Аналитические финансовые системы управления проектами

Системы календарно-сетевого планирования

Системы для календарно-сетевого планирования (КСП) обеспечи­вают базовый набор функций, необходимый для проектирования струк­туры работ проекта (группы проектов), ресурсного планирования, об­мена информацией между участниками проекта и контроля за его вы­полнением.

По функциональным возможностям все КСП-системы можно раз­делить на две категории: для постоянного использования системы про­фессиональными менеджерами проектов и для разового планирования проекта.

Это деление весьма условно. Мощность даже «непрофессиональ­ных» КСП-систем позволяет строить расписания, состоящие из де­сятков тысяч работ, моделировать группы проектов, планировать неограниченное количество ресурсов, да и вообще использовать практически все функции, необходимые для успешного управления проектом.

Профессиональные так называемые high-end КСП-системы исполь­зуются тогда, когда речь идет о больших проектах, о гибком ресурсном планировании, детальном анализе рисков и т. д.

Из средств для календарно-сетевого планирования можно выделить две группы продуктов: пакеты для составления расписаний и комплек­сные системы.

Пакеты для составления расписаний (Project Schedulers) в первую очередь ориентированы на разовое (случайное) планирование. Они позволяют задавать взаимосвязи между работами, строить диаграммы Гантта и сетевые диаграммы, рассчитывать критический путь, упрощен­но оценивать загрузку ресурсов, стоимость проекта и т. д.

Комплексные системы предназначены для создания среды управле­ния многочисленными сложными проектами (multi-project environment). Они включают в себя не только высокопрофессиональные инструменты для планирования, анализа и контроля за выполнением проектов, но и все необходимые средства для организации эффектив­ных коммуникаций между участниками проектных команд и интегра­ции с комплексными ИС.

Провести четкую границу между остальными системами, куда по­падают и программы начального уровня, в которых упор сделан на лег­кость применения, и профессиональные системы с расширенной фун­кциональностью, достаточно трудно. Большинство из них содержит средства для интеграции с другими приложениями и организации эф­фективных коммуникаций в проектной команде: обмен информацией по электронной почте, удаленный доступ через веб-браузер с возмож­ностью обновления данных, мастера для создания веб-отчетов и т. д.

Развитие моделирования в области финансовой деятельности идет по пути учета влияния множества динамически изменяемых во време­ни факторов, что предполагает использование методов имитационно­го моделирования.

Кроме основных процессов планирования на этом этапе присутству­ют вспомогательные, которые связаны с оценкой рисков и планирова­нием качества, организационной структуры, коммуникаций и поста­вок в проекте.

Системы управления проектами начального уровня нередко опре­деляют как аналитические финансовые компьютерные системы. Они предназначены для: анализа и оценки текущего финансового состоя­ния предприятия, разработки стратегического плана маркетинга с уче­том реального положения компании на рынке, построения финансо­вой модели предприятия, выбора оптимальной стратегии развития и достижения поставленных целей.

Для решения поставленных задач формируются группы инструмен­тов, объединенные в модули по функциональному признаку: «Аудит», «Рынок», «Прогнозирование», «Доходы», «Проектирование».

Аналитические методики (GAP-анализ, сегментный анализ, SWOT-анализ, Portfolio-анализ и т. д.) позволяют разрабатывать оптимальную стратегию и тактику действия компании на рынке, оценить риски и рассчитать основные плановые финансовые результаты.

Использование результатов моделирования позволяет сократить риски принимаемых решений и определить пути достижения макси­мальной прибыли.

Работа с СФП может быть представлена в виде следующих основ­ных шагов: построение модели, определение потребности в финанси­ровании, разработка стратегии финансирования, анализ эффективно­сти проекта, формирование отчета, контроль за ходом реализации про­екта.

Обычно проект формируется на базе действующего предприятия, которое заинтересовано в улуч­шении бизнеса. Более того, последнее заставляет менеджеров практически постоянно работать над новыми проектами, пре­образуя традиционную форму управления организациями в новые формы, для которых характерна постоянная работа над формированием и реализацией новых проектов. Такая форма управления получила определение проектно-ориентированного управления.

Проектно-ориентированное управление (проектное управ­ление) представляет собой понятие, отражающее совокупность методов организационного управления текущей деятельностью организации с помощью технологии управления проектами.

Применение проектно-ориентированного метода управле­ния организацией осуществляется постепенно, по мере увели­чения роли проектов и влияния их на деятельность организа­ции. При этом на всех уровнях управления усиливается роль, влияние и полномочия управляющего проектом, а в самой организации происходит более целенаправленная ориентация на проектно-ориентированное управление.

Оптимальная структура бизнес-плана как раз и должна помочь раскрыть эти цели. Вот пример­ный перечень его основных разделов.

1. Резюме.

2. Цели и задачи (SWOT-анализ).

3. Анализ рыночной ситуации.

4. Производственный план.

5. Маркетинговый план.

6. Организационный план.

7. Финансовый план (бюджет).

Внедрение системы управления проектами — это комплексное и в первую очередь структурно-организационное преобразование, позволяющее гибко, быстро, эффективно и с наименьшими зат­ратами решать большинство задач, встающих перед компанией.