Тема 1: Психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. Предмет и задачи курса.

Психологическая коррекция нарушений в поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием семьи, психической и социальной депривации и дезадаптации в связи с трудностями в обучении.

Искаженные семейные отношения и негативное воспитание в семье являются чаще всего источником нервно-психических расстройств с разнообразными девиациями поведения. У детей из неблагополучных семей, к тому же осложненные теми или иными дефектами развития, наблюдается, как правило, высокий уровень тревожности, агрессивность, недоверие к взрослым. Однако, несмотря на неблагополучие в семье, дети, попадая в специализированные учреждения, тоскуют по родителям, бережно хранят семейные реликвии. Поэтому, осуществляя необходимую коррекцию в психическом развитии ребенка, вызванную негативным воспитанием в семье, не следует ограждать ребенка «от дурного влияния плохих родителей». Опыт работы с такими детьми показывает, что нужно укреплять связи с родственниками, организовывать с ними встречи в выходные дни, на каникулах. Положительную роль играет ведение семейного альбома, сохранение семейных реликвий, а коррекционную работу с такими детьми следует рассматривать как временную поддержку семьи, находящейся в кризисном состоянии.

Серьезной проблемой в системе социальной реабилитации является школьная дезадаптация детей с ограничениями жизнедеятельности. Многие из них имеют сенсорное недоразвитие, задержку психического развития (ЗПР), интеллектуальную недостаточность, являющиеся причиной формирования у них внутренней напряженности, тревожности, агрессивности, конфликтности, ощущения неполноценности, ненужности, что приводит к дисгармонизации отношений с социальной средой.

Основной путь оказания помощи дезадаптированным детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, - это создание условий для интеграции в нормально развивающуюся социальную среду, разработка индивидуальных программ специально организованной помощи и поддержки. В основу программы должны быть положены коррекция психических функций и эмоционально-волевой сферы ребенка, формирование самооценки, навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающей социальной среде.

Четвертое направление- коррекция развития личности.В процессе онтогенеза могут возникать негативные личностные качества, создающие реальную угрозу искаженного развития личности в целом. Чтобы не допустить нежелательного развития и появления негативных личностных качеств осуществляется их исправление, коррекция.

Целесообразность психокоррекции личности реально возникает на 4-5 году жизни ребенка, когда сформировавшиеся личностные качества начинают мешать его социальной адаптации.

В этой связи объектом психокоррекционных воздействий могут выступать относительно сложные психологические образования (мотивы, ценностные ориентации, черты характера, установки, самооценка, уровень притязаний и т.п.), формирование которых происходит относительно независимо от возможных патопсихологических расстройств. Форма, тематика и содержание коррекционных занятий по «исправлению» личностных свойств достаточно разнообразны. К ним относят: сюжетно-ролевые игры, специальные учебные занятия, выполнение определенных тестовых заданий с обратной связью и др.

Основной принцип построения коррекционных занятий заключается в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему поведенческими стереотипами и демонстрации результатов, свидетельствующих о возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.

Выбор конкретной формы психологической коррекции определяется уровнем развития и конкрет­ными проблемами воспитания ребенка. Исходя из задач социальной реабилитации, коррекционная работа организуется таким образом, чтобы обеспечить целостное воздействие на личность во всем многообразии мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других прояв­лений личности.

Основными направлениями коррекции нарушений личностного развития могут быть:

1. Преодоление микросоциальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка.

2. Помощь ребенку в разрешении психотравмирующих ситуаций, в формировании продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми, в повышении социального статуса, в развитии компетентности в вопросах нормативного поведения.

3. Формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей. Эта задача решается в ходе индивидуальной и групповой психокоррекции с детьми с психическим недоразвитием и задержкой психического развития.

4. Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения. Обеспечивается в процессе групповых занятий с детьми с асинхронией психического развития (искаженного, диспропорционального и дизгармоничного)

5. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.

6. Создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Достигается путем активной работы не только с членами семьи, но и с педагогами, обучающими ребенка, а через них с одноклассниками, друзьями и знакомыми.

Коррекционная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности, наряду с развивающей работой, является основным направлением в социальной реабилитации детей. Однако чтобы она была эффективной, важно соблюдать следующие требования и условия, предъявляемые к ее проведению.

Во-первых, она должна опираться на глубокие знания законо­мерностей психического развития ребенка вообще, и знаний специфики дезонтогенеза, вызванного тем или иным болезненным процессом и его последствиями в частности.

Во-вторых, содержание коррекционной работы должно определяться особенностями сензитивных периодов возрастного развития, необхо­димостью формирования тех психических новообразований и качеств личности, которые на данном этапе наиболее актуальны.

В - третьих, коррекционную работу необходимо осуществлять на основе специальных программ, которые разрабатываются приме­нительно к каждому ребенку и к каждой возрастной группе с учетом специфики заболевания или вызвавшего нарушения дефекта. При этом программа должна учитывать «зону ближайшего развития» ребенка, потребности и мотивы, побуждающие его к активности, особенности культурной и социальной среды, в которой он воспитывается, ведущий вид деятельности, присущий данному возрастному этапу, и уровень его сформированности. Необходимо стремиться к тому, чтобы коррекционные занятия осуществлялись в естественных для ребенка условиях.

В - четвертых, в ходе организации коррекционной работы необходимо соблюдать доступность, преемственность и последовательность в формах и методах ее проведения.

И, наконец, чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию ребенка его участия в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов в социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.

В ходе психологической коррекции не следует стремиться к одновременному решению многих задач, а терпеливо работать над одной, двумя составляющими более сложной задачи. Ре­гулярные маленькие, но успешные изменения в развитии ребенка приведут к положительным результатам и в решении более сложных личностных проблем. Например, если ребенок затрудняется об­щаться со сверстниками из-за недостатка развития речи, пополнение словарного запаса ребенка должно стать в работе с ним первоочередной задачей. Одновременно будет решаться и важная социальная задача, ребенок в ходе этой работы приобретает навыки межличностных отно­шений.

Осуществляя коррекционную работу, важно помочь ребенку в ходе возрастного развития посте­пенно стать хозяином своего внутреннего мира, научиться управлять своими желаниями, уметь ставить цели, направленные на преоб­разование самого себя. Этот процесс требует много времени и усилий, как со стороны ребенка, так и взрослого. Сам ребенок не может реализовать поставленной задачи. Добиться положительных сдвигов в своем развитии можно только на практике и эту прак­тику могут организовать только взрослые.


 

 

Цель лекции: выяснить предмет и задачи курса «психологическая реабилитация детей с ОВ».

 

План лекции:

1. Понятие «психологическая реабилитация».

2. Цели и задачи психологической реабилитации.

3. Основные принципы психологической реабилитации.

 

 

Курс «Психологическая реабилитация» - это одно из направлений прикладной психологии.

Психологическая реабилитация – это система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию, развитие или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса лиц, получивших психическую травму, позволяющих им выполнять различные социальные роли и адаптироваться в обществе.

Психологическая реабилитация, как и другие виды реабилитации, осуществляется на основе индивидуальной программы реабилитации, разрабатываемой специалистами занимающимися реабилитацией. Она предполагает учет структуры потребностей, интересов, уровня притязаний, прогнозируемого уровня соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей человека.

В эту программу включается перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей человека к трудовой деятельности, взаимодействию с другими людьми, с указанием исполнителей, объемов и сроков их проведения.

Индивидуальная программа реабилитации реализуется в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, каждый из которых включает в себя этап комплексной медико-социальной экспертизы (диагностики) и этап собственной реабилитации, в которую входят разделы по медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации.

Принципыэто основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. В реабилитационной практике принципы отражают основные требования, предъявляемые к реабилитационной деятельности и определяющие её организацию, содержание, формы и методы реабилитационных воздействий.

В реабилитационной деятельности можно выделить следующие основные принципы: гуманистической направленности реабилитационного процесса; единства диагностики и коррекции; нормативности развития; обучения деятельности;развития; овладения культурой; опоры на положительные и сильные стороны личности человека;психологической комфортности.

Принцип гуманистической направленности реабилитационного процесса предполагает необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всего реабилитационного процесса формированию личности человека, ориентированной на отношения достоинства. В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека. Именно культура достоинства создаёт лучшие условия для выхода из социальных катаклизмов, потому что человек, воспитанный в культуре достоинства, «приспособлен к социальной динамике, а не к социальной статике».

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность оказания помощи человеку, получившему психическую травму, в условиях реабилитационного процесса. Его суть в том, что, во-первых, началу собственно реабилитационных воздействий обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования больного, на основе которого составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционной работы. Во-вторых, реализация плана реабилитационных мероприятий требует постоянного контроля динамики изменений личности, её поведения, деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет вносить необходимые коррективы в программу психологичекой реабилитации, вовремя изменять и дополнять методы и средства воздействия.

Принцип нормативности развития ребёнка. Нормативность развития понимается как последовательность сменяющих друг друга возрастных этапов в онтогенезе. Каждый возрастной этап в жизни человека характеризуется своей социальной ситуацией, динамикой развития, психическими новообразованиями, ведущей деятельностью. Реализация названного принципа предполагает обязательный учёт особенностей возрастного развития ребёнка и происходящих изменений на всех этапах процесса социальной реабилитации Наряду с понятием «возрастная норма» в социально-реабилитационной практике широко используется понятие «индивидуальная норма», что позволяет вносить коррективы в программу социальной реабилитации с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, специфики и тяжести дефекта и самостоятельного пути развития.

Принцип опоры на ведущую деятельность(для детей). Процесс реабилитации на разных возрастных этапах ребёнка должен соответствовать ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа (игра, учение, общение) и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями (самооценка, самосознание и др.)

Принцип обучения деятельности (для детей) предполагает активизацию детей с целью овладения детьми различными видами деятельности, начиная от простейших предметно-практических действий до сложных действий в познавательной сфере. У детей должны быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Ребёнок должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для её достижения.

Принцип развития (для детей) предполагает выделение не только ведущего де­фекта, но и вторичных нарушений, оценку причин их возникновения и прогнозирования последствий, ориентирует на целостное развитие личности ребёнка, её готовность к дальнейшему самосовершенствованию. Процесс психологической реабилитации должен быть нацелен на то, чтобы каждому ребёнку были созданы такие условия, в которых он мог бы максимально реализовать не только свой интеллект, способности, активность, а, прежде всего, личность.

Принцип овладения культурой. Культура – это способность человека ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентации и с интересами и ожиданиями других людей. Использование данного принципа в процессе психологической реабилитации состоит в том, что человек, включаясь в систему предлагаемых форм воздействия, осваивает нормативные способы действий в окружающем мире и социальной среде.

Принцип опоры на положительные и сильные стороны личности (для детей). У каждого ребенка, даже если у него имеются значительные проблемы в развитии, есть стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление можно и погасить, если с ним обращаться с помощью упрёков и нотаций, и усилить, если взрослый вовремя заметит даже малейшие положительные изменения в поведении или деятельности ребёнка. Если ребёнок, овладевая новыми формами поведения и деятельности, добивается положительных результатов, он переживает радость, что укрепляет уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту.

Принцип психологической комфортности предпола­гает создание в реабилитационном процессе доверительной, раскованной, стимулирующей активность человека атмосферы, с опорой на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию успешно­сти.

Цель выступает как системообразующий фактор реабилитационного процесса.

Задачи – это цели, заданные в определённых условиях, т.е. это понятие более конкретное, чем понятие цели. Реабилитационная задача – основная единица реабилитационного процесса. Реабилитационный процесс можно представить как цепочку последовательно возникающих реабилитационных ситуаций, в ходе которых ставятся и решаются многочисленные коррекционные задачи разного уровня сложности.

Конечная цель реабилитационного процесса - устранение или возможно более полная компенсация имеющихся у него на текущий момент тревожный переживаний и нарушений поведения и деятельности.

 

Основные средства, способы и формы реализации программы психологической реабилитации.

К средствам реабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), психологической помощи (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия), специальной помощи (игротерапия, арттерапия или терапия искусством – музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинений историй, сказкотерапия, куклотерапия); предметы материальной и духовной культуры (технические приспособления и оборудование, литература, произведения искусства, аудиовизуальные технические средства, средства массовой информации и др.).

Процесс реабилитации протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание человеком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение чувств, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основными видами деятельности ребёнка и подростка, в которых они наиболее полно развиваются, являются игра, учение и труд.

Играэто форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей. Она для ребёнка является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает удовольствие. Воссоздаваемые в игре реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогают ребёнку познать окружающий мир, приучают его к целенаправленной деятельности, способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Особое значение для развития ребёнка имеет ролевая игра. Распределяя роли в игре, и, общаясь друг с другом, в соответствии с принятыми ролями (врач-больной и др.), дети осваивают социальное поведение, учатся взаимодействовать между собой. На следующем этапе – игре по правилам – эти черты поведения получают своё дальнейшее развитие.

Учениеэто форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определённых знаний, навыков, умений. Учение подготавливает человека к трудовой деятельности.

Трудовая деятельностьэто форма деятельности, направленная на производство определённых общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека.

В практике психологической реабилитации постоянно возникают ситуации, когда ребёнок или подросток не может самостоятельно справиться с проблемами, возникающими на жизненном пути, и ему необходима соответствующая помощь. В зависимости от возраста, состояния здоровья и особенностей жизненной ситуации такая помощь может быть оказана психологом или психотерапевтом, а при наличии психопатологии – врачом-психиатром.

В понятие «психологическая помощь» могут быть включены следующие её виды: профилактическая и консультативная помощь, психологическая коррекция и психотерапия. Во всех названных видах помощи содержится психологический аспект, поскольку так или иначе, она осуществляется в процессе общения и взаимодействия ребёнка и взрослого.

Психопрофилактика в реабилитационной деятельности преследует цель сохранения, улучшения и укрепления психического здоровья. К видам психопрофилактической работы могут быть отнесены и консультирование, и корррекция, и психотерапия.

Термин «консультация» означает совет, совещаться, забота, заботиться. Консультирование направлено на ориентацию подростка или юноши в возможностях решения возникшей проблемы. По степени воздействия оно может носить информационный, ориентационный характер или направлено на изменение отношений личности к себе.

Понятие «коррекция» означает исправление. Коррекционные воздействия направлены на определённые психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребёнка с ограниченными возможностями. По содержанию различают коррекцию познавательной сферы, аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, личности, межличностных отношений.

Психотерапия это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний. В то же время термин «психотерапия» не является чисто медицинским понятием. Существует и психологическая модель психотерапии, цель которой не излечение от «психических расстройств», а оказание помощи в процессе становления и развития личности.

Наряду с рассмотренными видами помощи, в практике социальной реабилитации широкое применение находят специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия и арттерапия (терапия искусством). Игротерапияметод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается, благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами. Применение игротерапии полезно при социальном инфантилизме, замкнутости, необщительности, сверхконформности и сверхпослушании, при нарушении поведения и наличии вредных привычек и др.

Арттерапиятерапия искусством. Основная её цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителей психоанализа важнейшей техникой арттерапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с представлением ребёнку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я».

К основным видам арттерапии относятся: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия.

Рисование – творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерпия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на ребёнка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу.

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения. Танцевальная терапия используется в основном в групповой работе. Она побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силы, как на физическом, так и на психическом уровне.

Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств ребёнка или подростка, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ, найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребёнка.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают у детей интенсивный эмоциональный резонанс, что помогает создать в сложной эмоциональной обстановке эффективную ситуацию общения.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму.

Методы в психологической реабилитации – это способы профессионального взаимодействия специалиста с клиентом с целью решения реабилитационных задач. Всё многообразие методов, используемых в реабилитационной практике можно объединить в три группы:

1. Методы организации реабилитационного процесса и познавательной деятельности К ним относятся словесные (рассказ, беседа, работа с книгой), наглядные (метод примера) и практические методы (упражнения, приучение и др).

В практике психологичекой реабилитации наиболее широко используемым методом является упражнение. Упражнение – планомерно организованная деятельность предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определённых навыков и умений.

В реабилитационной практике также широко применяется метод моделирования воспитывающих ситуации. Клиенту создаются такие условия, когда они становятся перед необходимостью выбирать определённое решение из нескольких возможных вариантов: промолчать, сказать правду, сказать «не знаю».

И ещё один метод, который необходим при организации самостоятельной работы клиентов – инструктаж. Инструктаж в системе методов является исходным и применяется в тех случаях, когда клиент не имеют ясного представления о способах и условиях решения тех или иных практических задач. Он обеспечивает понимание клиентом задач и способов осуществления определённых действий, последовательности выполнения операций, а также типичные приёмы их использования.

2. Методы стимулирования мотивации и активности клиента в реабилитационном процессе. Любая деятельность протекает эффективно, если у клиента есть желание её выполнять, т. е. есть мотивы, побуждающие его быть активным.

Поощрение – способ выражения положительной оценки поведения и деятельности отдельного клиента или группы людей. Его стимулирующая роль проявляется в том, что в нём содержится признание того образа действия, который избран клиентом. Переживая чувство удовлетворения, клиент испытывает прилив сил, уверенность, желание выполнять действие и дальше.

Наказание – это такое воздействие на личность ребёнка, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения, принятым в обществе. Средствами метода наказания являются замечание, выговор, порицание. Применение наказаний в процессе реабилитации требует от специалиста такта и определённого мастерства. Применение метода наказания в любой форме в целях стимулирования активности ребёнка является исключением, и может быть оправдано лишь в экстренных ситуациях.

Методы контроля эффективности социально-реабилитационного процесса. Контроль направлен на получение информации о результатах реабилитационных воздействий за определённый промежуток времени. Он необходим для того, чтобы внести коррективы в программу социальной реабилитации ребёнка. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность социальной реабилитации. Наиболее распространёнными методами контроля в социальной реабилитации выступают наблюдение за деятельностью детей и методы психодиагностики. Чрезвычайно важно, чтобы у ребёнка в процессе социальной реабилитации сформировались основы самоконтроля, позволяющие ему самому оценивать успешность выполняемых действий.

Наряду с понятием метод существует понятие методический приём. Приём - это элемент метода. Он не имеет самостоятельной задачи, и подчиняется той, которую преследует данный метод. Методический приём может быть использован в разных методах.

Основная форма организации психологической реабилитации – реабилитационное (коррекционное) занятие. Оно может осуществляться в виде индивидуальных и групповых занятий. В первом случае взаимодействие осуществляется один на один с клиентом при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае – специалист работает с группой клиентов, которые взаимодействуют не только с ним, но и между собой. Группа облегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе легче происходит самораскрытие, возрастает уверенность в себе.

Индивидуальное взаимодействие удобно тем, что быстрее снимаются психологические барьеры, которые могут возникать у него в присутствии других людей. В то же время оно не эффективно в выработке навыков общения и межличностного взаимодействия. Противопоказаниями для организации процесса реабилитации в условиях группы могут быть сильно выраженная эмоциональная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, низкий уровень интеллектуального развития.

Кроме реабилитационных занятий, которые могут проходить в виде тренинга, учебного занятия, в реабилитационной практике используются и другие формы: кружки и секции различного профиля, проведение различных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и т. д.

Как видим, у специалиста по психологической реабилитации имеется значительный арсенал средств, методов и форм организации для восстановления нарушенных функций.

 

Литература:

 

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт, Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд центр «Академия», 2000.

2. Акатов Л.И., Блинков Ю.А. Игнатьева С.А и др. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП: Учебное пособие. Под общей редакцией Л.В. Мардахаева – М.: Изд. МГСУ «Союз», 2000. – 260 с.

3. Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Учебное пособие. –. М.: Просвещение, 2002. - 448 с.

4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М., ВЛАДОС, 2003 - 368 с.

5. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М., 2004.

6. Осипова Н.И. Психологическая коррекция. – М.: Владос, 2000.