Филиал В Г. ОРЕНБУРГЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................... Ошибка! Закладка не определена.
Лекция 1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ2
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ....................... 2
1.1. Физическая культура и спорт как Ошибка! Закладка не определена.
социальные феномены........................ Ошибка! Закладка не определена.
1.1.1.Физическая культура — часть общечеловеческой2культуры........ 2
1.1.2. Спорт — явление культурной жизни....................................................................... 3
1.1.3. Компоненты физической культуры........................................................................... 3
1.2. Физическая культура в 5
структуре профессионального образования.............................................. 5
1.2.1. Физическая культура студента....................................................................................... 5
1.2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения
и укрепления здоровья студентов, их физического и
спортивного совершенствования.................................................................................................. 9
1.2.3. Профессиональная направленность
физического воспитания....................................................................................................................... 10
1.2.4. Организационно-правовые основы физической
культуры и спорта...................................................................................................................................... 12
1.3. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении............ 14
1.3.1. Гуманитарная значимость физической культуры................................... 15
1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов
к физической культуре........................................................................................................................... 15
1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе......................... 17
Контрольные вопросы............................................................................... 23
Глава 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ........................................................................................................................... 24
Часть первая............................................................................................... 24
2.1. Организм как единая саморазвивающаяся
и саморегулирующаяся биологическая система....................................... 25
2.2. Анатомо-морфологические особенности и
основные физиологические функции организма...................................... 26
2.3. Функциональные системы организма................................................ 27
2.3.1. Костная система и ее функции....................................................................................... 27
2.3.2. Мышечная система и ее функции
(строение, физиология и биохимия мышечных
сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры)............................................ 30
2.3.3. Физиологические системы организма................................................................... 43
2.4. Внешняя среда и ее воздействие на
организм и жизнедеятельность человека.................................................. 52
2.5. Функциональная активность человека и
взаимосвязь физической и умственной деятельности............................... 54
2.6. Утомление при физической и умственной работе............................. 56
2.7. Биологические ритмы и работоспособность...................................... 59
2.8. Гипокинезия и гиподинамия............................................................... 60
2.9. Средства физической культуры, обеспечивающие
устойчивость к умственной и физической работоспособности................ 61
Контрольные вопросы............................................................................... 65
Часть вторая............................................................................................... 66
2.10. Физиологические механизмы и закономерности
совершенствования отдельных систем организма под
воздействием направленной физической тренировки.............................. 66
2.10.1. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы...................................................................................................................................................................... 66
2.10.2. Обмен веществ и энергии................................................................................................ 73
2.11. Органы пищеварения и выделения.................................................. 94
2.12. Железы внутренней секреции........................................................... 96
2.13. Сенсорные системы........................................................................... 97
2.14. Регуляция деятельности организма в различных условиях..... 99
2.14.1. Особенности функционирования центральной
нервной системы........................................................................................................................................... 99
2.14.2. Рефлекторная природа двигательной
деятельности. Формирование двигательного навыка.......................................... 99
2.14.3. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.................... 100
2.14.4. Краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.................................................. 101
2.14.5. Адаптация к нарушению биологических ритмов.............................. 104
2.14.6. Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. Его сосредоточение и переключение............................................................ 105
2.14.7. Работа в замкнутом пространстве....................................................................... 106
2.14.8. Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату........................................................................................................................................................................................ 106
2.14.9. Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости.................... 107
2.14.10. Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации............................................................................................................................................................. 107
Контрольные вопросы............................................................................. 108
Глава 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
СТУДЕНТА. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ................................................................ 109
3.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии........................... 109
3.2. Функциональное проявление здоровья в
различных сферах жизнедеятельности................................................... 111
3.3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье......................... 112
3.4. Здоровый образ жизни студента...................................................... 114
3.5. Влияние окружающей среды на здоровье....................................... 116
3.6. Наследственность и ее влияние на здоровье.................................... 117
3.7. Здоровье в иерархии потребностей и
ценностей культурного человека............................................................. 118
3.8. Направленность поведения человека
на обеспечение собственного здоровья, его самооценка........................ 119
3.9. Ценностные ориентации студентов на здоровый
образ жизни и их отражение в жизнедеятельности................................ 121
3.10. Содержательные характеристики
составляющих здорового образа жизни................................................. 124
3.10.1. Режим труда и отдыха..................................................................................................... 124
3.10.2. Организация сна..................................................................................................................... 125
3.10.3. Организация режима питания................................................................................. 126
3.10.4. Организация двигательной активности......................................................... 128
3.10.5. Личная гигиена и закаливание................................................................................ 130
3.10.6. Профилактика вредных привычек...................................................................... 134
3.10.7. Культура межличностного общения................................................................ 138
3.10.8. Психофизическая регуляция организма....................................................... 139
3.10.9. Культура сексуального поведения..................................................................... 142
3.10.10. Критерии эффективности использования здорового образа жизни 143
3.11. Физическое самовоспитание и
самосовершенствование — условие здорового образа жизни................ 144
Контрольные вопросы............................................................................. 147
Глава 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ............. 149
4.1. Объективные и субъективные факторы
обучения и реакция на них организма студентов................................... 149
4.2. Изменение состояния организма студента под
влиянием различных режимов и условий обучения.............................. 151
4.3. Работоспособность и влияние на нее
различных факторов................................................................................ 154
4.4. Влияние на работоспособность периодичности
ритмических процессов в организме....................................................... 156
4.5. Общие закономерности изменения
работоспособности студентов в процессе обучения............................... 157
4.6. Типы изменений умственной работоспособности студентов.......... 161
4.7. Состояние и работоспособность студентов
в экзаменационный период...................................................................... 161
4.8. Средства физической культуры в регулировании
психоэмоционального и функционального
состояния студентов в экзаменационный период................................... 164
4.9. Использование «малых форм» физической
культуры в режиме учебного труда студентов...................................... 167
4.10. Работоспособность студентов в условиях
оздоровительно-спортивного лагеря...................................................... 169
4.11. Особенности проведения учебных занятий
по физическому воспитанию для повышения
работоспособности студентов................................................................. 170
Контрольные вопросы............................................................................. 174
Глава 5. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.......................................... 175
Часть первая............................................................................................. 175
5.1. Методические принципы физического воспитания......................... 175
5.2. Средства и методы физического воспитания................................... 180
5.2.1. Средства физического воспитания......................................................................... 180
5.2.2. Методы физического воспитания.................................................. 180
5.3. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям........... 180
5.4. Воспитание физических качеств....................................................... 180
5.5. Формирование психических качеств, черт,
свойств личности в процессе физического воспитания.......................... 180
Контрольные вопросы............................................................................. 180
Часть вторая............................................................................................. 180
5.6. Общая физическая подготовка......................................................... 180
5.7. Специальная физическая подготовка............................................... 180
5.7.1. Спортивная подготовка..................................................................................................... 180
5.7.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки................................................................................... 180
5.8. Интенсивность физических нагрузок............................................... 180
5.9. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности 180
5.10. Значение мышечной релаксации (расслабления............................ 180
5.11. Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта 180
5.12. Формы занятий физическими упражнениями................................ 180
5.13. Построение и структура учебно-тренировочного занятия........... 180
5.14. Общая и моторная плотность занятия........................................... 180
Контрольные вопросы............................................................................. 180
Глава 6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ......................................................... 180
6.1. Мотивация и целенаправленность
самостоятельных занятий........................................................................ 180
6.1.1. Оптимальная двигательная активность
и ее воздействие на здоровье и работоспособность............................................. 180
6.1.2. Формирование мотивов и организация
самостоятельных занятий физическими упражнениями.................................. 180
6.2. Формы и содержание самостоятельных занятий............................. 180
6.2.1. Формы самостоятельных занятий........................................................................... 180
6.2.2. Содержание самостоятельных занятий............................................................. 180
6.2.3. Возрастные особенности содержания занятий.
Особенности занятий для женщин.......................................................................................... 180
6.2.4. Особенности самостоятельных занятий для женщин......................... 180
6.3. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
различной направленности...................................................................... 180
6.3.1. Планирование объема и интенсивности физических
упражнений с учетом умственной учебной нагрузки.
Расчет часов самостоятельных занятий............................................................................. 180
6.3.2. Управление самостоятельными занятиями. Определение цели. Учет индивидуальных особенностей и проделанной работы. Корректировка тренировочных планов....................................................................................................................... 180
6.4. Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста. Взаимосвязь между интенсивностью занятий
и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки................................................. 180
6.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной
нагрузки для лиц студенческого возраста.............................................. 180
6.6. Энергозатраты при физической нагрузке
разной интенсивности.............................................................................. 180
6.7. Гигиена самостоятельных занятий................................................... 180
6.7.1. Гигиена питания, питьевого режима,
уход за кожей. Закаливание........................................................................................................... 180
6.7.2. Гигиенические требования при проведении
занятий: места занятий, одежда, обувь.............................................................................. 180
6.8. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.
Профилактика травматизма.................................................................... 180
6.9. Участие в соревнованиях в процессе
самостоятельных занятий........................................................................ 180
Контрольные вопросы............................................................................. 180
Глава 7. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ................................................................. 180
7.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное
отличие от других видов занятий физическими упражнениями............ 180
7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений.................................. 180
7.3. Единая спортивная классификация. Национальные виды спорта в
спортивной классификации...................................................................... 180
7.4. Студенческий спорт. Его организационные особенности............... 180
7.4.1. Спорт в высшем учебном заведении.................................................................... 180
7.4.2. Спорт в свободное время студентов. Разновидности
занятий и их организационная основа............................................................................... 180
7.5. Студенческие спортивные соревнования......................................... 180
7.5.1. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности............................................................................................................................................... 180
7.5.2. Система студенческих спортивных соревнований................................ 180
7.6. Студенческие спортивные организации........................................... 180
7.7. Нетрадиционные системы физических упражнений........................ 180
7.8. Обоснование индивидуального выбора видов
спорта или систем физических упражнений........................................... 180
7.8.1. Мотивационные варианты и обоснование
индивидуального выбора студентов.................................................................................... 180
7.8.2. Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений........................................................... 180
Контрольные вопросы............................................................................. 180
Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ............................................ 180
8.1. Историческая справка....................................................................... 180
8.2. Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и
психические качества............................................................................... 180
8.3. Модельные характеристики спортсмена высокого класса.............. 180
8.4. Планирование тренировки в избранном виде
спорта или системе физических упражнений.......................................... 180
8.4.1. Перспективное планирование многолетней подготовки................ 180
8.4.2. Годичное планирование.................................................................................................... 180
8.4.3. Текущее и оперативное планирование.............................................................. 180
8.5. Пути достижения физической, технической,
тактической и психической подготовленности....................................... 180
8.6. Виды и методы контроля за эффективностью
тренировочных занятий........................................................................... 180
8.7. Специальные зачетные требования и нормативы
по годам (семестрам) обучения студентов.............................................. 180
8.8. Календарь студенческих внутривузовских и
вневузовских соревнований..................................................................... 180
8.9. Требования спортивной классификации и правил соревнований по избранному виду спорта................................................................................................... 180
Контрольные вопросы............................................................................. 180
Глава 9. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ............................. 180
9.1. Диагностика и самодиагностика организма при
регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом............. 180
9.2. Виды диагностики, ее цели и задачи................................................ 180
9.3. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность.................... 180
9.4. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений, тестов для оценки физического развития и физической подготовленности......................................................................................... 180
9.5. Педагогический контроль. Содержание, виды
педагогического контроля....................................................................... 180
9.6. Врачебно-педагогический контроль, его содержание..................... 180
9.7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования.............. 180
9.8. Дневник самоконтроля...................................................................... 180
9.9. Субъективные и объективные показатели самоконтроля................ 180
9.10. Методика определения нагрузки по показаниям пульса, жизненной емкости легких и частоте дыхания............................................................................ 180
9.11. Методика определения тяжести нагрузки по
изменениям массы тела и динамометрии................................................ 180
9.12. Оценка функциональной подготовленности
по задержке дыхания на вдохе и выдохе................................................ 180
9.13. Методика оценки состояния центральной
нервной системы по пульсу и кожно-сосудистой реакции.................... 180
9.14. Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге и плавании (по К. Куперу).................................................................. 180
9.15. Методика оценки быстроты и гибкости......................................... 180
9.16. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям............. 180
9.17. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам самоконтроля......................................................................... 180
Контрольные вопросы............................................................................. 180
Глава 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ........................................ 180
Часть первая............................................................................................. 180
10.1. Общие положения профессионально-прикладной
физической подготовки студентов........................................................... 180
10.1.1. Краткая историческая справка
о направленном использовании физическихупражнений для подготовки к труду........................................................................................................................................................................................ 180
10.1.2.Личная и социально-экономическая необходимость
специальной психофизической подготовки человека
к труду в современных условиях............................................................................................. 180
10.1.3. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи.................................... 180
10.1.4. Место ППФП в системе физического воспитания студентов.. 180
10.1.5. Основные факторы, определяющие содержание ППФП............ 180
10.1.6. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП 180
10.1.7. Методика подбора средств ППФП студентов........................................ 180
10.1.8. Организация и формы ППФП в вузе............................................................... 180
10.1.9. Система контроля ППФП студентов........................................... 180
Часть вторая............................................................................................. 180
10.2. Методические указания по изложению лекционного материала по ППФП студентам отдельного факультета............................................................... 180
Контрольные вопросы............................................................................. 180
Глава 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА................................................................ 180
11.1. Производственная физическая культура, ее цель и задачи ......... 180
11.2. Методические основы производственной
физической культуры............................................................................................................................ 180
11.3. Влияние условий труда и быта специалиста на
выбор форм, методов и средств ПФК..................................................... 180
11.4. Производственная физическая культура в рабочее время........... 180
11.4.1. Производственная гимнастика................................................................................ 180
11.4.2. Методика составления комплексов упражнений
в различных видах производственной гимнастики и
определение их места в течение рабочего дня........................................................... 180
11.4.3. ППФП в режиме рабочего дня............................................................................... 180
11.5. Физическая культура и спорт в свободное время......................... 180
11.5.1. Утренняя гигиеиическая гимнастика................................................................ 180
11.5.2. Утренние или вечерние специально
направленные физические упражнения............................................................................. 180
11.5.3. Краткие занятия физическими упражнениями
в обеденный перерыв............................................................................................................................ 180
11.5.4. Попутная тренировка........................................................................................................ 180
11.5.5. Физкультурно-спортивные занятия для активного
отдыха и повышения функциональных возможностей.................................... 180
11.5.6. ППФП специалиста в свободное время......................................................... 180
11.6. Дополнительные средства повышения работоспособности.......... 180
11.7. Профилактика профессиональных заболеваний
и травматизма средствами физической культуры.................................. 180
11.8. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов........ 180
11.9. Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в
производственный коллектив.................................................................. 180
Контрольные вопросы............................................................................. 180
[1] Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М. Смоленского М., 1987. С.208.
______________________________________________________________________________