Расчет групповых индексов конкурентоспособности по качественным и экономическим показателям

Показатели Расчет индекса
Качественные показатели
1. категория средства размещения 2. оценка номеров 3. ассортимент предоставляемых услуг 4. насыщенность экскурсионной программы 5. уникальность экскурсионной программы 6. разнообразие развлекательных программ 0,2*4/4 = 0,2 0,2*5/5 = 0,2 0,1*5/5 = 0,1 0,1*3/2 = 0,15 0,2*5/4 = 0,25 0,2*5/4 = 0,25 = 1,15
Экономические показатели
1. общая стоимость программы 2. стоимость размещения 3. стоимость транспортного обслуживания 4. стоимость экскурс. и развлекат. программ 0,25*69940/71243 = 0,24 0,25*23680/22907 = 0,25 0,25*12161/17424 = 0,17 0,25*34099/30912 = 0,27 = 0,93

 

На основе группового индекса конкурентоспособности по качественным и экономическим показателям определяется комплексный показатель конкурентоспособности оцениваемого инсентив-тура, который рассчитывается по формуле:

, (2)

По смыслу этот показатель отображает различие в потребительском эффекте, приходящееся на единицу затрат на приобретение и потребление инсентив-тура. Если комплексный показатель конкурентоспособности меньше единицы , то оцениваемый инсентив-тур уступает по конкурентоспособности базовому. При равной конкурентоспособности обоих инсентив-туров показатель будет равняться единице . Если же показатель больше единицы , значит, разработанный инсентив-тур превосходит по конкурентоспособности базовый.

Рассчитаем комплексный показатель конкурентоспособности оцениваемого инсентив-тура:

Показатель больше единицы, что говорит о том, что разработанный инсентив-тур в Сочи является конкурентоспособным по отношению к инсентив-турам, успешно реализуемым в настоящее время на российском рынке. Если тур является конкурентоспособным, значит можно планировать мероприятия по его продвижению.

Оценивая в баллах критерии качества и соотнося их с ценой, можно оценить конкурентные позиции сравниваемых туров и построить карту стратегических групп.Методика картирования стратегических групп. Стратегическая группа состоит из организаций со сходными конкурентными стратегиями и занимаемыми на рынке позициями. Для этого выделим две группы самых важных параметров (цена — качество) и определим их значения по двум осям. Организации, оказавшиеся на полях, близких к друг другу, составляют одну стратегическую группу. Межгрупповая конкуренция тем сильнее, чем ближе группы друг к другу. Из табл. и рис. видно, что предприятия «4» и «5» составляют одну стратегическую группу, близко к ним примыкает предприятие «3». Конкуренция этих трех организаций с «1» и «2» достаточно слабая ввиду удаленности стратегических групп последних. Предприятие «Х» может приблизиться к стратегической группе трех других в случае более реальной ценовой политики как средства конкурентной борьбы.