Швартовные приспособлении
МОРСКИЕ ПОРТОВЫЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
Швартовные приспособления и отбойные устройства
Швартовные приспособлении
Для обеспечения безопасной стоянки судно закрепляется у причала при помощи швартовных. заводимых за специальные швартовные приспособления: тумбы, рымы, швартовные гаки (крюки), кнехты.
Все швартовы делятся на четыре вида: носовые, кормовые, прижимные и (рис. 4.14). Носовые 1 и кормовые 4 швартовы служат для подтягивания судна при подходе к причалу, а также для восприятия усилий, действующих вдоль судна от ветра и течений. Их устанавливают под горизонтальным углом 20-40° к линии кордона.
причалах для генеральных грузов, обслуживающих суда различных, швартовные тумбы устанавливают на расстоянии 0,25 -1 м от линии кордона с шагом 20-30 м вдоль причала. Иногда кроме основных рядовых тумб устанавливают более мощные тумбы в углах головы пирсов для швартовки крупнотоннажных судов. С целью восприятия усилий при сильных ветрах зачастую дополнительно устанавливают штормовые тумбы за подкрановыми и железнодорожными путями. Швартовы заводят на эти тумбы после получения штормового предупреждения и прекращения перегрузочных работ на причале.
На рис. 4.15,а показаны схемы швартовки судов различных размеров, а на рис. 4.15,6 - расстановка тумб на этом причале для судов дедвейтом 15-100 тыс. т. (3, 4, 5 - обычные тумбы, рассчитанные на усилия 25, 50, 100 тс; 1,2- тумбы битенги с круглой головой на усилия 200 и 300 тс).
Для уменьшения больших усилий в основных швартовных тросах крупнотоннажных судов нередко предусматривают постановку швартовных металлических бочек, на которые заводят дополнительные тросы. Обычно бочки имеют массивную якорную цепь - бридель, который соединяет её с мёртвым якорем. Рым (кольцо) в центре верхней части бочки предназначен для закрепления швартовов. Иногда от расположенного на грунте, идет вверх на поверхность лёгкий трос, поддерживаемый поплавком. С судна выбирают поплавок и трос, поднимают бридель и соединяют его с якорной цепью судна.
роса отводится приводом (электрическим или
• I при ном защёлка выходит из зацепления с хвостовой и освобождает швартовный конец. дающиеся гаки, рассчитанные на усилие 100 тс и более.
■*-—'■ :и "! I . I
1_^ |
V—1^3 1ЩГ
Рис. 4.15. Схема швартовки у причала судов различных и расстановки тумб
У предусматривают специальные опары - швартовные палы, на которых и монтируют основные швартовные приспособления. Дополнительные тумбы меньшей при необходимости могут быть установлены на технологической площадке и других несущих частях сооружения.
Наиболее распространённым видом швартовного приспособления являются швартовные тумбы, которые обычно выполняют литыми пустотелыми из чугуна или стали (рис. 4.16). Они могут быть и двухголовыми. К причальному сооружению тумбы крепятся анкерными болтами и через отверстие в голове заливаются бетоном. Швартовные тумбы стандартизированы. Их размеры подбираются исходя из величины швартовного усилия для расчётного судна.
На нс дистанционным управлением, как правило, применяют специальные откидные быстродействующие (рис. 4.17). Они предназначены для быстрой отдачи швартовных концов в аварийной ситуации, например при пожаре, когда обслуживающий персонал не может достичь швартовных приспособлений.
Сам гак шарнирно закреплён между щеками из толстой полосовой стали (рис. 4.17). Шарнирная защёлка фиксирует его в рабочем положении, а сама стопорится рычагом сброса с
Рис. 4.16. Швартовная тумба Рис. 4.17. Откидной швартовый гак
Отдача гаков 4 (рис. 4.18) производится с пульта управления 1, со швартовными устройствами 3 гидравлическим или электрическим приводом 2 (5 - судно, 6 - причал).
Рис. 4.18. Схема с дистанционным управлением
Для швартовки малых судов применяются рымы с кольцом или с крюком и кольцом или (рис. 4.19). Последние более удобны, однако выступающий крюк небезопасен для швартующихся судов. Рымы обычно располагают в промежутках между тумбами на расстоянии 1-1,5 м над уровнем воды, а при наличии колебаний уровня - в несколько ярусов но высоте.
Рис. 4.19. Швартовные рымы (скоба) для маломерных судов: а - с кольцом; б - с кольцом и крюком
Вблизи от рымов на вертикальной стенке причального сооружения размещают стремянки для выхода людей из судов (рис. 4.20).
Рис. 4.20. Установка стремянки на железобетонной набережной вблизи рымов
На причалах без рымов стремянки в обязательном порядке располагают через 30-40 м по длине причала между отбойными устройствами для аварийного выхода людей, попавших в воду.
е |
Рис, 4.21. Кнехт |
Кнехт (от голландского -стальное парное обычно пустотелое швартовное приспособление, закрепляемое на причальном сооружении для швартовки небольших судов (рис. 4.21).