Порядок оформления общественного помощника полиции

Тема №8. Правовые формы участия граждан в поддержании правопорядка

План:

1. Порядок оформления общественного помощника полиции

2. Документация при оформлении ОП

Правовым основанием ведения работы ОВД с внештатными сотрудниками полиции является Закон Республики Казахстан «Об участии граждан в обеспечении правопорядка». Участковые инспектора полиции в целях обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право привлекать в установленном порядке для внештатной работы наиболее активных и подготовленных общественников.

Общественных помощников полиции следует подбирать из числа законопослушных граждан: передовых рабочих и служащих, студентов и учащихся высших и средних учебных заведений, из числа ДНД, а также пенсионеров - бывших работников ОВД, КНБ, юстиции, суда, прокуратуры, военнослужащих.

Гражданин, изъявивший желание участвовать в обеспечении общественного порядка, обращается к участковому инспектору полиции за заявлением (Приложение №1) на имя начальника ГОРОВД. К заявлению прилагает копию удостоверения личности либо паспорта гражданина Республики Казахстан. Гражданин вправе приложить к указанным документам копию свидетельства о страховании жизни и здоровья.

Орган внутренних дел в течение тридцати календарных дней со дня поступления заявления проверяет гражданина по наркологическим, психоневрологическим и иным учетам, после чего обращается а местный исполнительный орган района (города областного значения) с соответствующим ходатайством (Приложение №2), к которому приобщаются копии предоставленных документов, либо в письменном виде отказывает заявителю с указанием причин принятого решения. Ответственность за обеспечение своевременности проведения проверенных мероприятий и направление собранных материалов в местный исполнительный орган возлагается на руководителя подразделения общественной безопасности и участкового инспектора полиции, принявшего к производству заявление, и которому граждан изъявил желание оказывать содействие в обеспечении общественного порядка.

Местный исполнительный орган района (города областного значения) в течение семи рабочих дней рассматривает поступившее ходатайство, производит регистрацию гражданина и ставит его на учет граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка, о чем письменно информирует орган внутренних дел.

После получения информации о регистрации гражданина подразделение административной полиции (как системы органов внутренних дел) заводит на него учетное дело (приложение №3), и по конкретным линиям деятельности организует соответствующую работу по привлечению их к мероприятиям по обеспечению общественного порядка.

Общий учет дел общественных помощников участкового инспектора полиции и координацию их деятельности в сфере обеспечения общественного порядка осуществляют подразделения общественной безопасности.

Не допускаются к обеспечению общественного порядка граждане, не достигшие 18-летнего возраста, и лица, в отношении которых возбуждено уголовное дело, либо имеющие не погашенную или не снятую в порядке, установленном законами Республики Казахстан судимость, а так же состоящие на учетах в наркологическом, психоневрологическом диспансерах, либо признание по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными.

Отклонение заявления не препятствует повторному обращению заявителя при условии устранения причин, послуживших основанием для отказа.

Основаниями для прекращения участия гражданина в обеспечении общественного порядка являются:

1) заявление гражданина о нежелании дальнейшего участия в обеспечении общественного порядка;

2) привлечение к уголовной ответственности;

3) неоднократное (два и более раза в течение года) совершение умышленных административных правонарушений;

4) выезд на постоянное местожительство за пределы Республики Казахстан;

5) наступление обстоятельств, исключающих его дальнейшее участие в обеспечении общественного порядка (психическое расстройство, заболевание алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией либо заболевание, представляющее опасность для окружающих, согласно перечню, утвержденному Правительством Республики Казахстан, либо смерть).

При наступлении обстоятельств, указанных выше , местный исполнительный орган района (города областного значения) по представлению соответствующего органа внутренних дел снимает данного гражданина с учета граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка. Подготовку материалов о прекращении участия гражданина в обеспечении общественного порядка обеспечивают подразделения административной полиции, на учете, у которых он стоял.

После регистрации в местном исполнительном органе гражданину, участвующему в обеспечении общественного порядка, руководством соответствующего территориального органа внутренних дел выдается удостоверение установленного образца (приложение №4) и отличительный нагрудный знак. Удостоверение подписывается начальником органа внутренних дел и проставляется гербовая печать.