Танкостроение на Харьковском заводе транспортного машиностроения

 

Основой боевой мощи современных сухопутных войск являются бронетанковые войска. Танки, появившиеся в годы первой Мировой войны, к 1930-м годам стали основной ударной силой. В Советском Союзе к началу Великой Отечественной войны были созданы лучшие в мире образцы танков, среди которых выделялся Т-34. Этот средний танк, созданный на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) имени Коминтерна*, оставался непревзойденным по своим качествам в годы войны. Позже он явился образцом для создания новых танков не только в СССР, но и в других странах.

 

Производство танков является одним из самых сложных и наукоемких процессов. Оно требует соответствующего уровня развития не только машиностроения – современные станки, прокатные станы и многотонные прессы, но и металлургии для производства брони нужны не только домны и мартены, но и добыча железной руды, никеля, марганца, хрома и многих других металлов. Производство танков к тому же очень энергоемкое, что требует соответствующего развития электроэнергетики.

Производство моторов требует соответствующей технологии обработки металлов, наличие точных металлорежущих станков, и, кроме уже перечисленных металлов еще и алюминий. Следует отметить, что танковые двигатели, работающие в особых условиях – не только из-за высокой нагрузки, но и резких ее изменений, высокой запыленности и других неблагоприятных факторов, требуют специальных сортов топлива и масел.

Вооружение и боеприпасы – это разработка и изготовление порохов и взрывчатых веществ, а это хлопок, развитие химии и опять множество полезных ископаемых, которые надо добыть, и переработать.

Таким образом, в производстве танков участвуют десятки и сотни различных предприятий, и для его обеспечения требуется развитая сеть железных дорог. В довершение к этому следует добавить целую армию ученых, инженеров-конструкторов и технологов и высококвалифицированных рабочих. Все это еще требовалось создать в трудные годы первых пятилеток.

В декабре 1927 г. из числа конструкторов тракторного отдела ХПЗ была создана группа конструкторов для разработки опытных образцов танков. Возглавил группу И. Н. Алексенко. В 1928 г. на ХПЗ началось изготовление опытного образца маневренного танка Т-12 по технической документации, предоставленной ГКБ ОАТ.

В 1929 г. танк прошел заводские испытания, и в апреле 1930 г. был показан командованию Красной армии. Первый танк молодого, не имеющего опыта коллектива был признан не соответствующим требованиям к новым танкам, и работы по нему были прекращены. Главными аргументами для такого решения стали недостаточный запас хода Т-12, не позволявший применять его для операций на вражеских коммуникациях, а также высокая цена. Несмотря на это нарком обороны К. Е. Ворошилов выразил коллективу танковой группы благодарность.

Поскольку уже в середине 1929 г. стало ясно, что масса Т-12 составляет 20 тонн вместо проектных 16, а сама машина имеет ряд конструктивных недостатков, группа Алексенко тогда же приступила к созданию проекта собственного танка, получившего индекс Т-24. Инженеры Харьковского завода полностью переработали танк и внесли глубокие изменения практически во все его узлы. Вооружение осталось таким же, как у Т-12, а двигатель использовали отечественный М-6, уже производившийся на Запорожском авиамоторном заводе № 29 им. Баранова (сейчас ОАО «Мотор Сич») ‑ аналог «Испано-Сюиза». В 1931 г. успешно прошли пробеговые испытания опытного образца, и была изготовлена первая партия из 25 машин.

 

 

Чертежи средних танков производства ХПЗ ‑ опытного Т-12 и серийного Т-24

 

Желая ускорить выпуск танков, коллегия ГУВП решила использовать иностранный опыт. За границу были командированы советские представители для приобретения лучших образцов бронетехники и необходимой документации. В Великобритании были закуплены образцы 6-тонного танка «Виккерс», танкетки Карден-Ллойд, а также получены сведения о 16-тонном трехбашенном «Виккерсе» и тяжелом пятибашенном танке «Индепендент», идеи которых были воплощены в среднем танке Т-28 и тяжелом Т-35, созданных на Ленинградском Кировском заводе.

Но все рассматриваемые машины были танками сопровождения пехоты, несмотря на теоретическую проработку вопроса, ни одна армия в мире не имела в конце 20-х годов крейсерского (маневренного) танка. В поисках такого прототипа советская делегация во главе с начальником Управления механизации и моторизации (УММ) РККА И. А. Халепским 30 декабря 1929 прибыла в Северо-Американские Соединенные Штаты. Там комиссию заинтересовали танки конструктора Дж. У. Кристи, специализировавшегося на проектировании быстроходных колесно-гусеничных танков, которые демонстрировали рекордные показатели скорости.

На основе танка Кристи был создан легкий колесно-гусеничный танк БТ-2 (быстроходный танк). Вооружен танк был 37-мм пушкой ипулеметом, экипаж составлял 3 человека.

 

Танк БТ-2 был способен совершать прыжки на десятки метров

 

Во второй половине 1932 года конструкторы под руководством А. О. Фирсова взялись за модернизацию танка БТ-2. В этой работе проявился незаурядный талант Афанасия Осиповича – опытного инженера с энциклопедическими знаниями. Он умел четко организовать не только свой труд, но и труд подчиненных. У него сотрудники СКБ учились любое задание выполнять тщательно и точно. Именно А. О. Фирсов является основателем Харьковской школы танкостроения. Многие конструкторы танков, в том числе и А. А. Морозов являются его учениками.

Выпуск БТ-2 во многом зависел от импорта двигателей «Либерти» L-12. Поэтому было решено устанавливать в новый танк его отечественную копию ‑ М-5. Кроме того танк получил новую башню цилиндрической формы бóльших размеров и с 45-мм пушкой образца 1932 года. Такую же башню стали устанавливать на пехотный танк Т-26. Была увеличена прочность многих деталей корпуса. Впервые бронелисты башни и корпуса вместо заклепок стали соединять электросваркой. Танк получился значительно надежнее и проще в изготовлении, при этом его масса возросла всего на одну тонну. ХПЗ стал пионером внедрения электросварки в танкостроении не только в СССР, но и во всем мире.

В 1933 году после широких испытаний новая машина под маркой БТ-5 пошла в серийное производство. На командирских танках БТ-5 устанавливалась радиостанция с поручневой антенной на башне. В 1935 году часть танков выпустили с 76-мм пушкой. Они предназначались для артиллерийской поддержки атакующих танковых подразделений. Танки БТ были вторыми по численности танками в РККА, а за высокую скорость стали наиболее любимыми машинами советских танкистов. На Больших Киевских маневрах 1935 года новый танк получил широкую известность. Иностранным наблюдателям была продемонстрирована необыкновенная «летучесть» БТ-5, совершавшего прыжки через препятствия длинной до 25 метров.

На БТ-5 в качестве эксперимента был применен новый двигатель M-17 – выпускавшийся по лицензии немецкий авиамотор BMW-VI, на нем прошли испытания и первые танковые дизели БД-2. 7 ноября 1934 года два танка с дизелем были показаны на параде на Красной площади.

Кроме быстроходных танков на ХПЗ в 1933 – 1939 годыбыл налажен мелкосерийный выпуск тяжелых пятибашенных машин Т-35, конструкции Ленинградского Кировского завода.

Продолжая работу над совершенствованием танков, в 1935 году конструкторский коллектив под руководством Фирсова, подготовил к серийному производству новый танк БТ-7. От БТ-5 он отличался новой башней конической формы (на первых танках стояли цилиндрические башни), установкой второго пулемета, новым двигателем М-17Т мощностью 500 л.с., увеличением емкости топливных баков. Была повышена прочность передней части корпуса и увеличена до 20 мм толщина лобовой брони. Масса танка возросла до 13,8 т. По надежности и боевым качествам БТ-7 значительно превосходил БТ-2 и БТ-5.

 

БТ-7 образца 1935 г., установленный на территории завода им. В. А. Малышева, г. Харьков, ул. Плехановская, 126

 

Массовые репрессии создали на заводе сложную обстановку, правительственные задания срывались одно за другим. 28 декабря 1936 года приказом Наркома тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе Главным конструктором танкового КБ завода № 183 был назначен М. И. Кошкин. Первым делом нового руководителя стала модернизация БТ-7, который оснастили созданным к тому времени на ХПЗ специальным дизелем В-2. Танк, которому присвоили марку БТ-7М, был первым в мире танком с дизельным двигателем. Для усиления огневой мощи танковых подразделений в небольшом количестве выпускался также БТ-7А с 76-мм пушкой. Новым директором завода вместо репрессированного Бондаренко был назначен Юрий Евгеньевич Максарев, работавший до этого начальником кузнечного цеха Кировского завода в Ленинграде.

БТ принимали участие во всех конфликтах и войнах с участием СССР с начала 1930-х, годов. В Испании БТ-5 показали полное превосходство над немецкими легкими танками Pz.Kpfw I и Pz.Kpfw II и итальянскими танкетками CV3/35. БТ-7 получил боевое крещение в боях с японцами на Халхин-Голе в составе 6-й и 11-й танковых бригад. Боевые действия проходили в большой удаленности от железной дороги, и танковым соединениям пришлось совершить дальние марши к месту боев. Так 6-я танковая бригада прошла 800 км на гусеницах, а 11-я совершила 500-километровый марш на колесах. Оба марша показали высокую надежность как колесного, так и гусеничного движителя. На Халхин-Голе БТ-5 и БТ-7 продемонстрировали отличные качества для нанесения глубоких и охватывающих ударов. В целом танки получили хорошие отзывы, однако отмечались сложность управления, требовавшая высокого уровня подготовки механиков-водителей, недостаточность броневой защиты и неудовлетворительная оснащенность средствами связи.

 

Производство танков серии БТ сыграло огромную роль в становлении отечественного танкостроения. На этой машине сформировалась Харьковская школа танкостроения, впервые был применен специальный танковый дизель. Выпуск большого количества танков БТ вывел завод № 183 им. Коминтерна в лидеры отрасли.

В период становления бронетанковых войск техника стремительно развивалась, и танки быстро устаревали. К концу 1930-х годов настало время создания танков с противоснарядным бронированием, сочетающих в себе достоинства быстроходных маневренных танков и бронирование и огневую мощь танков сопровождения пехоты. Первой в мире машиной, удачно реализующей эту концепцию, стал знаменитый Т-34. Конструктивные решения танков серии БТ, такие как общая компоновка машины, ходовая часть, применение электросварки, наклонное расположение брони (на БТ-ИС), дизельный двигатель (на БТ-7М) и др. были с успехом применены на знаменитой тридцатьчетверке.

В сентябре 1937 года харьковский завод № 183 получил от Автобронетанкового управления (АБТУ)РККА задание на разработку танка с противоснарядным бронированием. Стремление сохранить на танке колесно-гусеничный ход вынудило ограничить его проектную массу 18 тоннами. Завод в это время переживал тяжелые времена. Необоснованные репрессии обезглавили его руководство. Снят с должности, а впоследствии расстрелян и начальник танкового КБ конструктор танков БТ А. О. Фирсов. На его место 28 декабря 1936 года приказом наркома тяжелой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе был назначен М. И. Кошкин[1]. М. И. Кошкин сразу включился в работу, войти в курс дела ему помогал опальный, но еще не арестованный А. О. Фирсов.

М. И. Кошкин

 

Менее чем за год колесно-гусеничный танк А-20 был спроектирован. От БТ-7М он отличался не только большей толщиной броневых листов, но и их наклонным расположением, а также приводом на три пары колес. Поскольку, несмотря на все новшества, характеристики будущей машины не намного превосходили БТ-7М, в КБ-24 родился инициативный проект А-32 с чисто гусеничным движителем. Упрощение конструкции трансмиссии позволило не только усилить броневую защиту, но и установить на танк более мощную пушку калибра 76 мм.

После испытаний предпочтение было отдано танку Т-32, который был доработан, в частности, усилено бронирование и поставлена более мощная пушка Л-11 образца 1938/39 годов (калибр 76 мм, длина ствола 30.5 калибров (2 324 мм), начальная скорость бронебойного снаряда ‑ 612 м/с). Новый танк получил индекс Т-34. В феврале 1941 года Л-11 была заменена на 76- миллиметровую пушку Ф-34 образца 1940 года. Длина ствола этого орудия равнялась 41.5 калибрам (3 162 мм), а начальная скорость бронебойного снаряда – 662 м/с. Практическая скорострельность орудий в боевых условиях составляла порядка 1 – 2 выстрелов в минуту. Пушка была пригодна и для борьбы бронетехникой, и для поражения живой силы противника. Т-34 стал первым в мире танком, вооруженным длинноствольной пушкой с баллистикой дивизионного орудия. Угол возвышения его доходил до 25 º, а практическая скорострельность при стрельбе с места составляла до 5 выстрелов в минуту. Это позволяло использовать танки для стрельбы с закрытых позиций.

 

Танки БТ-2, А-20, Т-32 и Т-34

 

Чертеж танка Т-34 образца 1940 года

 

После появления у немцев новых танков Pz. V «Пантера» и Pz. VI «Тигр» тридцатьчетверки утратили превосходство на поле боя. В конце 1943 года Т-34 оснастили 85-миллиметровой пушкой ЗИС-С-53 с длиной ствола 54,6 калибра, отчего новый танк получил индекс Т-34-85. Бронепробиваемость ЗИС-С-53 была в 1,7 раза выше по сравнению с Ф-34. Она лишь немного уступала мощному орудию «Тигра» – калибра 88 мм с длиной ствола 56 калибров. Новое орудие тридцатьчетверки пробивало лобовую броню башни «Пантеры» с расстояния в 1000 м, а бортовую броню корпуса и башни с расстояния до 2000 м. С дистанции порядка 500 м Т-34-85 мог поразить и лобовую броню «Тигра». При этом за основу танковой пушки С-53 была взята 85-миллиметровая зенитная пушка образца 1939 года, что значительно удешевляло и ускоряло производство орудий. В башне теперь размещались три члена экипажа – в танке, наконец, появился заряжающий. Кстати сказать, немецкая броня времен войны очень уступала в качестве, как советской броне, так и броне союзников из-за нехватки некоторых металлов, входящих в ее состав. Так что советские пушки пробивали немецкую танковую броню лучше, чем свою на полигоне.

Таким образом, за счет минимальных изменений в конструкции Т-34, т.е. только увеличением башни и установки нового орудия, советским конструкторам удалось, не только не снижая, но, даже увеличивая темпы выпуска танков, дать фронту машину, способную бороться с новыми немецкими танками. Это удалось только благодаря заложенным в конструкцию Т-34 возможностям модернизации. Масса танка возросла с 26 у машин первых выпусков до 32.5 тонн у Т-34-85, но это почти не сказалось на его ходовых характеристиках, только незначительно увеличилось давление на грунт.

Чертеж танка Т-34-85, 1944 г.

 

В результате Т-34 стал самым массовым танком Второй мировой войны (до конца войны было выпущено 49 тыс. машин), единственным советским танком, производившимся с начала войны до ее конца, а также единственным средним танком Красной армии. Следует заметить, что новые танки разрабатывались в конце 1930-х годов всеми танковыми КБ Советского Союза, и на вооружение, кроме среднего Т-34, были приняты малый плавающий танк Т-40, легкий Т-50 и тяжелый КВ. Но, несмотря на многие достоинства этих машин, они в производстве не удержались. Причина заключалась в том, что все перечисленные танки, имея отличные качества, не соответствовали в полной мере концепции своего класса.

Но достоинства Т-34 не ограничиваются только его ТТХ. Этот танк очень дешев и прост в производстве. В условиях войны это важнейшее качество боевой техники. Еще в 1940 году для массового выпуска танков Т-34 был выделен ряд предприятий. Основное производство было развернуто на заводе № 183 им. Коминтерна. Поставку бронедеталей осуществлял Мариупольский завод им. Ильича. Двигатели для них должен был поставить Харьковский завод № 75. Одновременно производство Т-34 разворачивалось и на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ), где 17 июня 1940 года была собрана первая машина. Для производства бронедеталей к СТЗ был подключен завод № 264 – Сталинградская судоверфь в Сарепте. Пушки поставлял завод «Баррикады». В августе 1942 года, ввиду сильных бомбардировок Сталинграда и приближения фронта, выпуск танков на СТЗ был прекращен. Производство танков было эвакуировано в г. Горький, а двигателей в Барнаул.

В октябре 1941 года завод № 183 из Харькова был эвакуирован в Нижний Тагил (Свердловская область), где расположился на территории Уральского вагонного завода. В декабре завод начал сборку первых танков из привезенных с собой комплектующих. После присоединения к нему Мариупольского металлургического завода и Московского станкостроительного, завод № 183 стал одним из крупнейших танковых заводов в мире и получил наименование Уральский танковый завод (УТЗ) им. Сталина.

С началом войны к производству тридцатьчетверки приступили еще четыре группы предприятий. Постановлением № 1 ГКО от 1 июля 1941 года, производство Т-34 было развернуто в Горьком на заводе «Красное Сормово» № 112 наркомата судостроения. Смежниками по броневому производству были определены Выксунский и Кулебакский заводы Горьковской области. В условиях нехватки двигателей на Т-34 устанавливали авиационные бензиновые двигатели М-17Т, производство которых налаживалось на Горьковском автомобильном заводе. ГАЗ также поставлял и часть электрооборудования. Пушки Ф-34 выпускал Горьковский завод № 92.

С 1942 года к производству танков Т-34 приступил Челябинский Кировский завод (ЧКЗ). Сюда из Харькова в 1942 году был эвакуирован завод № 75, выпускавший дизели В-2. Производство танков Т-34 на ЧКЗ прекратили в марте 1944 года.

Уральский завод тяжелого машиностроения имени Орджоникидзе (УЗТМ), находящийся в Свердловске, начал выпуск танков Т-34 в октябре 1942 года. До этого завод поставлял бронедетали корпусов и бронекорпуса в сборе, литые башни для заводов № 183, № 112 и ЧКЗ. После того как было развернуто производство танка Т-34 в Омске, куда из Ленинграда был эвакуирован завод № 174 имени Ворошилова, УЗТМ полностью переключился на производство тяжелых танков. Объем выпуска танков Т-34 с 76-миллиметровой пушкой представлен в табл. 3. Из нее видно, что завод № 183 дал фронту более половины этих танков – 16 680 машин, на целую тысячу больше, чем все остальные вместе взятые.

 

Военная доктрина времен холодной войны предусматривала возможность широкого применения ядерного и других видов оружия массового поражения (ОМП). В этих условиях роль танков не только не уменьшилась, но и возросла. Дело в том, что именно танковые войска наиболее устойчивы к применению ОМП. Кроме установки системы защиты от ОМП к танкам выдвигались новые требования – стабилизация вооружения в двух плоскостях, наличие приборов ночного видения и оборудования для подводного вождения танка (ОПВТ).

В 1951 году харьковское КБ-60М возглавил А. А. Морозов[2]. Он понимал, что для создания качественно нового основного танка необходимы радикальные изменения и принципиально новые решения. В качестве двигателя был использован новый двухтактный двухвальный дизель 5ТДФ мощностью 700 л.с., разработанный на ХЗТМ под руководством А. Д. Чаромского. Двусторонний отбор мощности позволили принципиально по-новому скомпоновать МТО танка. В его силовой передаче отсутствуют такие традиционные узлы, как основная коробка перемены передач (КПП), редуктор, главный фрикцион (сцепление), бортовые планетарные механизмы поворота, бортовые передачи и тормоза. Вместо этого танк оснащен двумя планетарными КПП, которые выполняют также роль механизмов поворота и тормозов, а также планетарными бортовыми передачами, служащими понижающими редукторами.

 

А. А. Морозов

 

Кроме этого малая высота дизеля 5ТДФ (всего 581 мм) позволила разместить основные системы обслуживания двигателя сверху над двигателем, т.е. во втором ярусе. Эжектор выброса отработавших газов и пыли, водяной и масляный радиаторы, а также бункер с инерционной решеткой первичной очистки воздуха для питания двигателя смонтированы в крыше МТО. МТО с двигателем 5ТДФ занимает объем 2.6 м3, что вдвое меньше, чем у танка Т-54. Что касается танков «вероятного противника», то у них объем МТО превышает 6 м3.

По новому была выполнена и ходовая часть, состоявшая из шести опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией и четырех поддерживающих роликов применительно к одному борту.

Рост калибра танкового вооружения вероятного противника, широкое распространение подкалиберных и кумулятивных снарядов, а также возможность применения тактического ядерного оружия заставил пересмотреть подход к созданию защиты современного танка. На объекте 432 впервые в мировой практике была применена комплексная многослойная комбинированная защита, состоящая из броневой стали, противокумулятивных струегасящих материалов и специальных противорадиационных материалов. Такое усиление защиты увеличило массу танка до 34 т против проектных 30.5 т.

Танк получил индекс Т-64, и первые серийные машины этой марки сошли с конвейера ХЗТМ в октябре 1963 года. С 1 января 1964 года ХЗТМ прекратил выпуск Т-55 и перешел на производство Т-64. Но, несмотря на то, что шестьдесятчетверка имела преимущества над всеми танками мира, конструкторский коллектив во главе с Морозовым не остановился на достигнутом. В инициативном порядке была проведена модернизация машины – заводское обозначение объект 434.

Она велась в основном в направлении усиления огневой мощи – на танк была установлена гладкоствольная 125-мм пушка Д-81 с уникальными баллистическими характеристиками. Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания. В его конвейере уложено 28 снарядов: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Еще девять осколочно-фугасных снарядов находятся в отделении управления и боевом. С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7.62 мм, а сверху на башне установлен зенитный пулемет калибра 12.37 мм, с дистанционным приводом, позволяющим вести огонь, не открывая люка. Кроме того, была улучшена броневая защита в основном в носовой части танка. За счет установки экранов была улучшена защита кумулятивных снарядов. Химическая и радиационная защита усилена за счет установки прибора радиационной и химической разведки (ПРХР). Условия работы командира и наводчика улучшены за счет увеличения их рабочего пространства. Морозов считал танк оружием ближнего боя и не стремился насытить машину дорогостоящими системами, позволяющими вести огонь с дальних дистанций. Благодаря этому габариты и стоимость Т-64А значительно меньше, чем у всех других машин, при том, что вооружение и бронирование значительно их превосходят.

Танк Т-64А был принят на вооружение Советской армии в 1969 г. Специалисты сравнивают появление этой машины только с созданием знаменитой тридцатьчетверки. Т-64А реализовал концепцию основного танка, превосходя по бронированию и вооружению все существующие танки, в том числе и тяжелые и при этом оставаясь по массе в рамках среднего, не уступая последнему в скорости и маневренности. Его появление позволило окончательно отказаться от деления танков на классы. Т-64А неоднократно модернизировался, основные изменения – это установка лазерного прицела и применение активной брони.

Чертеж танка Т-64А, 1967 г.

 

В 1980-е гг. ХЗТМ предложил вариант танка Т-80У с дизелем 6ТД-1 мощностью 1000 л.с., разработанный в Харькове в инициативном порядке. В его конструкции удачно сочетались выносливое шасси Т-80 с катками большого диаметра, современные системы вооружения и защиты, включавшие комбинированную броню, экранирование бортов и навеску «динамической брони». Танку присвоили индекс Т-80УД – улучшенный, дизельный. Т-80УД заменил Т-64, уже исчерпавший резервы совершенствования.

Применение нового мотора большой мощности позволило повысить удельную мощность танка, несмотря на то, что его масса увеличилась до 46 т. Т-80УД она составляет 21.7 л.с/т, в то время как у Т-72Б с дизелем В-84 удельная мощность равна 18.8 л.с/т, а у последних модификаций Т-64 – 16.5 л.с/т. Благодаря этому быстроходность и подвижность машины практически не уступают этим характеристикам газотурбинного Т-80, зато дальность хода у Т-80УД выше на 40 % при меньшем запасе топлива.

Танк Т-80 УД, 1985 г. Чертеж танка Т-80УД, 1985 г.

 

Дальнейшим развитием Т-80УД является основной боевой танк Т-84, разработанный ХКБМ имени А. А. Морозова и выпускаемый ХЗТМ им. В. А. Малышева. По сравнению с Т-80УД у новой машины увеличена мощность двигателя до 1200 л.с., усовершенствованы приборы прицеливания и наблюдения, улучшена динамическая защита. Кроме того, для борьбы с управляемым противотанковым вооружением противника установлена система «Варта» аналогичная российской «Шторе».

 

Зарождение обучения по системе физмеха. История инженерно-физического факультета ХПИ. Деятельность И. М. Бабакова, А. П. Филиппова и В. М. Майзеля

В основу создания новой специальности был положен опыт подготовки инженеров-исследователей, выпускавшихся на инженерно-физическом факультете кафедрами динамики и прочности машин и физики металлов, так называемая «система с» [2]. Эта система была хорошо известна в Советском Союзе и за рубежом. Она объединяла в себе преимущества университетского и технического образования. В послевоенный период по ней работали ведущие столичные вузы, такие как Московский физико-технический институт, Московский инженерно-физический институт, Московское высшее техническое училище и др. С самого начала система физтеха была нацелена на подготовку ученых и инженеров для работы в новейших областях науки и промышленности. Отличительной чертой учебного процесса, строящегося по ней, является солидная подготовка студентов по теоретической механике, прикладной и теоретической физике, математическому анализу, математической физике и другим фундаментальным дисциплинам.

Зарождалась система физтеха в Ленинграде и Харькове, а именно в старейших технических институтах Ленинградском и Харьковском политехнических. Изначально идеологами такого революционного шага в инженерном образовании были два выдающихся украинских ученых мирового уровня – механик С. П. Тимошенко и физик А. Ф. Иоффе. Их дружба началась еще во время учебы в Роменском реальном училище в 1889 – 1896 годы и переросла в деловое сотрудничество в годы работы в Петербурге (с 1914 года Петроград), в политехническом институте. С. П. Тимошенко вспоминает: «Идея сближения чистой науки с запросами жизни была близка мне. С моим школьным товарищем физиком Иоффе мы уже, во время войны, разрабатывали программу особого отделения механики при Петроградском политехническом институте. Предполагалось давать студентам этого отделения широкую подготовку в математике, механике и физике в связи с техническими приложениями этих наук. Позже это отделение было открыто и сейчас дает немало ценных работников для разных исследовательских институтов» [3, с. 156].

В обсуждении создания такого принципиально нового учебного заведения, безусловно, принимали участие и другие выдающиеся ученые и инженеры того времени. По словам С. П. Тимошенко, он пришел к идее использования математического анализа и других разделов высшей математики под влиянием академика А. Н. Крылова и выдающегося ученого словацкого происхождения А. Стодола, который учился и работал в Швейцарии [3, с. 369].

Планам создания физико-математического, или физико-механического отделения в Политехническом институте в Петрограде не суждено было реализоваться из-за Февральской и Октябрьской революций 1917 года и гражданской войны, начавшейся год спустя. Наука и образование в Петрограде пребывали тогда в тяжелом положении, поэтому С. П. Тимошенко решил вернуться в Украину, где в то время также начиналась революция. К сожалению, перипетии гражданской войны и последующая эмиграция прекратили участие профессора Тимошенко в основании нового типа технического образования. К этой идее А. Ф. Иоффе удалось вернуться после окончания Гражданской войны.

Бурное развитие промышленности, особенно авиа-, танко-, двигателестроения, энергетики и других современных отраслей, начавшийся в 1930-е годы во многих регионах Советского Союза, в том числе и на востоке Украины, поставил вопрос об организации научных исследований, без которых было невозможно создание современных на то время инженерных разработок. Новые повышенные требования к подготовке инженеров требовали и новой системы образования.

Для решения этой проблемы в апреле 1930 года в Харьковском механико-машиностроительном институте (ХММИ) был создан физико-механический факультет по образцу аналогичного факультета Ленинградского политехнического института. Инициатива организации физмеха принадлежала академику Иоффе и профессорам Обреимову, Синельникову, Вальтеру и Бабакову.

Задача, поставленная перед новым факультетом, заключала подготовку высококвалифицированных инженерно-исследовательских кадров для заводских лабораторий и научно-исследовательских институтов. На факультете было четыре специальности: физика диэлектриков, физика вакуума и низких температур, физика металлов и динамика машин.

В учебные планы факультета были включены расширенные курсы математики и физики, построенные по типу курсов, преподававшихся в классических университетах. На втором – третьем курсах студенты физ-меха направлялись для исследовательской работы в различные научные группы, как родного института, так и в академические и отраслевые НИИ. Студенты вместе с учеными и преподавателями решали научные проблемы и со временем начинали самостоятельно проводить исследования. При этом они не только практически применяли полученные знания, но и получали мощную мотивацию для лучшего усвоения новых, необходимых в работе, дисциплин. Как вспоминают студенты: «...в таких научных коллективах знания носятся в воздухе». Благодаря демократичной атмосфере, которая всегда господствует там, где главной целью является поиск истины и выработка новых знаний, со временем вместо старых подразделений создавались настоящие научные команды, которые стали основой для известных научных школ в области физики, математики и механики.

Из других ученых – организаторов специальности «Динамика и прочность машин» можно отметить выпускника ХТИ, который также в 1922 г. окончил Харьковский университет (тогда Институт народного образования) – Вениамина Михайловича Майзеля (1900–1943). Профес­сор Майзель, член-корреспондент АН УССР с 1939 г., был видным ученым, автором многотомной математической энциклопедии для инженеров и ряда книг по термоупругости и экспериментальным методам исследований, заведовал кафедрой динамики и прочности.

В 1939 году физико-механический факультет был упразднен, однако, благодаря руководству ХММИ в лице директора Ф. Г. Кокорина и его заместителя И. М. Бабакова, специальности «Динамика машин» и «Физика металлов» сохранились в институте в 1940 – 1941 годы на автотракторном и металлургическом факультетах соответственно. В 1946 году, после вынужденного перерыва в годы войны и возвращения ХММИ из эвакуации из города Красноуфимска, по инициативе профессора И. М. Бабакова специальности «Динамика машин» и «Физика металлов» были восстановлены [7]. В 1948 году в ХММИ восстановлена и кафедра динамики и прочности машин, которой с 1948-го по 1960 год заведовал профессор А. П. Филиппов, известный ученый в области теоретической и прикладной механики, с 1967 года академик АН УССР [8]. В 1949 году в структуре ХММИ был восстановлен физико-механический факультет с новым названием – инженерно-физический. В структуру факультета, наряду со специальными кафедрами динамики и прочности машин и физики металлов, ставших его основой, вошли общие кафедры: теоретической механики, которой заведовал профессор И. М. Бабаков, теоретической и математической физики, которой с момента ее организации в 1941 году заведовал член-корр. АН УССР профессор Н. И. Ахиезер. В 1955 – 1968 годы кафедру возглавлял д-р физ-мат. наук, профессор И. М. Глазман – известный в мире ученый.