Каковы две разновидности шраддхи?

Вера, твердо укорененная в священных писаниях и полностью основывающаяся на них, называется шастрия шраддхой. Такая вера встречается не так уж часто, хотя только она позволяет правильно практиковать преданное служение. Другая разновидность веры, которая очень распространена среди тех, кто идет каким-то духовным путем или следует заповедям той или иной религии, называется лаукика шраддхой .[3] Точнее всего на русский язык это понятие можно перевести словом «суеверие». Шрила Вишванатха Чакраварти по-другому называет эти две разновидности веры свабхавики-шраддха, естественная, живая вера, и балад-утпадита-шраддха, навязанная вера. Естественная вера возникает в результате общения с садху, хорошо знающими священные писания и способными рассеять сомнения человека. Такая вера приводит к правильному поклонению, а навязанная вера – результат слепого подражания и социального давления. Она не основана на свободном, осознанном выборе и потому никогда не приводит к правильной бхаджана-крие, духовной практике поклонения Кришне, и, стало быть, не может привести к очищению от ненужных желаний в сердце (анартх).

Путь формирования шастрия-шраддхи описан Дживой Госвами в Бхакти-сандарбхе и назван им вичара-прадхана[4]. Чтобы возникла подлинная вера в священные писания, необходимо:

1. Общение с садху[5], которое зарождает в сердце человека интерес к определенной форме поклонения. Этот начальный импульс приводит к постепенному росту интереса и подталкивает человека к

2. общению с несколькими шравана-гуру, под руководством которых он начинает изучать писания. Изучая писания, человек прежде всего сосредоточивается на…

3. понимании логики шастры.

4. Размышляя над священными писаниями,

5. он постепенно, под руководством наставников избавляется от двух видов сомнений –

- сомнении в существовании того, о чем говорит шастра (а есть ли все это вообще?)

- сомнении в истинности услышанного из шастры.[6]

Лаукика-шраддха,или навязанная социумом вера, есть не что иное, как суеверие. Суеверие – это предрассудок, не основанный на разумных, рациональных основаниях и не приводящий к осознанной практике. Чаще всего суеверие – это хаотический набор верований в сверхъестественные потусторонние силы. Они побуждают человека механически следовать ритуалам, уповая на их магическую силу и могущество. Слово образовано от старославянского слова «суе», что значит напрасно (без пользы и без осознания причин) и «вера», то есть буквально «напрасное верование», «бесполезное верование». Любая практика, даже практика повторения святого имени, основанная на суеверии, не принесет реальных духовных результатов. Шри Кришна говорит в Бхагавад-гите:[7] «О Арджуна, жертвоприношения, благотворительность, аскеза и прочие религиозные обряды, если они совершаются без веры, приводят к временным, преходящим результатам, как в этом мире, так в мире ином». Вся 17 глава Гиты, озаглавленная «Разновидности веры», описывает разные формы лаукика-шраддхи, закрепляющей человека в царстве гун материальной природы.

Таким образом, проповедь можно разделить на две категории: проповедь, порождающая лаукика-шраддху, или смешанную шраддху, и проповедь, порождающую чистую веру в шастры.

По каким признакам можно распознать возникновение у человека чистой веры? Чистая вера всегда порождает горячее желание практиковать преданное служение,и питает в сердце садхаки надеждуна достижение высшей цели.[8] Нечистая же вера, ослабленная неразрешенными сомнениями и вынужденная для своего сохранения питаться суевериями, в лучшем случае, приводит к формальной, механической, показной практике, а в худшем случае, и вовсе не порождает импульс к конкретной деятельности в преданном служении.