Избирательные комиссии

Избирательными комиссиями называются коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защитуизбирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в РФ осуществляют избирательные комиссии:

· Центральная ИК РФ;

· субъектов РФ;

· окружные;

· территориальные (районные, городские и другие);

· участковые.

ЦИК РФ действует на постоянной основе.

Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, а также по проведению референдумов РФ.

Срок полномочий ЦИК четыре года.

Она состоит из 15 членов. 5 из них назначаются Государственной Думой, предлагаемых депутатами и депутатскими объединениями, еще 5 назначаются Советом Федерации, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ, остальные 5 Президентом РФ.

Члены ЦИК должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.

Они избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря.

Члены ЦИК могут быть освобождены от занимаемой должности до истечения срока полномочий по решению назначившего их органа в случаях:

· письменного заявления члена комиссии о сложении своих полномочий;

· утраты членом комиссии гражданства РФ;

· вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;

· признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;

· смерти члена комиссии;

· признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности.

ЦИК совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ:

· осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ;

· организует разработку нормативов технологического оборудования для работы избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением;

· обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в РФ, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий;

· осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов и порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;

· распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование;

· оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям;

· заслушивает сообщенияфедеральных органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

· устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов;

· рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

ЦИК вправе издавать инструкции по вопросам выборов, обязательные для всех избирательных комиссий в РФ.

При ЦИК РФ действует Федеральный центр информатизации, созданный для обеспечения деятельности Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы.

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам всех уровней определяется соответственно ФЗ, законами субъектов РФ.

Формирование избирательных комиссий субъектов РФ осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти данных субъектов на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава.

Половина членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом, другая половина – исполнительным органом власти субъекта Федерации. При этом государственные служащие не могут составить более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

Как законодательный, так и исполнительный орган государственной власти обязаны назначить не менее одной третиназначаемого ими числа членов на основе предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в ГосударственнойДуме и в законодательном (представительном) органе власти субъекта Федерации.

При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения и блока.

Формирование территориальных, а также окружных и участковых избирательных комиссий по выборам осуществляется на основе предложений аналогичных соответствующих субъектов избирательного права, но уже выборным органом местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети составатерриториальной, участковой и окружной избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, в законодательном (представительном) органе власти субъекта Федерации и в представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, блоков.

Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты, выборные должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, судьи, кандидаты (и зарегистрированные), их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, блоков, выдвинувших кандидатов, а также члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов (и зарегистрированных) или лица находящихся в непосредственном подчинении у кандидатов (и зарегистрированных).

После регистрации кандидата избирательное объединение, блок, выдвинувшие кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса.

Члены избирательной комиссии с совещательным голосом имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии и вправе выступать на ее заседаниях.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий устанавливаются законами субъектов РФ.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений, избирательных блоков и СМИ.

Решения избирательных комиссий публикуются в сроки, установленные соответствующими ФЗ, законами субъектов РФ.

В день голосования на избирательных участках вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидаты или их доверенные лица, наблюдатели от общественных и избирательных объединений, блоков, кандидатов, а также иностранные (международные) наблюдатели, представители СМИ.

Избирательные комиссии действуют на основе коллегиальности.

Решения избирательных комиссий принимаются большинством голосов членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решения подписываются председателем и секретарем комиссии.

Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.

Решение, противоречащеефедеральным законам и субъектов РФ либо принятое с превышениемполномочий, подлежит отменевышестоящей избирательной комиссией или судом.

Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех субъектов избирательного права.

ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ являются юридическими лицами.

Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий (помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, СМИ с государственным участием или льготами размещать печатную информацию).

Решения и действия (или бездействие) всех участников выборов нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

Решения по жалобам принимаются в пятидневный срок, а в день выборов или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если требуется дополнительная проверка не позднее чем в 10-дневный срок.