Земля и другие природные ресурсы

Собственность и основы конституционного строя

Отношение к вопросу о собственности в решающей степени определяет реальный статус свободы личности, экономическую и политическую систему любого общества.

В тоталитарном государстве господствуют государственная икооперативная формы собственности, что ставит человека в зависимость от бюрократии.

Современное гражданское обществопозволяет человеку владеть всем, что он способен произвести или приобрестив соответствии с законом. Это общество вовсе не отторгает государственные и коллективные формы собственности.

Правовое государство обязано признать право каждого человека на частную собственность, поскольку это право составляет фундамент личной свободы и опору общественной морали.

Российская Конституция в отличие от зарубежных значительно усиливает правовой статус частной собственности, излагая ее признание и защиту в главе об основах конституционного строя.

При этом речь идет только о ее равном положении с другими формами собственности.

Вместе с тем возможность национализации, ограничения прав собственников на благо общества вытекает из других основополагающих положений Конституции РФ (например, о социальном государстве).

Таким образом, основу конституционного строя в Российской Федерации составляют два основных положения, сформулированных в ч. 2 ст. 8 Конституции:

1. признаются: частная собственность; государственная, муниципальная и иные формы собственности;

2.все формы собственности защищаются равным образом.

Конституция РФ коренным образом изменила статус земли и других природных ресурсов. В тоталитарный период земля, ее недра, воды, леса рассматривались как обезличенное общенародное достояние, находились в исключительной собственности государства.

Конституция закрепляет отношение к природным ресурсам не как к ″общенародному достоянию″, а как к ″основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории″. Население любой территории вправе получать часть дохода от использования ресурсов (нефти, газа, драгоценных металлов, алмазов), кто бы ни осуществлял их добычу и использование − государство, муниципальные органы, отдельные лица или их объединения.

Но Конституция РФ не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов РФ и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.

Субъект РФ не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять регулирование отношений собственности на природные ресурсы по своему усмотрению, поскольку этим нарушается суверенитет Российской Федерации.

Вконституционные положения об использовании земли и других природных ресурсов органически входит и их охрана. Она направлена против хищнического разбазаривания природных ресурсовво вред гражданам, обществу и окружающей среде.

В ч. 2 ст. 9 Конституции устанавливается, что ″земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности″. Здесь в отношении природных ресурсов применен общий подход к праву собственности (ст. 8). Наиболее важным и принципиальным является закрепление права частной собственности на землю.

Эти отношения регулируются несколькими законами, главный из которых – Земельный кодекс РФ (в редакции от 7 марта 2005 г.). Кодекс, в частности, закрепляет право частной собственности на земельные участки граждан и юридических лиц (ст. 15).

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом ″Об обороте земель сельскохозяйственного назначения″ (в редакции от 18 июля 2005 г.).

Отдельным законом определяются правовые основы разграничения государственной собственности на землю между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.