Развивающая деятель­ность направлена на создание социально-психологических условий развития личности.

Коррекционная деятельность - имеет более узкую направленность. Она ориентирована на решение в процессе развития ребенка конкретных проблем, связанных с исправлением недостатков развития психики и свойств личности, неадекватных форм поведения и самочув­ствия.

Объектом психокоррекционных воздействий могут быть как здоровые, так и больные дети. Коррекцией нарушений психического и личностного развития здоровых детей занимаются психологи, специалисты по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекцией аномального развития - медицинские психологи, патопсихологи и нейропсихологи.

Традиционно психологическую коррекцию рассматривают в широком и узком смысле этого понятия.

В широком смысле психологическая коррекция – это комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле – метод психологического воздействия, ориентированный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития качеств личности.

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д.Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции:симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источник и причины отклонений в развитии. Психологическая коррекция должна быть сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на источниках, порождающих эти отклонения.Поэтому к анализу психологической структуры дефекта, выяснению причин его возникновения, использованию содержания и форм психологического воздействия на личность ребенка нужен в каждом конкретном случае глубоко продуманный методологический подход.

Главная задача психологической коррекции - укрепление психического здоровья, обеспечение гармонического формирования личности ребенка, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности.

 

2. Основные направления психологической коррекции детей с ограниченными возможностями.

В практике психологической помощи таким детям сложились следующие направления психологической коррекции нарушений развития:

Первое направление- коррекция эмоционального развития ребенка. Цель коррекции - смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными расстройствами, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Эмоциональные нарушения среди детей и подростков встречаются часто. С точки зрения нарушения системы отношений к другим людям и самому себе выделяют три основные группы детей с эмоциональными нарушениями.

В первую группу входят дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений (повышенная возбудимость, аффективные вспышки в процессе общения, особенно со сверстниками).

Вторая группа детей отличается выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная заторможенность, слабо выраженная общительность, необоснованные страхи, глубокое переживание обиды.

Для третьей группы – характерны выраженные внутриличностные и межличностные конфликты. В поведении детей этой группы преобладают агрессивность, импульсивность.

Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают неврозы детского возраста. Их в большинстве своем рассматривают как болезни личности. Наиболее распространенная причина детских неврозов - психическая травма.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в развитии ребенка осуществляется в рамках двух подходов: психодинамического и поведенческого.

Психодинамический подход предполагает создание условий, снимающих внешние социальные преграды, провоцирующие конфликт. Поведенческий подход означает нивелирование имеющихся дезадаптивных форм поведения за счёт усвоения новых адекватных поведенческих стереотипов.

По назначению методы коррекции эмоциональных нарушений делят на две группы: основные и специальные.

К основным методам относят: игротерапию, арттерапию (метод основан на использовании возможностей изобразительного искусства), психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенную тренировку, поведенческий тренинг.

Специальные методы – это тактические и технические приемы психокоррекции, цель которых - устранение имеющихся дефектов с учетом индивидуально- психологических факторов.

По своей направленности методы бывают групповыми и индивидуальными.

Второе направление- коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельностиосуществляется в отношении детей с психическим недоразвитием (умственная отсталость), с задержкой психического развития (ЗПР) и с поврежденным психическим развитием.

1) У детей с психическим недоразвитием наблюдается нарушение константности и предметности восприятия, замедленный темп узнавания предметов, трудности обобщения сенсорных сигналов. У них заметно снижен объем памяти, имеют место существенные трудности в хранении и в воспроизведении информации, наблюдается недоразвитие мышления, невозможность образования понятий, трудности использования навыков и умений на практике.

В ходе коррекции детей с названными отклонениями в развитии учат усваивать сенсорные эталоны; манипулировать с предметами различной формы, величины, цвета; развивают зрительную, слуховую и осязательную память; обучают пользоваться вспомогательными предметами (орудийные действия); формируют наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенность коррекционных воздействий состоит в том, что они используются в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации, а также в игре.

2) При задержке психического развития у детей наблюдается замедленный темп формирования познавательных процессов и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. С возрастом возможно сглаживание интеллектуального дефекта вплоть до достижения нормального уровня развития. Однако эта тенденция зависит от причини задержки психического развития. У одних детей может быть недоразвитие предпосылок интеллекта, у других – мотивационная сторона учебной деятельности, у третьих – зрительно-пространственное представление, память, внимание.

Следовательно, коррекционное воздействие должно быть направлено на формирование соответствующих психических процессов. Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе.

3) При поврежденном психическом развитии(приобретенное слабоумие) наблюдается ярко выраженная инертность мышления, истощаемость внимания. Могут также иметь место органические деменции и эпилепсия. При органической деменции нарушается целенаправленность мышления, критичность, поведенческие реакции. Последствия поврежденного развития психики ребенка делят на три клинических этапа(М.О. Гуревич).

- Церебрастения: ребенок неспособен к умственному напряжению, имеют место повышенная утомляемость, снижение объема слуховой и зрительной памяти, трудности в концентрации и устойчивости внимания, в нарушении динамики мыслительных процессов. Могут быть обострения в виде головокружения, нарушения сна, общего психического тонуса. В целом прогноз адаптации – удовлетворительный. Основным направлением психологической коррекции с церебрастеническим синдромом является повышение их умственной работоспособности с помощью специальных психотехнических приемов по развитию памяти, внимания, скорости реакций, а также коррекция эмоциональных нарушений (снятие тревожности, развитие уверенности в себе и др.).

- Церебропатия. У детей наблюдается вялость, общая заторможенность или же повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, могут проявляться психопатоподобные реакции. Для них характерна неадекватная самооценка, снижение критики своего состояния.

Коррекционные воздействия при церебропатии направлены на изменение поведения ребенка. Достигается это с помощью повышения социальной активности ребенка в семье, в школе, а также с помощью специальных психокоррекционных воздействий, цель которых - усвоение и развитие навыков общения в семье, в коллективе сверстников.

- Слабоумие – проявляется в снижении умственной деятельности и умственной активности. Психологическая коррекция с такими детьми организуется с учетом специфики дефекта и проводится в двух направлениях: во-первых, принимаются меры к организации жизнедеятельности и общения ребенка в семье и в группах детей, где бывает ребенок. Во-вторых, учат доступным видам деятельности и проявляют заботу о развитии его эмоциональной и познавательной сфер (коррекция проводится по аналогии с коррекцией ребенка, имеющего психическое недоразвитие). Данная работа осуществляется в тесном контакте с родителями, логопедом, коррекционным педагогом.

Третье направление- психологическая коррекция поведения детей и подростков. Поведениеэто система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в ходе его взаимодействия со средой. Несоответствие реакций, действий и поступков человека общепринятым в обществе формам и нормам поведения рассматривается как нарушение поведения. Основными причинами нарушения поведения детей и подростков могут быть: искаженноепсихическое развитие; дисгармоническое психическое развитие: искаженные семейные отношения и воспитательные влияния семьи; психическая и социальная депривация; дезадаптация, связанная с трудностями обучения и др.

1) Психологическая коррекция при искаженном психическом развитии. При искаженном психическом развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных функций, приводящих к появлению патологических новообразований.

Одним из клинических выражений этого типа нарушений является детский аутизм. Его характерным признаком является неадекватность психических реакций. У детей, страдающих аутизмом, наблюдается быстрая истощаемость любой целенаправленной деятельности, однообразное, стереотипное поведение, уход в фантазию, своеобразный грамматический строй языка.

Программа коррекции аутичных детей разрабатывается с учетом степени тяжести и специфики нарушения.

Задачи психокоррекционной работы с ними состоят в том, чтобы преодолеть негативизм при общении, смягчить характерный для таких детей сенсорный и эмоциональный дискомфорт, преодолеть отрицательные формы поведения, повысить психическую активность в процессе общения с взрослыми и детьми.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

- обучение ребенка внешним контактам;

- обучения более сложным формам поведения;

- развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

2) Психологическая коррекция при дисгармоническом психическом развитии. Данный вид дизонтогенеза определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Лица, страдающие психопатией, не осознают свои характерологические особенности, недооценивают психотравмирующие ситуации, способствующие дезорганизации поведения. Сохранный интеллект ребенка не регулирует его эмоционально-волевые процессы. Названные особенности личностного развития негативно отражаются на поведении ребенка. Ему становится трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что, в свою очередь, в значительной степени усугубляет личностную дисгармонию.

В этой связи основной целью психокоррекции детей с дисгармоничным развитием является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений и устранение или сглаживание психотравмирующих факторов.

Важно пробудить у ребенка или подростка интерес к своей личности и особенностям поведения, научить распознавать психотравмирующие ситуации, обучить его большему количеству вариантов поведения, которые можно использовать в трудных ситуациях, развить способность к саморегуляции и самооценке.

Для реализации этих целей рекомендуются специальные групповые занятия с использованием игр-драматизаций, система психорегулирующих тренировок, методов психодинамического, поведенческого, когнитивного и других направлений психокоррекции.