Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицитвозникает тогда, когда расходы бюджета превышают его доходы. Если доходы бюджета превышают его расходы, то возникает бюджетный профицит.

Причины бюджетного дефицита могут быть следующие: экономический кризис, непродуманная финансовая политика в стране, чрезвычайные обстоятельства (военные действия, катастрофы), значительный рост социальных расходов в сравнении с темпами роста валового внутреннего продукта и др. На уровне РФ источниками финансирования дефицитабюджета могут стать внутренние кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; внешние государственный займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.


 

 

 

 


 

                   
   
Внутри отраслей
   
 
 
 
На управление
 
На военные цели
 
На социально -культурные мероприятия  
 
 

 


Рис.4. Классификация государственных расходов

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как можно классифицировать государственные расходы?

2. Какие принципы положены в основу построения системы государственных расходов?

3. Назовите методы финансирования государственных расходов.

4. Что такое производительные и непроизводительные государственные расходы?

5. От чего зависят изменения в объеме, составе и структуре государственных расходов?

Термины и понятия

Государственный бюджет, бюджетный механизм, бюджетная политика, бюджетный дефицит, бюджетный профицит, налог, займы, эмиссия денег, налоговая система, налоговая политика, прямые налоги, косвенные налоги, бюджетные ассигнования, бюджетная норма, бюджетная ссуда, бюджет текущих расходов, бюджет развития, секвестр расходов.

2.2.5. Муниципальные финансы: состав и структура, особенности формирования и исполнения

Финансовые фонды местного уровня:местные бюджеты (районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти); муниципальные внебюджетные фонды экономического и социального назначения; финансовые фонды казенных предприятий, находящихся в собственности муниципалитетов; финансовые фонды бюджетных организаций муниципального подчинения.

Местные бюджеты:

Ст.14 БК: Бюджет муниципального образования (местный бюджет)-форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1) определяет сферу собственных полномочий местных органов власти, принципы их финансового обеспечения.

Территориальная организация местного самоуправления включает 2 типа муниципальных образований: муниципальное поселение и муниципальный район, с закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий. На базе крупных городов создается третий тип муниципальных образований-городской округ, сочетающий в себе признаки как поселения, так и муниципального района. Здесь близость местной власти к населению обеспечивается за счет закрепления в ФЗ критериев определения количественного состава представительного органа в зависимости от численности жителей городского округа. В ФЗ заложена система межбюджетных отношений между субъектами и муниципальными образованиями, которая зеркально отражает отношения между субъектом и фед.центром.

Полномочия органов местного самоуправления (МС):

1. Организация местного самоуправления и его правовое закрепление в уставе и иных нормативных документах (изменение в уставе, нормы, обязательные к исполнению, в т.ч. введение налогов, регулирование соц.-эк. развития, порядок природопользования и др.)

2.Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, обеспечение соц.-эк. развития МО (муниципальное образование)- от имени населения права собственника в отношении средств местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, имущества органов местного самоуправления, мун. земель и др. природных ресурсов, находящихся в мун. собственности, мун. предприятий, банков и др. фин.-кред. организаций, мун. жилфонда и нежилых помещений, др. имущества.

3. Организация, содержание и развитие мун. служб, предприятий и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения МО, создание условий для удовлетворения потребностей населения в услугах.

4. Осуществление международных связей, направленных на решение вопросов местного значения, в пределах своей компетенции.

5.Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов, действующих на территории МО, деятельностью органов и должностных лиц МС (внешний: представительный орган и со стороны населения- контроль за исполнительно-распорядительными органами и должностными лицами; внутренний: в исполнительной сфере).

Схема распределения объемов полномочий:

Полномочия фед.органов власти: утверждение основных принципов соц. политики государства. Определение параметров соц.обеспеченности и механизмов преодоления бедности, контроль за соблюдением законности в деятельности гос. органов субъектов РФ и органов МС, закрепляется мин. Перечень соц. льгот и обеспечивается его олное финансирование.

Полномочия субъектов РФ: разрабатывают региональные программы соц.защиты, определяющие на основе возможностей их бюджетов основные меры соц.политики и нормы соц. защищенности, самостоятельно устанавливают формы и порядок финансирования соц.льгот.

Полномочия органов МС:вопросы организации ЖКХ, транспортного обслуживания населения, деятельности мун.милиции, обеспечения мат.-тех.условий для предоставления услуг дошкольного и школьного образования, оказания первичной стационарной и амбулаторной медико-санитарной помощи населению, благоустройства территорий, др. (закреплены отдельными статьями закона).

Сфера образования:

Фед. органы: нормативно-правовое регулирование, установление фед.образовательных стандартов и контроль за их соблюдением.

Органы субъектов РФ –перечисление субвенций на выплату з\платы работникам образования и обеспечение учебного процесса МО и устанавливают на региональном уровне соответствующие нормативы затрат.

Органы МС: материально-техническое обеспечение учреждений дошкольного и школьного образования.

Сфера здравоохранения:

Фед. органы: оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

Органы МС: оказание первичной стационарной, амбулаторной, поликлинической помощи.

Международные связи:

Органы МС: право сотрудничать с органами самоуправления других стран, осуществлять внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность по вопросам местного значения, вступать в ассоциации органов местного самоуправления (регулируется законодательством субъекта РФ).

Бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района составляют консолидированный бюджет муниципального района. Формирование, утверждение и исполнение, контроль за исполнением – органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований БК РФ и ФЗ (1), законами субъектов РФ. Органы МС предоставляют в фед. органы и в органы гос.власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений м.б. представлены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющимися поселениями.Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих городских и сельских поселений самостоятельно.

Бюджетные полномочия органов МС:

· установление порядка составления и рассмотрения, утверждения и исполнения, осуществления контроля за исполнением проекта местного бюджета

· порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов

· установление нормативов отчислений в бюджеты поселений от фед., региональных и местных налогов

· предоставление субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов и др.

Доходы местного бюджета -денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органом МС.

Доходы местных бюджетов формируются за счет :

собственных доходов: средства самообложения граждан; доходы от местных налогов и сборов; доходы от региональных налогов и сборов; доходы от фед.и рег. регулирующих налогов и сборов; безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности МО, иные средства фин.помощи из бюджетов др. уровней; доходы от использования мун.имущества; штрафы, установление которых в соответствии с фед.законом отнесено к компетенции МС; иные поступления в соответствии с фед. законами, законам субъектов РФ, решениями органов МС.

- местные налоги: зачисляются земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение, налог на рекламу, местные лицензионные сборы. (100%)

-отчислений от региональных и фед. регулирующих налогов и сборов: от рег. по налоговым ставкам, установленным в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и по нормативам отчислений при выравнивании бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений. От фед. по нормативам отчислений и по налоговым ставкам, установленным законодательством РФ о налогах и сборах. (Налог на имущество налог на доходы физ.лиц , единый с\х налог; ЕНВД отдельных видов деятельности , гос.пошлина (100%), налог на прибыль организаций-5%, НДС по товарам отеч. производства -10% по субъекту, часть акцизов).

-Безвозмездных перечисленийвыравнивающие трансферты (субсидии):на финансирование отдельных гос.полномочий, передаваемыми органам МС; на финансирование органами МС законов; компенсацию доп.расходов, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов , субвенции предоставляются из бюджетов городских и сельских поселений на решение вопросов местного значения межмуниципального характера исходя из норматива на одного жителя или потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения и средства по взаимным расчетам – отсрочки , рассрочки и налоговые кредиты по уплате налогов в местные бюджеты в пределах лимитов определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.

-Неналоговых доходов –доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в мун. собственности.

Расходы местных бюджетов–денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Расходы, связанные: с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъектов РФ; осуществлением отдельных гос.полномочий, переданных органам МС; обслуживанием и погашением долга по муниципальным займами долгам по ссудам; ассигнованием средств на страхование мун. служащих, объектов мун. собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска.

Функциональная структура расходов: местное самоуправление, правоохранительная деятельность, отраслевые расходы, ЖКХ, образование, культура, искусство, кинематография, здравоохранение и физическая культура, социальная политика, прочие.

Местные внебюджетные фонды:

Доходы местных внебюджетных фондов –добровольные взносы со стороны юридических и физических лиц; поступления от местных целевых займов; доходы от самостоятельной коммерческой деятельности фонда как юридического лица; целевые перечисления из аналогичного фонда более высокого уровня.

 
 

 


Рис. 5 - Состав доходов местного бюджета

Расходы местных внебюджетных фондов –только по целевому назначению, что контролируется финансовыми органами и органами представительской власти.

Финансовые фонды казенных предприятий, находящихся в собственности муниципалитетов; финансовые фонды бюджетных организаций муниципального подчинения.