Анализ формирования производственной программы

Анализ производства продукции по структуре, ассортименту, качеству и ритмичности.

Анализ выполнения плана производства и реализации продукции.

ТЕМА 6. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1. Анализ формирования производственной программы и её выполнения.

и её выполнения

Устойчивое финансовое положение предприятия может быть обеспечено при условии постоянного совершенствования производства с целью выпуска продукции, соответствующей спросу потребителей. Обеспечить это соответствие можно только на основе планирования.

Сущность планирования заключается в научной разработке и реализации комплекса мероприятий, определяющих направления и темпы развития производства, обеспечивающих его соответствие потребностям рынка и на основе этого – увеличение объёма продаж и прибыли предприятия.

Планирование на промышленном предприятии состоит из разработки стратегических, текущих и оперативных планов. Одним из разделов стратегического плана является программа деятельности предприятия. В этом разделе определяется сфера деятельности предприятия, которая может включать производство каких-либо товаров, оказание услуг или удовлетворение нужд конкретных групп потребителей.

Основное место в текущем плане занимает производственная программа (план производства и реализации продукции). Она определяет возможный объём производства и продаж продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям потребителей.

Производственная программа определяет ввод в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, транспорте, численность работников, и т.д. Она тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности.

Промышленное предприятие формирует производственную программу на основе государственного заказа, заказов покупателей и выявленного в результате изучения рынка потребительского спроса.

Государственный заказ доводится предприятиям, производящим продукцию, имеющую важное народно-хозяйственное значение. Его размещение производится на конкурсной основе. Государственный заказ предоставляется тем предприятиям, которые обеспечивают наиболее эффективное его выполнение.

Производственная программа обычно состоит из трех разделов:

1. План производства продукции в натуральном выражении.

2. План производства продукции в стоимостном выражении.

3. План реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении.

План производства продукции в натуральном выражении содержит задание по объёму выпуска продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству изделий в физических единицах. Это даёт возможность согласования выпуска конкретных видов продукции с потребностями рынка, но не позволяет определить общий объём и структуру производства на многопрофильных предприятиях, а также рассчитать доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Поэтому разрабатывается план производства и реализации продукции в стоимостном выражении.

2. Анализ выполнения плана производства и реализации продукции

 

Анализ выполнения плана производства и реализации продукции начинают с исследования данных по валовой, товарной, условно-чистой, готовой и реализованной продукции.

Валовая продукция учитывает всю произведенную в данном периоде продукцию: отпущенную за пределы предприятия, предназначенную для собственного потребления, а также незавершенное производство.

Товарная продукция – это произведенная в данном периоде продукция без учета незавершённого производства и внутризаводского оборота.

Условно-чистая продукция – это условный показатель, который характеризует средства, затраченные на производство без учёта материальных затрат и амортизации основных средств, то есть это добавленная стоимость.

Готоваяпродукция – это продукция, сданная на склад предприятия.

Реализованная продукция – это продукция, отгруженная покупателю или оплаченная им, в зависимости от метода определения выручки, принятого на предприятии.

Для анализа объёма произведенной продукции используются стоимостные и натуральные показатели (только при анализе однородной продукции).

При анализе выполнения плана выпуска продукции выявляют степень напряжённости плана, изучают динамику развития производства, устанавливают факторы, влияющие на отклонения от плана, выявляют резервы повышения объёма продукции, улучшения её состава и качества.

При анализе выполнения плана производства продукции рассматривается выполнение плана по внедрению в производство новой техники и новых технологий.

От объёма реализации зависит вся экономическая жизнь предприятия, его прибыль, рентабельность, расчёты с поставщиками, работниками, величина фондов потребления и развития производства. Для оценки выполнения плана по реализации продукции производят сравнение фактически реализованной продукции с планом и прошлым периодом. Изменение объёма реализации продукции может быть вызвано изменением цен, изменением остатков готовой продукции на складе на начало и конец периода, изменением платёжеспособности покупателя и системы расчётов с ним.

На объём реализации продукции влияют запас товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателя, структура выпускаемой продукции, её ассортимент, качество и уровень спроса.