проведения учебных занятий

по физическому воспитанию для повышения

работоспособности студентов................................................................. 170

Контрольные вопросы............................................................................. 174

Глава 5. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.......................................... 175

Часть первая............................................................................................. 175

5.1. Методические принципы физического воспитания......................... 175

5.2. Средства и методы физического воспитания................................... 180

5.2.1. Средства физического воспитания......................................................................... 180

5.2.2. Методы физического воспитания.................................................. 180

5.3. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям........... 180

5.4. Воспитание физических качеств....................................................... 180

5.5. Формирование психических качеств, черт,

свойств личности в процессе физического воспитания.......................... 180

Контрольные вопросы............................................................................. 180

Часть вторая............................................................................................. 180

5.6. Общая физическая подготовка......................................................... 180

5.7. Специальная физическая подготовка............................................... 180

5.7.1. Спортивная подготовка..................................................................................................... 180

5.7.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки................................................................................... 180

5.8. Интенсивность физических нагрузок............................................... 180

5.9. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности 180

5.10. Значение мышечной релаксации (расслабления............................ 180

5.11. Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта 180

5.12. Формы занятий физическими упражнениями................................ 180

5.13. Построение и структура учебно-тренировочного занятия........... 180

5.14. Общая и моторная плотность занятия........................................... 180

Контрольные вопросы............................................................................. 180

Глава 6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ......................................................... 180

6.1. Мотивация и целенаправленность

самостоятельных занятий........................................................................ 180

6.1.1. Оптимальная двигательная активность

и ее воздействие на здоровье и работоспособность............................................. 180

6.1.2. Формирование мотивов и организация

самостоятельных занятий физическими упражнениями.................................. 180

6.2. Формы и содержание самостоятельных занятий............................. 180

6.2.1. Формы самостоятельных занятий........................................................................... 180

6.2.2. Содержание самостоятельных занятий............................................................. 180

6.2.3. Возрастные особенности содержания занятий.

Особенности занятий для женщин.......................................................................................... 180

6.2.4. Особенности самостоятельных занятий для женщин......................... 180

6.3. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями

различной направленности...................................................................... 180

6.3.1. Планирование объема и интенсивности физических

упражнений с учетом умственной учебной нагрузки.

Расчет часов самостоятельных занятий............................................................................. 180

6.3.2. Управление самостоятельными занятиями. Определение цели. Учет индивидуальных особенностей и проделанной работы. Корректировка тренировочных планов....................................................................................................................... 180

6.4. Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста. Взаимосвязь между интенсивностью занятий

и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки................................................. 180

6.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной

нагрузки для лиц студенческого возраста.............................................. 180

6.6. Энергозатраты при физической нагрузке

разной интенсивности.............................................................................. 180

6.7. Гигиена самостоятельных занятий................................................... 180

6.7.1. Гигиена питания, питьевого режима,

уход за кожей. Закаливание........................................................................................................... 180

6.7.2. Гигиенические требования при проведении

занятий: места занятий, одежда, обувь.............................................................................. 180

6.8. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

Профилактика травматизма.................................................................... 180

6.9. Участие в соревнованиях в процессе

самостоятельных занятий........................................................................ 180

Контрольные вопросы............................................................................. 180

Глава 7. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ................................................................. 180

7.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное

отличие от других видов занятий физическими упражнениями............ 180

7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений.................................. 180

7.3. Единая спортивная классификация. Национальные виды спорта в

спортивной классификации...................................................................... 180

7.4. Студенческий спорт. Его организационные особенности............... 180

7.4.1. Спорт в высшем учебном заведении.................................................................... 180

7.4.2. Спорт в свободное время студентов. Разновидности

занятий и их организационная основа............................................................................... 180

7.5. Студенческие спортивные соревнования......................................... 180

7.5.1. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности............................................................................................................................................... 180

7.5.2. Система студенческих спортивных соревнований................................ 180

7.6. Студенческие спортивные организации........................................... 180

7.7. Нетрадиционные системы физических упражнений........................ 180

7.8. Обоснование индивидуального выбора видов

спорта или систем физических упражнений........................................... 180

7.8.1. Мотивационные варианты и обоснование

индивидуального выбора студентов.................................................................................... 180

7.8.2. Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений........................................................... 180

Контрольные вопросы............................................................................. 180

Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ............................................ 180

8.1. Историческая справка....................................................................... 180

8.2. Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и

психические качества............................................................................... 180

8.3. Модельные характеристики спортсмена высокого класса.............. 180

8.4. Планирование тренировки в избранном виде

спорта или системе физических упражнений.......................................... 180

8.4.1. Перспективное планирование многолетней подготовки................ 180

8.4.2. Годичное планирование.................................................................................................... 180

8.4.3. Текущее и оперативное планирование.............................................................. 180

8.5. Пути достижения физической, технической,

тактической и психической подготовленности....................................... 180

8.6. Виды и методы контроля за эффективностью

тренировочных занятий........................................................................... 180

8.7. Специальные зачетные требования и нормативы

по годам (семестрам) обучения студентов.............................................. 180

8.8. Календарь студенческих внутривузовских и

вневузовских соревнований..................................................................... 180

8.9. Требования спортивной классификации и правил соревнований по избранному виду спорта................................................................................................... 180

Контрольные вопросы............................................................................. 180

Глава 9. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ............................. 180

9.1. Диагностика и самодиагностика организма при

регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом............. 180

9.2. Виды диагностики, ее цели и задачи................................................ 180

9.3. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность.................... 180

9.4. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений, тестов для оценки физического развития и физической подготовленности......................................................................................... 180

9.5. Педагогический контроль. Содержание, виды

педагогического контроля....................................................................... 180

9.6. Врачебно-педагогический контроль, его содержание..................... 180

9.7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования.............. 180

9.8. Дневник самоконтроля...................................................................... 180

9.9. Субъективные и объективные показатели самоконтроля................ 180

9.10. Методика определения нагрузки по показаниям пульса, жизненной емкости легких и частоте дыхания............................................................................ 180

9.11. Методика определения тяжести нагрузки по

изменениям массы тела и динамометрии................................................ 180

9.12. Оценка функциональной подготовленности

по задержке дыхания на вдохе и выдохе................................................ 180

9.13. Методика оценки состояния центральной

нервной системы по пульсу и кожно-сосудистой реакции.................... 180

9.14. Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге и плавании (по К. Куперу).................................................................. 180

9.15. Методика оценки быстроты и гибкости......................................... 180

9.16. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям............. 180

9.17. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам самоконтроля......................................................................... 180

Контрольные вопросы............................................................................. 180

Глава 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ........................................ 180

Часть первая............................................................................................. 180

10.1. Общие положения профессионально-прикладной

физической подготовки студентов........................................................... 180

10.1.1. Краткая историческая справка

о направленном использовании физическихупражнений для подготовки к труду........................................................................................................................................................................................ 180

10.1.2.Личная и социально-экономическая необходимость

специальной психофизической подготовки человека

к труду в современных условиях............................................................................................. 180

10.1.3. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи.................................... 180

10.1.4. Место ППФП в системе физического воспитания студентов.. 180

10.1.5. Основные факторы, определяющие содержание ППФП............ 180

10.1.6. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП 180

10.1.7. Методика подбора средств ППФП студентов........................................ 180

10.1.8. Организация и формы ППФП в вузе............................................................... 180

10.1.9. Система контроля ППФП студентов........................................... 180

Часть вторая............................................................................................. 180

10.2. Методические указания по изложению лекционного материала по ППФП студентам отдельного факультета............................................................... 180

Контрольные вопросы............................................................................. 180

Глава 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА................................................................ 180

11.1. Производственная физическая культура, ее цель и задачи ......... 180

11.2. Методические основы производственной

физической культуры............................................................................................................................ 180

11.3. Влияние условий труда и быта специалиста на

выбор форм, методов и средств ПФК..................................................... 180

11.4. Производственная физическая культура в рабочее время........... 180

11.4.1. Производственная гимнастика................................................................................ 180

11.4.2. Методика составления комплексов упражнений

в различных видах производственной гимнастики и

определение их места в течение рабочего дня........................................................... 180

11.4.3. ППФП в режиме рабочего дня............................................................................... 180

11.5. Физическая культура и спорт в свободное время......................... 180

11.5.1. Утренняя гигиеиическая гимнастика................................................................ 180

11.5.2. Утренние или вечерние специально

направленные физические упражнения............................................................................. 180

11.5.3. Краткие занятия физическими упражнениями

в обеденный перерыв............................................................................................................................ 180

11.5.4. Попутная тренировка........................................................................................................ 180

11.5.5. Физкультурно-спортивные занятия для активного

отдыха и повышения функциональных возможностей.................................... 180

11.5.6. ППФП специалиста в свободное время......................................................... 180

11.6. Дополнительные средства повышения работоспособности.......... 180

11.7. Профилактика профессиональных заболеваний

и травматизма средствами физической культуры.................................. 180

11.8. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов........ 180

11.9. Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в

производственный коллектив.................................................................. 180

Контрольные вопросы............................................................................. 180

 

 


[1] Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М. Смоленского М., 1987. С.208.

 

______________________________________________________________________________