Назначение и проведение референдума
Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 50 тыс. из них;
2) Конституционному Собранию − в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ (вынесение проекта конституции на всенародное голосование);
3) федеральным органам государственной власти − в случаях, предусмотренных международным договором и ФКЗ.
Граждане, имеющие право на участие в референдуме, могут образовать инициативную группу для сбора подписей в поддержку референдума. Она должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ, которые обращаются в избирательную комиссии субъектов РФ с ходатайством о регистрации.
Избирательная комиссия субъекта РФ в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации и извещает об этом ЦИК РФ.
Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Основанием для отказа в регистрации инициативной подгруппы может быть только нарушение ФКЗ «О референдуме РФ».
После регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов РФ ЦИК РФ принимает решение о регистрации всей инициативной группы и проведении референдума. При этом указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержку референдума.
С момента получения регистрационного свидетельства подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум.
Период, в который могут собираться подписи для всероссийского референдума должен составлять не менее 45 дней, для референдума субъекта РФ не менее 30 дней, а местного референдума − 20 дней.
ЦИК РФ в течение30 дней проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям ФКЗ и направляет свое решение Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания РФ.
Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям ФКЗ, выносится постановление ЦИК об отказе в проведении референдума. Этот отказ может быть обжалован в Верховный Суд РФ, но в случае отрицательного решения Суда все процедуры по реализации и инициативы проведения референдума прекращаются.
Регистрация инициативной группы может быть отменена судом не позднее чем за три дня до дня голосования в случаях нарушения закона (порядка выдвижения инициативы и ведения агитации, подкупа участников референдума и др.).
Референдум назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет ихв Конституционный Суд РФ.
Конституционный Суд проверяет соблюдение требований Конституции РФ, и в течение месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.
В случае принятия Конституционным Судом положительного решения, Президент назначает референдум не позднее15 днейсо дня поступления к нему решенияКонституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда все процедуры, предусмотренные ФКЗ, прекращаются.
Президент РФ определяет дату проведения референдума, при этом голосование может быть назначено на любое воскресенье в периодот 60 до 100 днейсодня опубликованиярешения.
Подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осуществляют действующие избирательные комиссии на постоянной основе, а также специальные территориальные комиссии и участковые комиссии референдума.
Таким образом систему комиссий референдума составляют следующие комиссии:
1) ЦИК РФ;
2) избирательные комиссии субъектов РФ;
3) территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в качестве территориальных избирательных комиссий, а также специальные территориальные комиссии референдума;
4) участковые комиссии референдума.
Решение вышестоящей комиссии, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих комиссий.
Комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Дляпроведения голосования и подсчета голосов образуются участки референдума. Эти участки образует глава муниципального образования по согласованию с соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума не позднее чем за 50 дней до дня проведения референдума.
Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению референдума подлежат обязательному опубликованию не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума.
Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку референдума составляется не позднее чем за 21 день до дня голосования территориальной комиссией по проведению референдума на основании данных, предоставляемых главой муниципального образования.
Предусмотрен особый порядок составления списков военнослужащих и других граждан, находящихся ко времени проведения референдума вне территории своего участка.
Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, представляются для ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума.
Каждому гражданину РФ предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению референдума о невключении его в список, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке.
Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением причин отклонения заявления. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума − немедленно.
Агитация по вопросам референдума может проводиться:
1) посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий, иных мероприятий);
2) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
3) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
4) иными не запрещенными законами методами.
Расходы на проведение агитации по вопросам референдума подлежат оплате из фондов референдума, за исключением случаев предоставления бесплатного эфирного времени в порядке и сроки, установленные законом.
Политические партии − участники референдума могут создавать инициативные агитационные группы (не менее 500 участников референдума) на средства из фондов референдума, которые вправе самостоятельно определять методы, формы проведения и содержание своей агитации по вопросам референдума.
Запрещается проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
1) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
2) лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
3) воинским частям, военным организациям и учреждениям;
4) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;
5) комиссиям референдума и членам комиссий референдума с правом решающего голоса;
6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности (это не распространяется на информацию по вопросам референдума).
Инициативная группа по проведению референдума вправе участвовать в проведении агитациитолько по тем вопросам референдума, которые были предложены ею для вынесения на референдум.
Инициативная агитационная группа вправе участвовать в проведении агитации только по тем вопросам референдума, которые были указаны в ходатайстве о ее регистрации.
Использование в агитационных материалах изображения физического лица, высказываний физического лица по вопросам референдума возможно только с письменного согласия данного физического лица.
ЦИК не позднее чем через пять дней со дня поступления документов принимает решение о регистрации инициативной агитационной группы и выдает ей регистрационное свидетельство либо принимает решение об отказе в регистрации.
Проведение агитации начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего фонда референдума и прекращается 00.00 часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Проведение агитации по вопросам референдума накануне и в день голосования запрещается.
Голосование и определение результатов.
В бюллетене для голосования на референдуме воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «за» или «против», справа от которых помещаются пустые квадраты.
Форма и текст бюллетеня для голосования на референдуме утверждаются ЦИК референдума не позднее чем за 28 дней до референдума.
На основании протоколов комиссий субъектов РФ и протоколов об итогах голосования участковых комиссий по проведению референдума, образованных за пределами территории РФ, путем суммирования содержащихся в них данных ЦИК не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума.
ЦИК признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.
Комиссия признает решение принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
ЦИК признает результаты референдума недействительными, если итоги голосования признаны недействительными на части участков референдума, на которых списки участников в совокупности включают в себя не менее чем 25% от общего числа участников референдума.
Решение ЦИК о признании результатов референдума недействительными может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.
В этом случае ЦИК назначает повторное голосование не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения Комиссии.
Итоги голосования в целом по РФ подлежат официальному опубликованию ЦИК не позднее трех дней по каждому субъекту.
Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Это решение действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ.
Если для реализации решения референдума требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.
Лица, нарушающие закон о референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.