Налоги как основа государственных доходов

Доходы местных бюджетов

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ составляют собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; транспортный налог; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы; регулирующие доходы - отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации включают неналоговые доходы, общие для бюджетов всех уровней (перечислены выше), а также часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации.

Налоговые доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. К налоговым доходам местных бюджетов относятся собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные законодательством: налог на наследование и дарение, земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; местные лицензионные сборы; отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов; государственная пошлина. Неналоговые доходы местных бюджетов включают неналоговые доходы, общие для бюджетов всех уровней (перечислены выше), а также часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги одновременно являются экономическим, хозяйственным и политическим явлением реальной жизни. Сущность и роль налогов проявляется в их функциях: фискальной, регулирующей и контрольной.

Налоги обязательны к уплате и взимаются принудительно. Именно эта особенность налогов, их устойчивость, делают их основой государственных доходов. Источником налогов выступают имущество и доход.

Социально-экономическая сущность налогов, их виды и роль определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Современными принципами налогообложения являются:

· однократность налогообложения;

· всеобщность и равенство налогообложения;

· простота, понятность и удобство процедуры для налогоплательщика;

· уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетам возможностей налогоплательщика;

· налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками;

· не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое пространство Российской Федерации и ограничивающие свободное перемещение товаров в пределах РФ.

Соблюдение этих принципов сделает налоговую систему государства стабильной и благоприятной для предпринимательской деятельности.

Прогнозирование налоговых поступлений является важнейшим этапом формирования государственных доходов. Эту работу осуществляет Минфин РФ совместно с Министерством РФ по налогам и сборам, поскольку последний располагает всей необходимой информацией и оперативно отслеживает состояние аккумуляции налогов в бюджеты.

В современных условиях для повышения обоснованности планирования доходов резко возрастает значение аналитической работы. Исследуется весь спектр факторов, влияющих на объем платежей. Кроме данных о налогооблагаемой базе, необходимо располагать сведениями об особенностях налогообложения в планируемом году: изменение ставок, введении или отмене льгот и т. д.

В последнее время особое значение приобретает работа по контролю за собираемостью налогов и сборов. Одна из причин высокой задолженности по платежам в бюджет ― сложное финансовое состояние многих предприятий, а также многочисленные нарушения расчетно-платежной дисциплины.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является источником формирования государственных доходов?

2. Какие методы используются для мобилизации государственных доходов? Почему нужны различные методы?

3. Поясните регулирующую роль налогов в общественном воспроизводстве.

4. В чем принципиальное отличие прямых налогов от косвенных?

5. Основные задачи современной налоговой политики в России.


 

 

 


Рис.3. Классификация государственных доходов