Общественное сознание и его структура

Понятие «общественное сознание» является одним из базовых положений диалектико-материалистической концепции сознания. Если специфика общественных отношений определяет содержание сознания, то оно само становится общественным.

По словам В. Ленина, «общественное сознание отражает общественное бытие». Общественное сознание воспроизводится социальной системой как момент ее функционирования. Несмотря на то, что общественное сознание является надындивидуальным, всеобщим, оно имеет свои формы.

В этих различных формах выражена специфическая направленность отражения действительности. Она зависит от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить:

· классовое сознание;

· экономическое сознание;

· политическое сознание;

· правовое сознание;

· нравственное сознание;

· художественное сознание;

· религиозное сознание;

· научное сознание.

Интересным представляется такой тип общественного сознания как «массовое сознание». Этот тип общественного сознания связан с деятельностью массовых общностей и отражает различные стороны жизни общества, вызывающие интерес массовых общностей.

Массовое сознание характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определёнными стереотипами в других случаях.

Во всех формах общественного сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, при чем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Формы общественного сознания, поэтому, всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.

Открыв факт зависимости общественного сознания от общественного бытия, Маркс обнаружил, что социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизведении соответствующего ей общественного сознания. Таким образом, можно говорить о диалектике общественного сознания и общественного бытия. Это можно выразить следующим образом:

В период становления новой формации, «ведущей» стороной выступает изменение общественного сознания, совершающееся, как правило, под воздействием внешнего насилия. Измененное содержание сознания является исторической предпосылкой нового способа социальной жизни. Затем, когда этот способ жизни утверждается, он сам начинает воспроизводить то содержание сознания, которое до того было исторической, внешней предпосылкой его становления. В результате общественное сознание есть одновременно и условие и результат общественного бытия.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем основная проблема сознания?

2. Какие подходы известны в решении проблемы сознания?

3. В какой взаимосвязи находятся сознание и бессознательное?

4. Как язык влияет на развитие сознания?

5. Что кого определяет – язык сознание или наоборот?

6. Какие формы общественного сознания вам известны?

7. В чем разница подхода к проблеме бессознательного у Фрейда и Юнга?

8. Какова структура сознания?

 

 

Тема 23-24. Познание, его возможности и средства. Проблемы научной рациональности в современной «философии науки»

Цели и задачи: выяснить специфику познания, определить формы познавательной деятельности, рассмотреть проблему субъекта/объекта, определить специфику таких явлений, как «вера», «заблуждение», «знание», «истина», рассмотреть историю решения проблемы научного знания. Выявить суть позитивизма и постпозитивизма.