Группы научных методов исследования СМИ

Конспект

«Исследования СМИ: методология, подходы, методы»

 

По учебно-методическому пособию. По материалам лекций для аспирантов факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.

 

 

Выполнила:

студентка группы МГЖ-14

факультета журналистики

направления: журналистика

Чуприкова Анастасия Александровна

 

Проверил:

д-р экон. наук, профессор

Дёмина Ирина Николаевна

 

Иркутск 2014

 

РАЗДЕЛ 1

ОСНОВНЫЕ ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СМИ

И. Д. ФОМИЧЕВА

Группы научных методов исследования СМИ

Принято выделять следующие группы научных методов:

 

• общефилософские (ключевые понятия: дедукция/индукция, переход от простого к сложному, диалектика, системный подход, синергетический подход, материализм или метафизика);

 

• общенаучные (ключевые понятия: объективность, воспроизводимость, эвристичность, конкретность);

 

• частно-научные (сбор и анализ информации в соответствии с природой определенной формы движения материи и ее конкретных проявлений).

 

Основные дисциплинарные подходы и направления, в рамках которых работают разные кафедры факультета

журналистики МГУ:

• философский (природа информации и информационных процессов, информация и социальная форма материи, законы функционирования информации в обществе, знаковые системы, природа коммуникативного действия, связь развития средств коммуникации с этапами развития цивилизации);

 

• теоретико-журналистский (общая теория журналистики, теория печати, телевидения, радио, интернет-журналистики; природа, регулирование журналистской деятельности; профессиональная этика; СМИ как часть публичной сферы; типология изданий и каналов; основные классы изданий и каналов – массовые, качественные, деловые, корпоративные и др.);

 

• коммуникативистский (СМИ в ряду средств социальной коммуникации; СМИ как институционализированные виды коммуникации; особенности структуры коммуникации в СМИ;

 

• юридический (правовое регулирование СМИ: правовые нормы и их обоснование; правоприменительная практика в сфере функционирования СМИ, проблемы авторского права, в том числе в новых медиа);

 

• искусствоведческий/литературоведческий/эстетический/ критический (СМИ как создатели и трансляторы произведений художественной культуры, художественные жанры в разных средствах информации);

 

• культурологический (продукты СМИ как явления культуры, использование каналов СМИ в культурах и субкультурах; художественная культура в СМИ; анализ архетипов и повторяющихся сюжетов в текстах СМИ; развитие и преемственность культурных форм в СМИ; массовая и высокая художественная в СМИ);

 

• филологический/лингвистический/семиотический (теория и практика создания и функционирования текстов СМИ; язык СМИ и его развитие; специфика языка различных СМИ; языковые средства у отдельных авторов, в конкретных жанрах и т. п.; речевое взаимодействие в дискуссиях и обсуждениях; соотношение нарратива и аргументации в текстах СМИ; особенности дискурса в разных типах изданий и каналов, в разных тематических

областях);

 

• политологический (СМИ в системе политических отношений; представленность в контенте различных политических сил; медийные средства политического влияния на аудиторию; возможности СМИ в установлении связей между властью и обществом; роль СМИ в электоральном процессе; влияние СМИ на политическую культуру общества; роль СМИ в становлении гражданского общества; политическое влияние новых медиа; СМИ и формирование политической нации);

 

• организационно-управленческий (менеджмент – деятельность по организации процесса производства и распространения массовой информации, управлению персоналом медиапредприятий; достижение эффективности СМИ как участника медиарынка);

 

• экономический/маркетологический (СМИ как участники экономических отношений на уровне экономики в целом, отдельных отраслей и конкретных медиапредприятий);

 

• исторический (смена состояний, связанных с зарождением, становлением, развитием, исчезновением СМИ; фигуры, события, явления, произведения, определившие развитие СМИ/журналистики);

 

• психологический/социально-психологический (закономерности восприятия массовой информации; влияние СМИ на сознание и поведение личности и групп; психология журналистского творчества);

 

• социологический (социальный смысл обмена информацией в процессе коммуникации; роль СМИ в функционировании малых и больших социальных общностей, в социальных процессах и социальных отношениях; репрезентация социальной действительности, социальных субъектов в контенте СМИ; социальная эффективность СМИ);

 

• адвертологический (изучение СМИ как рекламоносителей, каналов связи с общественностью; как средств продвижения; взаимоотношения промотивных и журналистских текстов).

 

Единой классификации дисциплинарных и междисциплинарных методов в гуманитарных и социальных подходах не существует.

 

Например, к методам культурологии некоторые специалисты

относят:

– сравнительно-исторический (сравнение объектов, относящихся к разным культурам или к разным историческим эпохам);

– структурно-функциональный (выделение частей объекта, изучение связей между ними);

– семиотический (языки/знаковые системы в разных сферах человеческой деятельности);

– биографический (анализ жизненного и творческого пути деятеля культуры/искусства);

– моделирование (создание модели определенного типа культуры, использование сущностного основания для комплексного восприятия всех явлений культуры определенной эпохи);

– диахронический метод (выяснение временной последовательности в протекании культурных процессов