Функции философии. Значение философии для человека

Главная роль, функция философии состоит в том, чтобы сделать человека человеком, наполнить жизнь человека высшим смыслом, идеями и непреходящими ценностями. Философия возвеличивает человека, поднимает его над инстинктами, заставляет его быть ищущей индивидуальностью. Философия дает умение обобщать, анализировать, сопоставлять. Попытаемся обозначить основные функции философии.

Мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения.

Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Прогностическая функция философии, которая заключается в объективном предвидении развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

Критическая функция распространяемся не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям.

Аксиологическая функция, которая разрабатывает проблему оценки: индивидом других индивидов, себя, мира, общества и т.д.; обществом другого общества, индивида, мира, самого себя и т.д.

Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их. И вместе с тем только через их целостное единство проявится специфика и сущность философского знания.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы определяют специфику мировоззрения?

2. Расскажите об уровнях и компонентах мировоззрения.

3. В чем состоит специфичность мифологического и религиозного сознания? В чем их отличие от философского?

4. Определите роль и функции философии и мировоззрения.

5. Как влияют и влияют ли вообще общественные идеалы на убеждения человека? Аргументируйте свои положения, проиллюстрируйте примерами.

6. Возможно ли единственное определение философии? Какие вы можете еще дать дефиниции (определения) философии?

7. Философия и наука — соотнесите эти понятия.

8. Основной вопрос философии — является ли он определяющим для любой философской системы? Каково ваше отношение к нему?

9. Возможен ли прогресс в философии? Аргументируйте свои положения.

10. Выскажите свое отношение к философии как науке, как стилю мышления, как способу постановки проблем, собственно к философским проблемам.

 

Тема 2. Философский плюрализм: причины и истолкования

Цели и задачи: выяснить суть историко-философского процесса, его движущие силы, понять специфику философского плюрализма, выявить основные подходы к решению проблемы философского плюрализма (гегелевский, марксистский, экзистенциалистский).

 

1. Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы

Вопросами истории философии занимались еще древние. Одним из первых историков философии можно назвать Аристотеля, Диогена Лаэртского, Ксенофонта и др. Интересную концепцию развития историко-философского процесса предложил Августин Блаженный.

При изучении истории философии бро­сается в глаза многообразие философских учений, школ, течений, направлений. Прежде, чем приступить к изучению всего этого мно­гообразия, необходимо уточнить ряд исходных понятий.

Первичной, исходной единицей историко-философского процесса является философское учение того или иного мыслителя. Фило­софское учение — это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное от­дельным философом, находит своих продолжателей, постольку фор­мируются философские школы. Последователи Платона — платони­ки, Августина — августинцы, Маркса — марксисты и т.д.

Философ­ские школы — это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различ­ных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами принято называть философскими течениями. Например, в современной философии таким течением яв­ляется неопозитивизм, персонализм и т.д.

Наиболее крупные и значи­тельные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями. Философское направление представ­ляет собой совокупность философских течений (а следовательно, уче­ний и школ), которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения. Философские направления существуют, как правило, в течение весь­ма длительного исторического периода, на протяжении ряда историче­ских эпох. В качестве примера философских направлений можно на­звать материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, рациона­лизм и иррационализм и т.д.

Существование множества философских учений, школ, тече­ний и направлений характеризует историко-философский процесс со стороны его внутренней дифференциации и поляризации. Разви­тие философии предстает как столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. При этом с развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разрешения фило­софских проблем. Из этого нередко делаются необоснованные выво­ды. Первый — о том, что у философии нет единого систематизирую­щего начала и, следовательно, невозможна ее самотождественность. Второй — о том, что поскольку философы обосновывали противоре­чащие друг другу положения, которые в равной мере оказываются опровержимыми, постольку философия не способны отыскать истину. Отсюда следует вывод о несостоятельности любых философских воззрений.

В течение длительного времени в общественном сознании складывалось упрощенное представление о том, что многообразие философских учений есть плод деятельности несговорчивых философов, пытающихся завладеть умами людей в корыстных целях или чтобы потешить свое самолюбие. Впервые серьезное исследование исторического развития философии провел крупнейший немецкий философ Гегель. Он покончил с упрощенным представлением о при­чинах философского плюрализма.

Плюрализм — философская точка зрения, согласно которой действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства.