Качеству и ритмичности

Анализ производства продукции по структуре, ассортименту,

Анализ выполнения плана по структуре, ассортименту, качеству и ритмичности дополняет анализ выпуска продукции.

Структура продукции - это соотношение удельных весов отдельных изделий в общем выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. При анализе структуры продукции необходимо сгруппировать изделия на соответствующие и несоответствующие профилю данного предприятия; на основную продукцию и неосновную; на сравнимую и несравнимую.

Сдвиги в структуре продукции оказывают влияние на динамику обобщающих показателей хозяйственной деятельности. Структурные сдвиги, вытекающие из изменения потребностей покупателей и заказчиков и обоснованные техническим прогрессом и соответствующими экономическими расчётами, получают положительную оценку. А изменения в составе продукции, вызванные неорганизованностью в работе, недостаточностью снабжения и планирования, отрицательно характеризуют работу предприятия.

Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и др.

При использовании метода средних цен используется формула:

ΔВПс = (Ц1-Ц0)*К1

где ΔВПс – прирост объема продукции за счет изменения структуры;

Ц1,Ц0 – средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая; К1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, шт.

При использовании метода прямого счета используется формула:

ΔВПс = ВП1 - ВП1¢

где ВП1 – фактический выпуск при фактической структуре; ВП1¢ – фактический выпуск при плановой структуре.

Фактический выпуск при плановой структуре рассчитывается:

1. путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции,

2. путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

Ассортимент – это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. При его анализе проверяется уровень выполнения плана по ассортименту, его структура, выявляются факторы и причины, влияющие на этот показатель.

Причинами отклонений могут быть изменения остатка сырья и материалов, спроса на продукцию. Перевыполнение плана по одному виду продукции не перекрывает недовыполнение по другому.

Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется по методу наименьшего процента или среднего процента по формуле:

Ка = ВПф / ВПо * 100

где Ка – выполнение плана по ассортименту; ВПф – сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВПо –плановый выпуск продукции.

При этом изделия, выпущенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.

Качество продукции – совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество учитывает эксплуатационные и потребительские свойства выпускаемой продукции, степень её стандартизации, надёжности и долговечности.

Различают единичные показатели качества, характеризующие одно из ее свойств, комплексные, характеризующие несколько свойств, обобщающие, отражающие совокупность свойств продукции.

При анализе фиксируется выполнение планового задания по качеству, определяется влияние изменения качества на стоимость продукции, удельный вес качественной и забракованный продукции, ее сортность. При анализе качества выявляется количество полученных рекламаций, определяются затраты по устранению брака.

К экономическим показателям качества относятся:

- удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества

(потенциальному, мировому, допустимому);

- удельный вес экспортируемой продукции, в т.ч. в высокоразвитые страны.

К показателям качества, характеризующим отступление от норм по качеству, относятся следующие:

- объем забракованной продукции;

- сдача дефектной продукции;

- количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции и др.

Ритмичность производства – это строгое соблюдение плановых графиков производства. Она характеризует административно-технический уровень производства.

Различают два вида ритмичности:

1. Ритмичность производства – это ритмичность выпуска готовой продукции.

2. Ритмичность выпуска продукции – это ритмичность производства в цехах и подразделениях, где контролируется ритмичность выпуска по суткам, неделям, декадам.

На основании фактических и плановых данный о выпуске продукции рассчитывается коэффициент ритмичности (табл.). При этом выполненный объем работ не может быть больше планового.

Определение коэффициента ритмичности

Период План Факт Значение, принимаемое для расчёта коэффициента ритмичности
Итого:

Коэффициент ритмичности: 280/300 = 0,93.

Показатель ритмичности используется при планировании поставок сырья, а при их анализе выявляются причины, оказавшие воздействие на этот показатель.

В заключение анализа ритмичности целесобразно определить упущенную возможностьв связи с неритмичной работой путем умножения разности между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском продукции на соответствующее количество рабочих дней в анализируемом периоде (при этом исключается продукция, выработанная в сверхурочное время).