Аналитические финансовые системы управления проектами
Системы календарно-сетевого планирования
Системы для календарно-сетевого планирования (КСП) обеспечивают базовый набор функций, необходимый для проектирования структуры работ проекта (группы проектов), ресурсного планирования, обмена информацией между участниками проекта и контроля за его выполнением.
По функциональным возможностям все КСП-системы можно разделить на две категории: для постоянного использования системы профессиональными менеджерами проектов и для разового планирования проекта.
Это деление весьма условно. Мощность даже «непрофессиональных» КСП-систем позволяет строить расписания, состоящие из десятков тысяч работ, моделировать группы проектов, планировать неограниченное количество ресурсов, да и вообще использовать практически все функции, необходимые для успешного управления проектом.
Профессиональные так называемые high-end КСП-системы используются тогда, когда речь идет о больших проектах, о гибком ресурсном планировании, детальном анализе рисков и т. д.
Из средств для календарно-сетевого планирования можно выделить две группы продуктов: пакеты для составления расписаний и комплексные системы.
Пакеты для составления расписаний (Project Schedulers) в первую очередь ориентированы на разовое (случайное) планирование. Они позволяют задавать взаимосвязи между работами, строить диаграммы Гантта и сетевые диаграммы, рассчитывать критический путь, упрощенно оценивать загрузку ресурсов, стоимость проекта и т. д.
Комплексные системы предназначены для создания среды управления многочисленными сложными проектами (multi-project environment). Они включают в себя не только высокопрофессиональные инструменты для планирования, анализа и контроля за выполнением проектов, но и все необходимые средства для организации эффективных коммуникаций между участниками проектных команд и интеграции с комплексными ИС.
Провести четкую границу между остальными системами, куда попадают и программы начального уровня, в которых упор сделан на легкость применения, и профессиональные системы с расширенной функциональностью, достаточно трудно. Большинство из них содержит средства для интеграции с другими приложениями и организации эффективных коммуникаций в проектной команде: обмен информацией по электронной почте, удаленный доступ через веб-браузер с возможностью обновления данных, мастера для создания веб-отчетов и т. д.
Развитие моделирования в области финансовой деятельности идет по пути учета влияния множества динамически изменяемых во времени факторов, что предполагает использование методов имитационного моделирования.
Кроме основных процессов планирования на этом этапе присутствуют вспомогательные, которые связаны с оценкой рисков и планированием качества, организационной структуры, коммуникаций и поставок в проекте.
Системы управления проектами начального уровня нередко определяют как аналитические финансовые компьютерные системы. Они предназначены для: анализа и оценки текущего финансового состояния предприятия, разработки стратегического плана маркетинга с учетом реального положения компании на рынке, построения финансовой модели предприятия, выбора оптимальной стратегии развития и достижения поставленных целей.
Для решения поставленных задач формируются группы инструментов, объединенные в модули по функциональному признаку: «Аудит», «Рынок», «Прогнозирование», «Доходы», «Проектирование».
Аналитические методики (GAP-анализ, сегментный анализ, SWOT-анализ, Portfolio-анализ и т. д.) позволяют разрабатывать оптимальную стратегию и тактику действия компании на рынке, оценить риски и рассчитать основные плановые финансовые результаты.
Использование результатов моделирования позволяет сократить риски принимаемых решений и определить пути достижения максимальной прибыли.
Работа с СФП может быть представлена в виде следующих основных шагов: построение модели, определение потребности в финансировании, разработка стратегии финансирования, анализ эффективности проекта, формирование отчета, контроль за ходом реализации проекта.
Обычно проект формируется на базе действующего предприятия, которое заинтересовано в улучшении бизнеса. Более того, последнее заставляет менеджеров практически постоянно работать над новыми проектами, преобразуя традиционную форму управления организациями в новые формы, для которых характерна постоянная работа над формированием и реализацией новых проектов. Такая форма управления получила определение проектно-ориентированного управления.
Проектно-ориентированное управление (проектное управление) представляет собой понятие, отражающее совокупность методов организационного управления текущей деятельностью организации с помощью технологии управления проектами.
Применение проектно-ориентированного метода управления организацией осуществляется постепенно, по мере увеличения роли проектов и влияния их на деятельность организации. При этом на всех уровнях управления усиливается роль, влияние и полномочия управляющего проектом, а в самой организации происходит более целенаправленная ориентация на проектно-ориентированное управление.
Оптимальная структура бизнес-плана как раз и должна помочь раскрыть эти цели. Вот примерный перечень его основных разделов.
1. Резюме.
2. Цели и задачи (SWOT-анализ).
3. Анализ рыночной ситуации.
4. Производственный план.
5. Маркетинговый план.
6. Организационный план.
7. Финансовый план (бюджет).
Внедрение системы управления проектами — это комплексное и в первую очередь структурно-организационное преобразование, позволяющее гибко, быстро, эффективно и с наименьшими затратами решать большинство задач, встающих перед компанией.