Как и во всех европейских государствах прокуратура контролирует деятельность полиции, а сама функционирует в рамках судебных системна всех ее уровнях.

Органы прокуратуры Франции

Организационно состо­ят при судебных органах и структурно включают:

прокуроров республики при трибуналах вышестоящей инстанции;

генеральных прокуроров при апелляционных судах;

генеральных прокуроров при кассационных судах.

Органы прокуратуры Франции принадлежат к системе исполнительной власти, осуществляют уголовное преследо­вание и поддерживают обвинение в суде. Кроме того, в их компетенцию входит осуществление надзора за расследова­нием преступлений. Общее руководство деятельностью орга­нов прокуратуры Франции осуществляет министр юстиции, при этом в его компетенцию не входит непосредственное ис­полнение прокурорских функций.

Прокуратура Франции осуществляет также и админист­ративные функции, такие как контроль за актами гражданс­кого состояния и вспомогательным персоналом юстиции.

4. Органы прокуратуры Германии состоят исключительно при судах. Централизованной системы прокуратуры вГермании не существует, поэтому в немецкой и другой литературе о прокуратуре говорят во множественном числе.

Таким образом, можно представить следующую структуру прокуратуры Германии:

1. При участковых судах находятся отдельные прокуроры с ограниченными полномочиями. Фактически они по своему статусу подчиненные судам вспомогательные лица. Законодательство придает им статус «младших прокуроров», тем самым, ограничивая их компетенцию уровнем исполнения и обеспечения деятельности по ведению предварительного расследования и подготовке дела для судебного разбирательства. К тaким должностным лицам можно также отнести студентов-юристов, проходящих стажировку при прокуратуре и должностных лиц представляющих исполнительную власть на участке и наделенных некоторыми полномочиями прокурора.

2. Прокуратуры при судах земель.

3. Прокуратуры при высших судах земель.

Следует отметить, что четкого представления о задачах ор­ганов прокуратуры законодательство Германиине дает. По смыслу закона деятельность прокуратуры заключается в руководстве и проведении всех видов процессуальных действий именно на стадии предварительного расследования.

Целью прокуратур является:

• уголовное преследование лица, совершившего преступление;

• представление интересов государства в делах об административных правонарушениях.

Каждая прокуратура как самостоятельный правоохрани­тельный орган, как правило, делится на более мелкие специализированные отделы, которые в зависимости от специализа­ции занимаются оборотом наркотиков, политическими пре­ступлениями, убийствами, хозяйственными преступлениями, правонарушениями, совершенными в сфере компьютерной информации или средств массовой информации, и другими видами правонарушений.

Прокуратура как правоохранительный орган также подкон­трольна, причем функцию контроля и надзора за деятельнос­тью прокуратур выполняет Федеральное министерство юсти­ции, а что касается местных органов и отдельных прокуроров, то они подконтрольны земельным управлениям юстиции.

3. Полиция и спецслужбы зарубежных стран и их компетенция

В соответствии со ст. 29, 30 Договора о создании Европейского Союза договаривающиеся стороны пришли к соглашению осуществлять более тесное сотрудничество между компетентными правоохрани­тельными органами для предотвращения и раскрытия преступлений. Координацией такого сотрудничества должен заниматься специальный орган, именуемый Европолом, основной задачей которого должно было быть создание благоприятных условий для осущест­вления взаимодействия между полицейскими, тамо­женными и иными органами договаривающихся сто­рон.

Европол начал свою деятельность в 1994 г. в форме Европейской службы по борьбе с наркотиками (European Drug Unit (EDU).

26 июля 1995 г. во исполнение ст. 29 Маастрихтского договора Советом Европейского Союза была принята Конвенция о создании Европейского полицейско­го ведомства (далее Конвенция). С этого момента Европол стал функционировать в качестве самостоя­тельной организации.

Согласно Конвенции от 26 июля 1995 г. была сохра­нена первоначальная идеология Европола, как органа, призванного содействовать сотрудничеству членов Европейского Союза в полицейской сфере.

В соответствии со ст. 3 Конвенции основными зада­чами Европола являются: упрощение обмена инфор­мацией между членами ЕС; получение, обобщение и анализ информации и сведений; немедленное сооб­щение компетентным органам членов ЕС информа­ции, связанной с расследуемыми ими преступлени­ями; осуществление помощи странам - членам ЕС в расследовании преступлений путем предоставления необходимой информации; создание компьютерной системы сбора информации, используемой в борьбе с преступностью. Кроме указанных задач Конвенция предусматривает возможность осуществления со сто­роны Европола других факультативных функций, в том числе осуществление подготовки специалистов; разработка новых методов расследования преступ­лений; подготовка сводных отчетов о состоянии преступности и т.д.

Таким образом, Европол, в отличие от националь­ных полицейских ведомств, не осуществляет уголов­ное преследование, не вправе осуществлять задер­жание отдельных лиц; не проводит международные операции по нейтрализации тех или иных преступных сообществ и т.д. Однако это не означает, что Европол играет второстепенную роль в деле борьбы с пре­ступностью. Осуществляя быстрый обмен и анализ информации между национальными полицейскими ведомствами, Европол, тем самым, вносит сущест­венный вклад в деятельность компетентных органов по предотвращению и расследованию преступлений. Учитывая особенность внутренних отношений между странами - участницами ЕС, а именно отсутствие традиционного контроля за перемещением людей, товаров и финансов на внутренних границах, можно сделать вывод, что при отсутствии такой мощной информационной поддержки работа компетентных органов по расследованию целого ряда преступлений была бы сильно осложнена либо вообще парализова­на.

В настоящее время деятельность Европейского полицейского ведомства охватывает не все виды пре­ступлений, предусмотренных национальным уголов­ным законодательством, а лишь те, которые прямо указаны в Конвенции.

В соответствии со ст. 2 Конвенции полномочия Европола охватывают борьбу со следующими видами преступлений: терроризм; незаконный оборот нарко­тиков; незаконный оборот ядерных и радиоактивных веществ; незаконная миграция; торговля людьми; под­делка денег и иных средств платежа; незаконный обо­рот транспортных средств, отмывание денег. Согласно ч. 2 ст. 2 Конвенции Совет Европейского Союза впра­ве наделять Европол компетенцией в сфере борьбы с иными видами тяжких преступлений. Перечень таких преступлений содержится в Приложении к статье 2 Конвенции. Это преступления против жизни, здо­ровья и личной свободы, преступления против собс­твенности, включая мошенничество, преступления, связанные с незаконной торговлей, и экологические преступления.

Для выполнения своих задач Европейским поли­цейским ведомством в соответствии со ст. 7 Конвенции создана уникальная информационная система, в осно­ву которой положены сведения, собранные всеми странами - участницами ЕС, о лицах, совершивших или могущих совершить преступления, охватывае­мые компетенцией Европола. Иными словами, совер­шение на территории Европейского Союза какого-либо из преступлений, указанных в ст. 2 Конвенции, является основанием для внесения соответствующих сведений в единую информационную систему еще до окончания расследования и признания компе­тентным судом подозреваемого лица виновным в совершении преступления.

Взаимодействие между чле­нами ЕС и Европолом осуществляется посредством специально создаваемых органов - национальных служб. Такие органы создаются в соответствии со ст. 4 Конвенции при центральных полицейских ведомствах стран - участниц ЕС. Кроме того, каждое участвую­щее в соглашении государство обязано направить в Европейское полицейское ведомство минимум одного представителя (офицера связи), в функции которого входит представление интересов направившего его государства и осуществление связи национальной службы с Европолом.

По соглашению сторон центральный офис Европола размещен в городе Гаага в Королевстве Нидерланды.

Систему правоохранительных органов зарубежных стран традиционно составляют органы полиции и иные спецслуж­бы, обеспечивающие непосредственную защиту прав личнос­ти, общества и государства. Органы полиции, как правило, имеют двух- или трехуровневую систему, которую составля­ют: федеральная (государственная) полиция, полиция субъек­тов (штатов) и местная (муниципальная) полиция. Компетен­ция этих органов в разных странах может быть различной.

1. Систему полицейских органов и спецслужб СШАсо­ставляют:

Федеральная полиция, входящая в состав большин­ства федеральных министерств и ведомств, функционирую­щая на основе федерального законодательства и включаю­щая:

Ø полицейские органы департамента юстиции (Федераль­ное бюро расследований (управления контрразведки, обще­уголовных и специальных уголовных расследований), Феде­ральное эмиграционное бюро, Службу иммиграции и нату­рализации);

Ø специальную федеральную полицию по охране столи­цы США, здания парламента и резиденции президента США;

Ø полицейские органы Министерства финансов (секрет­ная служба по борьбе с наркоманией и контрабандой, тамо­женная полиция, полиция внутренних сборов (налогов), бе­реговая охрана, служба по борьбе с фальшивомонетниче­ством);

Ø Управление расследований службы внутренних дохо­дов Федерального налогового управления;

Ø полицейское подразделение департамента почт;

Ø военную полицию Министерства обороны США.

Полиция штата, включающая:

Ø полицейское управление полиции штата;

Ø службу безопасности штата;

Ø другие полицейские подразделения.

Органы местной полиции (полиция графств). Шерифы и возглавляемые ими агентства в графствах.

Железнодорожная полиция.

Промышленная (частная) полиция.

Полицейская организация, как правило, состоит из принявших присягу полицейских и гражданских служащих полиции, не состоящих в каком-либо звании.

Полицейское агентство представляет собой структуру из подразделений:

• подразделение уличного патруля;

• подразделение детективов;

• служба регулирования уличного движения.

Специальными службами США, выполняющими разве­дывательные и контрразведывательные функции, являются Центральное разведывательное управление (ЦРУ) и Агент­ство национальной безопасности (АНБ).

ЦРУ играет ведущую роль в разведывательном сообществе США. Агентство выполняет наиболее специфические задачи – вербовку агентуры, тайные операции и т. д.

Организационную структуру ЦРУ составляют:

  • Национальная Секретная Служба (бывший Оперативный директорат) - Решает задачи по добыванию информации силами агентурной разведки. Организует и осуществляет тайные операции, контрразведывательное обеспечение агентурно- оперативных мероприятий. Структура директората:
  • Управление внешней разведки - Осуществляет контроль за оперативной деятельностью региональных отделов. Оценивает надёжность источников информации. Разрабатывает практические рекомендации для оперативных подразделений.
  • Управления внешней контрразведки - Обеспечивает безопасность разведывательной деятельности президентуры ЦРУ. Осуществляет агентурное проникновение в иностранные спецслужбы. Работает с перебежчиками.
  • Управление технических служб - Отвечает за техническое обеспечение тайных операций.
  • Финансово-плановое Управление
  • Контртеррористический центр - координирует деятельность подразделений ЦРУ, специализирующихся на борьбе с международным терроризмом.
  • Центр по борьбе с наркотиками - анализирует информацию по наркотикам, разрабатывает и проводит операции против объединений наркодельцов.
  • Научно-технический директорат - Проводит исследования и разработки в области технических средств сбора информации. Обслуживает эту аппаратуру целевого назначения. Осуществляет обмен информацией с крупнейшими научными центрами СЩА. В структуру директората входят:
  • Управление исследований и разработок технических систем - Занимается фундаментальными и прикладными научно-техническими исследованиями и разработками в самых различных областях - связь, датчиков систем, полупроводников, искусственного интеллекта, моделирования процессов и пр.
  • Управление перехвата - Разрабатывает, эксплуатирует и обслуживает новейшую аппаратуру, необходимую для выполнения с максимальной эффективностью задач по сбору и анализу информации.
  • Управление технического обеспечения - Осуществляет исследования, разработки и изготовления различной оперативной техники - средств тайнописи, подслушивания, скрытого фотографирования, кодирования и расшифровки.
  • Информационная служба по зарубежному радиовещанию - Руководит сетью радиопостов, прослушивающих и записывающих радио- и телепередачи.

Самостоятельным разведывательным органом является Агентство национальной безопасности, входящее в структу­ру Министерства обороны США и состоящее из:

Ø Центрального аппарата АНБ;

Ø Европейского управления АНБ (г. Штутгарт, Германия);

Ø Тихоокеанского управления АНБ (г. Перл-Харбор, Га­вайские острова);

Ø Национального центра оценки безопасности вычисли­тельных систем;

Ø Национальной шифровальной школы.

Отдельно можно выделить ФБР (Федеральное бюро расследований) - ведущий следственный орган федерального правительства. ФБР входит в систему Минюста США и подчинено генеральному прокурору США. ФБР выполняет огромный объем оперативно-розыскной и следственной работы. Основными сферами деятельности ФБР являются :

· борьба с терроризмом

· борьба с организованной преступностью

· контрразведывательная работа

· борьба с наркобизнесом

· беловоротничковая преступность

· расследования нарушений гражданских прав

· борьба с преступлениями против личности.

Проводя расследования и оперативные мероприятия в связи с нарушением законов об охране национальной безопасности США ФБР действуеткак ведомство контрразведки.

2. Систему спецслужб Великобританиисоставляют:

1). Секретная разведывательная служба МИ-6, входя­щая в структуру МИДа Великобритании:

Ø Административно-кадровый директорат (подбор кад­ров, их аттестация и назначение);

Ø Директорат внешней разведки и безопасности (обеспе­чивает безопасность разведки Великобритании и разработку иностранных спецслужб);

Ø Аналитический директорат (обрабатывает и анализи­рует разведывательную информацию);

Ø Директорат региональных контролеров (координирует деятельность региональных оперативных отделов);

Ø Директорат специальной поддержки (обеспечивает спе­циальными средствами разведывательной деятельности).

2). Служба (штаб) военной разведки, входящая в структуру МО Великобритании:

Департамент войсковой разведки;

Департамент разведки управления;

Департамент разведки тыла;

Департамент научно-технической разведки;

Департамент экономической разведки;

Специальная воздушно-десантная служба (разведыва­тельно-диверсионные операции и локальные вооруженные конфликты).

3). Служба безопасности (контрразведки) Великобрита­нии МИ5:

Директорат разведывательных ресурсов (А);

Административно-финансовый директорат (В);

Директорат охраны спецобъектов и борьбы с терро­ризмом (С);

Директорат по вопросам внутренней антитеррористи­ческой деятельности (F); Директорат контрразведки (К);

Службы обеспечения и поддержки, ИВЦ, техничес­кие службы и отделы.

4). Центр правительственной связи: отвечает за радиошпионаж в системе спецслужб Великобритании. Центр включен в структуру министерства иностранных дел

3. Полиция Франции в соответствии со своими функциями делится на административные и оперативные подразделения.

К административным относятся:

• дирекция по регламентации;

• дирекция личного состава и оборудования;

• дирекция учебных заведений и научно-технической службы;

• отдел генеральной инспекции и контроля;

• отдел международного полицейского сотрудничества;

• отдел официальных поездок и безопасности высокопоставленных лиц;

• центральный автоотдел.

К оперативным подразделениям следует относить:

• центральную дирекцию общественной информации;

• дирекцию территориального надзора;

• дирекцию органов общественной безопасности;

• центральную дирекцию уголовной полиции.

Полицию по своей кадрово-должностной структуре можно представить следующим образом:

1. Руководящие должности.

2. Корпус комиссаров полиции.

3. Корпус командиров и офицеров.

4. Корпус офицеров.

5. Корпус младших офицеров.

6. Корпус младшего начальственного состава и рядовых полицейских.

Систему спецслужб Франциисоставляют:

3.1. Генеральная дирекция внешней безопасности, входя­щая в структуру МО Франции, является основным органом внешней разведки, включает:

o управление военной разведки (организация и обеспе­чение военной оперативной и оперативно-тактической раз­ведки, координация разведывательной деятельности военных атташе за рубежом);

o службу активных операций (разведывательная и ди­версионно-разведывательная деятельность);

o группу радиоэлектронного контроля (радио- и элект­ронный перехват).

3.2. Генеральная дирекция налогов, осуществляющая фун­кции, аналогичные деятельности налоговых органов РФ. Од­нако, в отличие них, для выявления фактов уклонения от уплаты налогов, сокрытия доходов от налогообложения во Франции Генеральная дирекция налогов может привлекать частные детективные службы.

3.3. Дирекция военной разведки (радиотехническая разведка)

3.4. Директорат защиты и безопасности обороны (военная контрразведка)

3.5. Бригада электронной войны (аналитический центр)

3.6. Центральное агентство безопасности систем информации (криптография)

3.7. ВВС: 54 эскадрон воздушной разведки – радиоперехват

Дирекция безопасности территории

Группа безопасности президента.

Жандармерия (каждое подразделение жандармерии имеет разведотдел).

4. Деятельность полицииГермании отличается некоторыми особенностями:

- полиция не представляет собой единой централизованной системы; полиции Германии свойственно четкое деление на федеральные органы полиции и полицию земель;

- правовое регулирование полиции находится в исключительном ведении земель, кроме деятельности, касающейся уголовных дел, где руководство и контроль за полицейской деятельностью осуществляется федеральными органами.

Федеральный уровень полиции Германии мы можем разделить на такие структурные подразделения, как:

1. Федеральная пограничная охрана. Функции ее сводятся к охране пограничных территорий, обеспечению визового контроля, контролю за железными дорогами и прилегающими к ним территориями, а также охране министерств и представительств Германии как внутри, так и вне государства.

2. Полицейская служба бундестага. Это подразделение можно назвать собственно полицейской охраной, поскольку ее функции можно свести исключительно к патрульно-охранным.

3. Федеральная криминальная служба. Эта служба призвана осуществлять деятельность по раскрытию преступлений общегосударственного федерального масштаба и преступления, совершение и раскрытие которых выходит на международный уровень. Федеральной криминальной службе принадлежат так же функции штабного полицейского ведомства, однако полномочий по контролю и надзору за полициями земель у нее нет.

Полиция земель по своей структуре также не едина. Можно выделить две самостоятельные системы построения органов полиции в рамках административно-территориальной единицы земли:

• единая система организации полиции, где задачи по защите и охране выполняют не только полиция, но и все представленные на территории земли государственные учреждения, причем в этом случае возглавлять полицию на местах будут должностные лица, представляющие исполнительную власть (бургомистр города, например).

• собственно полиция в нашем понимании, где функции полиции выполняются уполномоченными на то специализированными органами. При такой полицейской системе, действующей на территории земли, ее главой является министр внутренних дел земли.

Задачами полиции являются:

§ защита от общей опасности;

§ создание условий для уголовного и административного преследования;

§ защита прав личности;

§ исполнение административных наказании

Чаще всего полицией используются такие способы воздействия, как приглашение, выявление и установление личности, принудительное провождение, опрос, помещение под надзор, обыск, арест имущества.

Первоначальные требования, предъявляемые к желающим служить в полиции, следующие:

• наличие у кандидата гражданства Германии;

• отсутствие судимости;

• рост не ниже 168 см;

• пригодность к службе по состоянию здоровья и складу характера.

Кроме того, существует система экзаменов и тестов, кото­рые должен пройти полицейский для прохождения службы и дальнейшего продвижения по служебной лестнице.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели судебные системы, органы прокуратуры, полиции и организацию спецслужб четырех стран: США, Великобритании, Германии и Франции.

Библиография

1. Антонов И.П. Суды в Германии: учеб пособие. − М.: 2003.

2. Губанов А.В. полиция зарубежных государств: организационные основы, стратегия и тактика, кадровое обеспечение деятельности. − М.: 2001.

3. Крылов Б.С. Полиция США. Основные черты организации и деятельности. − М.

4. Правосудие во Франции. − М., МИД Франции, 1996.

5. Полиция и борьба с преступность за рубежом. − М.: ВНИИ МВД России, 2003 г.

6. Сафонов А.М. Правоохранительные органы Великобритании. М., 1986.

7. Бессарабов В. Прокуратура в зарубежных странах // Законность. 2000. № 10.

8. Власова Т. Английская судебная система // Право и экономика. 2001. № 8.

9. Казарина А. Как обучают прокуроров в Германии и Нидерландах // Законность. 2000. № 6.

10. Роков А. Административный суд в современной Франции // Законность. 2001. № 8.

11. Пешков М. Атторнейская служба и расследование преступлений в США // Законность. 2004. № 5.

12. Добрынин А. Функции прокуратуры с американской точки зрения // Законность. 1998. № 12.

13. Пешков М. Современные прерогативы американских прокуроров // Законность. 1998. № 6.

14. Байер Д. Правосудие и правосознание в Германии // Российская юстиция. 1999. № 3.