Принципы рыночной экономики

Экономические и политические основы конституционного строя

Местное самоуправление

Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих статей в число основ конституционного строя − несомненный признак правового государства. Конституция устанавливает, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно.

Установление общих принципов местного самоуправления согласно Конституции (п. ″н″ ст. 72) входит в совместное ведение Федерации и ее субъектов, что создает определенную сложность.

Однако органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения. Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти субъектов Федерации или самой Федерации недопустимо.

Ст. 12 Конституции гласит: ″Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти″. В чем же различие между государственной властью и самоуправлением?

То, что местное самоуправление есть тоже власть, вытекает из ст. 3 Конституции, но власть здесь понимается как власть народа, а не государства.

Местное самоуправление по своей природе все же является частью публичной власти. Оно действует в соответствии с конституциями и законами, а, следовательно, оно производно от государства. Таким образом, местное самоуправление это автономная по своим полномочиям и деятельности часть общей российской государственности и государственности субъектов РФ.

 

Государственное регулирование экономической и политической деятельности в правовом государстве не учреждает экономический или политический строй общества, а только охраняет его главные устои, основанные на правах и свободах.

Конституция России закрепляет определенные экономические и политические принципы, которые отнесены к основам конституционного строя и отвергает понятие ″общественный строй″.

Это те принципы, которые охраняются и гарантируются государством во имя прочности существования свободного гражданского общества.

Рассмотрим эти принципы.

В Конституции РФ нет термина ″рыночная экономика″. Экономическая роль государства определена в Конституции России весьма лаконично и, в сущности, только косвенно, но в целом они исключают возможность возврата к прежней экономической модели общества.

Вместе с тем основы конституционного строя (ст. 8) не исключают мощного государственного сектора в экономике и немалых возможностей для административного вмешательства в экономическую жизнь.

Этим открывается широкий спектр экономической политики, которая может существенно различаться при разных правительствах.

Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем:

единство экономического пространства;

свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

• поддержка конкуренции.

Единство экономического пространства − конституционный принцип, означающий общность правового регулирования и основных правил поведения людей в экономической сфере на всей территории государства.

Этот принцип выражает стремление видеть территорию России как своеобразный общий рынок с едиными правилами. В п. ″ж″ ст. 71 Конституции идет речь о праве федерации на ″установление правовых основ единого рынка″. Другие пункты этой статьи говорят о праве федерациирегулировать финансы, валюту, кредиты, таможню, основы ценовой политики и др.

В то же время этот принцип не закрывает возможности для регулирования экономики субъектами Федерации или местными органами власти в пределах своего ведения.

Поддержка государством конкуренции − лучший способ содействия рыночной экономике. Конкуренция − самый надежный механизм регулирования индивидуальной деятельности без принуждения и вмешательства со стороны властей. Она тем эффективнее, чем меньше этого вмешательства. С помощью конкуренции решаются проблемы экономического роста.

Поддержка конкуренции осуществляется всей экономической политикой государства. Это, прежде всего:

· ликвидация государственного монополизма,

· разгосударствление,

· приватизация и акционирование предприятий,

· специальные антимонопольные меры,

· стимулирование инвестиционной активности.

Такой политикой обеспечиваются улучшение качества и разнообразие товаров.

Свобода экономической деятельности − другой основополагающий принцип рыночной экономики.

Он означает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Индивидуальное обогащение от такой деятельности, если она не противоправна, не только не противоречит интересам общества, но, напротив, служит этим интересам.

В то же время свобода экономической деятельности требует от государства особенного внимания, ибо злоупотребление ею чревато социальным взрывом. Государство должно не просто гарантировать эту свободу, но и регулировать ее использование, придавая экономике социальную ориентацию. Это предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений.