Субъективный идеализм И. Г. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга

Философская проблема, поставленная Кантом, а именно — проблема вещи-в-себе — решалась другими философами.

Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) свою философию называл наукоучением, т.е. наукой о науке. Фихте настаивает на первенстве практически-деятельного отношения к миру перед теоретическим («Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем»). Таким образом, Фихте признает практически-деятельную сущность человека.

Хотя Фихте, как и Кант, является субъективным идеалистом, он стоял на позициях диалектики. В чем это проявлялось. Во-первых, Фихте вводит понятие «целого», «единого», которое объединяет вокруг себя все. Настоящая наука, по мнению Фихте, это органическое целое, но такое, в котором каждая его часть не может существовать без других частей и без целого. А во-вторых, это целое — развивающееся. Эту развивающуюся систему должно организовывать какое-то одно начало. И тут Фихте разрабатывает понятие «Я». Он выводит следующие основоположения своего учения:

1) «Я» само себя определяет (т.е. Я существует и само себя осознает, другими словами, происходит воссоединение объекта и субъекта. Это волевое, деятельное начало);

2) «Я» предполагает наличие «не-я» (т.е., свою противоположность. Здесь происходит выделение «Я» из рамок всего остального мира — «не-я»);

3) «Я» полагает «я» и «не-я». Здесь Фихте вводит понятие «Абсолютного Я» и выходит на позиции субъективного идеализма. Есть некое всеобщее Я, определяющее существование всего. Это некий абсолютный Дух. И есть личное «я», тождественное индивидуальному сознанию. Весь же остальной мир определяется как «не-я».

Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъективно-деятельностного начала над природой. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то другого, а именно для того, чтобы создать возможность самореализации «я». Деятельный субъект, «я», преодолевая сопротивление природы, развертывает все свои определения, то есть наделяет ее своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека отказывается продуктом его деятельности. В конечном счете «я» осваивает «не-я» и достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество.

Таким образом, в учении Фихте четко прослеживаются основные диалектические положения: единство и борьба противоположностей, целое и единое, всеобщее развитие, абсолютное и относительное, противоречие между целью и средством.

При этом существование всего мира Фихте подчинил деятельности некоего Абсолютного Я, растворив, таким образом, в этом Всеобщем Я и личное начало, и природное.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854) также развивал свое учение в рамках диалектики. Основной задачей философа было преодоление противопоставления субъекта и объекта, природы и духа. Ф.Энгельс в 1844 г. следующим образом сформулировал задачу философии на переломе XVIII-XIX вв.: «Восемнадцатый век... не разрешил великой противоположности, издавна занимавшей историю и заполнявшей ее своим развитием, а именно: противоположности субстанции и субъекта, природы и духа, необходимости и свободы; но он противопоставил друг другу обе стороны противоположности во всей их остроте и полноте развития и тем самым сделал необходимым уничтожение этой противоположности». Шеллинг создает свою оригинальную философскую систему, которую определяют как трансцендентальный идеализм.

Шеллинг исходит из принципа тождества духа и природы, понимаемых всего лишь как разные проявления единой деятельной сущности — Абсолюта. Абсолютное тождество Шеллинга есть первоначальная сущность. Сила, изливающаяся в природе, тождественна с силой, обнаруживающейся в духовном мире. Творческая деятельность Абсолюта раскрывается во множестве форм — от низших до высшей. То же самое творчество, уже как тождество теоретической и практической деятельности, можно найти в субъективном интеллекте. Здесь таким характером обладает эстетическая или художественная деятельность, способная с наибольшей полнотой выразить природу творческого начала. Идеальный мир искусства и реальный мир объектов являются продуктами одной и той же деятельности, которая, творя бессознательно, создает действительный мир природы, а творя сознательно, эстетический мир искусства. Весь мир — это живое произведение искусства. Объективный мир есть лишь первоначальная бессознательная поэзия духа. Поэтому именно искусство Шеллинг ставит на самое высокое место в своей системе. В нем раскрывается тайна мира, тождество идеального и реального. В искусстве мы видим и воплощение идеи, и то как интеллект творит природу. В силу этого философия искусства — венец философии. В рамках этого положения Шеллинг развивает учение об интеллектуальной интуиции как об искусстве трансцендентального созерцания. Интеллектуальная интуиция, по Шел­лингу, — высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно саморазвертывание тождества.

В сущности, философию Шеллинга можно определить как пантеистическую. При этом пантеизм раннего Шеллинга отличается от позднего. Можно выделить следующие этапы в развитии его философствования:

1) наукоучение фихтеанского типа (вслед за Фихте Шеллинг усматривал абсолютное в самосознании высшего типа, в «я»);

2) натурфилософия (обращение к природе в поисках первоначала, видя в ней то, что предшествует индивидуальному сознанию);

3) система «трансцендентального идеализма» (Шеллинг видит первоначало в предшествующем природе духе);

4) философия тождества (видение первоначала как «бессознательного интеллекта», который трактуется как неразличимое тождество субъекта и объекта);

5) философия откровения (признание абсолютом личного Бога, по отношению к которому все остальное является его «откровением»).