Порядок применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия.

Порядок применения табельного оружия - это действия и особенности, которые сотрудников полиции должны учитывать: перед, при и после применения сотрудниками огнестрельного (табельного) оружия.

Перед применением оружия сотрудник полиции должен:

1.Информировать лицо, против которого возможно применение табельного огнестрельного оружия, о своей принадлежности к полиции.

С учетом скоротечности ситуаций, в которых встает вопрос о применении огнестрельного оружия, выполнение данной нормы обязывает сотрудника полиции прежде всего меры к тому, чтобы посягающему или задерживаемому лицу стало известно о его принадлежности к полиции. В большинстве случаев специальных заявлений на этот счет не требуется, поскольку сотрудник полиции действует в форменной одежде в условиях достаточной видимости, и ситуация ясна. Аналогично обстоит дело и тогда, когда посягающее или задерживаемое лицо лично знает данного сотрудника полиции.

Однако если сотрудник полиции находиться без форменной одежды или в обстановке, когда посягающее или задерживаемое лицо в силу плохой видимости, наличия препятствий и иных причин имеет основания усомниться в его должностном статусе, перед требованием прекратить посягательство или остановиться он, если позволяет обстановка, должен громко объявить о том, что является сотрудником полиции, продемонстрировав, если ситуация под контролем, свое служебное удостоверение.

2. Обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность для производства выстрела.

Ранее это действие относилось к стадии “при применении оружия”, но юридически уже обосновано, что необходимо настоящее толкование в случаях: осмотра в ночное время и в условиях ограниченной видимости подвалов, чердаков, нежилых строений, строящихся объектах, квартир и объектах где сработала сигнализация, доставка правонарушителя явно превосходящего по физической силе сотрудника полиции, доставка группы лиц одним сотрудником, преследование преступника и т.п. Но также нельзя без надобности обнажать оружие, что может привести к непроизвольному выстрелу со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для граждан и самого сотрудника полиции.

Таким образом, обнажение огнестрельного оружия до его применения преследует две основные цели:

-оказание психологического воздействия на правонарушителя. Многие правонарушители считают, что сотрудник полиции побоится применять табельное оружие, а также в шутку говорят, что у него в кобуре находится огурец, а не пистолет.

-сокращение времени до применения огнестрельного оружия. То есть не предоставляя возможному объекту, против которого возможно применение табельного оружия льгот, первому применить оружие.

3. Предупредить лицо, в отношении которого возможно применение оружия, о своем намерении.

Хотя предупреждение по-прежнему остается общим предварительным условием применения сотрудником полиции огнестрельного оружия, возможности применения его без предупреждения значительно расширены.

При применении оружия сотрудник должен:

1. Причинить лицу, против которого применяется огнестрельное оружие наименьшего вреда.

Причинение телесных повреждений, а, тем более, смерти ни в коей мере не является целью применения огнестрельного оружия. Такими целями выступают пресечение преступного посягательства и задержание лица, его совершившего, для передачи в руки правосудия. Следовательно, если ситуация все же вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к огнестрельному оружию, он должен стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением имущественного, а не физического вреда. Например, для задержания лица, совершающего побег из-под стражи на угнанном или захваченном транспортном средстве, в ряде случаев может оказаться достаточным применения оружия по колесам транспортного средства, но не по самому беглецу (хотя основания для этого имеются).

Наконец, когда сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он по возможности должен стремиться сохранить ему жизнь (вести огонь по рукам, ногам).

2. Не допустить причинение ущерба посторонним лицам.

После применения оружия сотрудник должен:

1. Оказать доврачебную помощь лицам, получившим в результате применения огнестрельного оружия телесные повреждения.

Помощь должна оказываться всем пострадавшим. Вместе с тем, оказывая помощь посягавшим и задерживаемым лицам, сотрудник полиции должен соблюдать меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны. Сотрудник полиции после применения оружия, в случаях ранения правонарушителя должен: оружие поставить на предохранитель, поместить оружие в кобуру (а в последующем имеет право передать только своему прямому руководству), гильзы не подбирать, а только потом оказывать медицинскую помощь.

2. Обеспечить охрану места применения оружия в случаях повлекших смерть, ранение граждан или значительный материальный ущерб.

Посторонние к телу убитого не допускаются, стреляные гильзы и пули не подбираются, оружие не чиститься, не разряжается, а лишь ставиться на предохранитель. Охрана места происшествия должна быть произведена с помощью подручных ограждений с привлечением ближайших нарядов полиции, народных дружинников и законопослушных граждан.

3. Уведомить прокурора о случаях ранения и смерти граждан.

4. Уведомить родственников лиц, получивших телесные повреждения в результате применения сотрудником полиции оружия.

5. Представить рапорт о применении оружия.

Список используемой литературы:

· Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка./Приняты 8 Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращение с правонарушениями, состоявшимся в период с 27.08. по 07.02.1990г. в Гаване\. Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия – ООН: Нью-Йорк, 1992.

· Закон РК “Об органах внутренних дел РК” от 21.12.95г.

· Приказ МВД РК №499 от 23.07.02 года. Об утверждении Положения о специальных приемниках ОВД для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

· Приказ МВД РК №385 от 1.06.02 года. Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания ОВД.

· Приказ МВД РК № 386 от 1.06.02 года. Об утверждении Инструкции по организации несения службы, обеспечению охраны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания.

· Приказ МВД РК №387 от 1.06.02 года. Об утверждении Правил конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

· Приказ МВД РК № 262 от 12. 06. 96 г. «О мерах по выполнению Постановления Правительства РК от 30. 05. 96 г.» , № 665 «О мерах по оказанию социальной, медицинской и иной помощи не имеющих определенного места жительства, документов».