Виды и особенности морских портовых гидротехнических сооружений

МОРСКИЕ ПОРТОВЫЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

 

Наиболее сложными и дорогостоящими морскими гидротехниче­скими сооружениями, то есть сооружениями подверженными воздейст­вию воды, являются гидротехнические сооружения. Вес морские пор­товые гидротехнические сооружения в зависимости от их размеров, действующих на них нагрузок и последствий нарушения их нормальной эксплуатации, разделяются на 4 класса капитальности.

Они также подразделяются на основные (вывод из эксплуатации, которых нарушает или делает невозможным производственный процесс) и второстепенные, служащие для (или во время) устройства основных (табл. 4.1).

Таблица 4.1 Класс капитальности гидротехнических сооружений

 

 

 

Сооружения морских портов Показатель, определяю­щий класс капитальности сооружения Класс капитальное 1 и сооружений
основных второстепен­ных
Причальные Высота сооружения, м. >25 20-25 <20 1 11 111 IV
Оградительные Высота сооружения, л<. >25 5-25 <5 11 111 IV
Берегоукрепительные   Высота волны, м. >7 <7 11 111 IV

Примечание В таблицу по классификационным признакам не вошли специальные гидротехнические сооружения судостроительных и судоремонтных предприятий.

При всем многообразии типов и конструкций портовых гидротехнических сооружений они объединяются рядом общих характерных особенностей отличающих их от других инженерных сооружения. В большинств случаев портовые гидротехнические сооружения возводят на акватории способом "в воду" без применения фунтовых перемычек и водоотлива. Более того, внешние оградительные сооружения, причалы и берегоукрепительные сооружения на открытых побережьях нередко при­ходится возводить на незащищенных акваториях, подверженных воздей­ствию волн, течений, наносов и льда.

Подводную часть сооружений чаще всего возводят путём установ­ки заранее изготовленных элементов бетонной или железобетонной кон­струкции "в воду" на подготовленное основание в виде каменной посте­ли или путём погружения в грунт дна свай, шпунта, свай-оболочек с плавучих средств или пионерным способом, используя уже построенную

часть сооружения.

С условиями производства работ связана и вторая особенность гид­ротехнических портовых сооружений - максимальное использование крупноблочных сборных конструкций. Оградительные и причальные со­оружения, образуемые укладкой крупных блоков (массивов), применяют с начала современной истории. Использование крупноблоч­ных сборных конструкций, особенно в условиях незащищённых аквато­рий, вошло в практику портового строительства как одно из наиболее ра­циональных инженерных решений.

Портовые гидротехнические сооружения подвержены действию интенсивных знакопеременных нагрузок, имеющих нередко динамиче­ский характер. Например, удары волн о поверхность оградительных со­оружений; навал и удар швартующихся судов, а также действие крано­вых нагрузок на причалы.

Разрушительные действия агрессивной морской среды предъявля­ют особые требования к стойкости материалов конструкций. Па надёж­ность и долговечность портовых гидротехнических сооружений помимо химической и биологической агрессивности морской воды влияют также условия попеременного замораживания и оттаивания, увлажнения и вы­сыхания.

Эти и ряд других особенностей иллюстрируют те трудности и ­, с которыми приходится сталкиваться при строительстве и экс­
портовых пиротехнических сооружений. Перечисленные (обусловливают также повышенные требования к капиталь-
и качеству производства работ. Следует помнить, что
топление и подводных конструкций - одна из наиболее
строительных операций.