Классификация причалов и причальных сооружений
Причал — это комплекс сооружений, оборудования и устройств, технологически связанных между собой и обеспечивающих обработку судна. Причальными называются гидротехнические сооружения, являющиеся основным элементом причалов и предназначенные для швартовки и стоянки судов при производстве перегрузочных работ, снабжении судна всем необходимым, посадки и высадки пассажиров, ремонте и отстое судов.
Размеры причальных сооружений должны соответствовать расчетным судов, обеспечивать удобство подхода швартовки, безопасности стоянки и производства перегрузочных операций. К основным размерам причалов относят их длину, глубину у причала, возвышение верха причала над расчётным уровнем воды (отметка кордона) и ширину прилегающей к кордону территории. Кордон или линия кордона - это линия пересечения верхней горизонтальной плоскости причального сооружения и его лицевой (морской) грани. Вдоль всей линии кордона устраивают предохранительное устройство - брус, а также железобетонный лоток (потерна) для прокладки в нём инженерных сетей (и, сети водопровода и связи).
В зависимости от рода груза, направления грузопотока, типа и размеренна судов предусмотрена специализация (классификация) причалов по грузовым районам порта:
• для генеральных грузов (штучные, металлоизделия и оборудование);
• для навалочных грузов;
• для зерновых грузов;
• для лесных грузов:
• для наливных грузов;
• для контейнеров.
Только при малом грузообороте допускается совместная и переработка грузов разного рода, если это не противоречит ирным, противопожарным требованиям и условиям сохранности грузов.
Причальные сооружения классифицируются в основном по I положению в плане и конструктивным признакам.
Расположение в плане. Сооружения, устроенные вдоль береговой к 1.1. называются набережными. Если сопряжение берега
набережными стенками. Часто встречаются и сооружения сквозной конструкции в виде опор из свай или свай-оболочек. Такие причальные сооружения называются набережными эстакадами.
Пирсы - сооружения выступающие в акваторию и имеющие двусторонний (узкие пирсы) или трёхсторонний (широкие пирсы) доступ для судов. Узкие пирсы обычно имеют ширину менее 50 м и сооружаются в виде эстакад. Широкие пирсы шириной 150-300 м, как правило, выполняются в виде сплошных стенок по периметру с трёх сторон (причальные сооружения), а территорию пирса образовывают засыпкой из камня, щебня и песка.
Дня приёма судов с большой осадкой впереди набережных или пирсов иногда устраивают сквозные сооружения, получившие название оторочек. Оторочки верхним строением примыкают с одинаковой отметкой к основным причальным сооружениям.
Рейдовые причалы устраиваются, как правило, на открытых рейдах для наливных грузов и благодаря большим глубинам позволяют производить швартовку крупнотоннажных танкеров. С берегом рейдовые причалы соединены надводной конструкцией обычно эстакадного типа.
Плавучие причалы являются разновидностью рейдовых причалов и применяются при значительных колебаниях уровня моря и при отсутствии достаточных глубин для доступа судов к стационарным причалам в порту. С берегом они соединены подводными трубопроводами.
Конструктивные признаки. Несмотря на разнообразие конструкций причальных сооружений, имеются общие признаки, объединяющие их. Они разделяются на четыре типа: гравитационные, сквозные, тонкостенные и комбинированные причальные сооружения.
Гравитационные причальные сооружения отличаются массивностью. Их устойчивость сдвигу от давления грунта и от натяжения швартовов судна обеспечивается силой трения по подошве сооружения. Устойчивость на опрокидывание вокруг внешнего ребра обеспечивается весом самого сооружения. Кроме того, благодаря значительной ширине подошвы, давление на основание невелико, чем и обеспечивается его прочность.
Сквозные (свайные) сооружения устраиваются на отдельных опорах (сваях, сваях-оболочках). В экономическом отношении они становятся выгодными с увеличением глубин и, особенно, при слабых грунтах основания, когда применение гравитационных сооружений значительно удорожает строительство. Их вес невелик и устойчивость подобных сооружений обеспечивается сопротивлением грунта, в который погружены сваи и сваи-оболочки.
Сплошные тонкостенные конструкции (больверки) имеют также как и гравитационные, сплошную лицевую (рань. Стенка возводится из погружаемых в грунт дна вплотную друг к другу металлических или железобетонных. Из-за сравнительно небольшого веса их устойчивость на сдвиг обеспечивается сопротивлением грунта по заглубленной части стенки, а сама стенка от опрокидывания удерживается анкерными тягами.
Комбинированные причальные сооружения сочетают в себе свойства как гравитационных, так и сквозных конструкций. При больших диаметрах опор (например, в виде погруженных в грунт железобетонных оболочек-колодцев) устойчивость их сдвигу и опрокидыванию обеспечивается совместным действием сил трения и отпора грунта.