Коммуникация

Эмоционально-волевая сфера

Представителями информационного подхода активно разрабатывается и область эмоций.

Существуют даже попытки определения количественной меры эмоциональных процессов в виде формулы:

 

Эм = П ( Ин — Ис ),

 

где Эм — эмоция,

П — потребность,

Ин — необходимая информация,

Ис — существенная информация.

 

Причем необходимая и существенная информация — это довольно неопределенные термины. По представлению идеологов информационного подхода в психологии, эмоции основываются на реальных фактах. А условием возникновения эмоций является получение некоторых сведений. Возникновение эмоции происходит в результате соотнесения новых сведений с наличным опытом, то есть имеет место относительная новизна информации. Источником эмоций может являться и ценность информации, которая определяется через вероятность достижения цели после получения информации (А.А. Харкевич).

В 1982 году по опросу журнала «Тайм» в США «Человеком года» стал компьютер. Компьютер стал полноправным «коммуникатором».

Информационная теория в психологии употребляет понятие «общение» (коммуникация) с компьютером в смысле интерперсонального взаимодействия. Диалог между человеком и компьютером характеризуется такими параметрами, как активность участников, понятливость, защищенность и др. Исследования показали, что для пользователя ЭВМ характерен феномен персонификации компьютера, то есть наделение его определенными личностными чертами. В этом смысле взаимоотношения человека и компьютера приобретают признаки совместной деятельности. Особенность «общения» человека и компьютера заключается в том, что машина участвует в общении как субъект рутинной деятельности, а человек — творческой. Однако использование ЭВМ (обработка данных, электронная почта) перестраивает структуру способов общения и способствует инициации общения, управлению групповым решением задач, выдаче оценок, коррекции ошибок, а также влияет на изменение целевого и мотивационного уровней деятельности.

В процессе общения с компьютером у различных людей формируется и определенное отношение к компьютеризации психодиагностики. Отношение есть смысловое личностное образование. Отношение людей к компьютерному тестированию зависит от различных мотивов, определяя личностный смысл деятельности. Главными задачами компьютеризации психодиагностики является реализация стремлений избежать больших объемов рутинной работы при тестировании, квалифицированно анализировать данные, неопытным психологам — снизить ошибочность обработки и усвоить единый алгоритм психодиагностического исследования. Экспериментально выявлена нелинейная связь между повышением эффективности диагностики и компьютеризацией.

Отношение администраторов к компьютеризации неоднозначное. С одной стороны, повышается интерес, а с другой — снижается применимость компьютерной психодиагностики в системах управления персоналом. Нам представляется, что в основе этого лежит неразработанность юридической нормативной базы использования компьютерных данных при решении задач подбора и расстановки кадров. Нельзя не учитывать "защитный" мотив — нежелание администратора самому подвергнуться психологическому исследованию. Этот мотив обусловливает сопротивление практическому применению компьютерного тестирования. Отношение руководителей определяется их личными целями: а) повод сведения счетов с неугодными; б) перекладываение ответственности на компьютер; в) негативное отношение обследуемых как навязанная извне процедура сведения счетов и т. д. В связи с этим наблюдается повышенный энтузиазм к компьютерной диагностике у руководителей высшего звена при снижении интереса (а иногда и противодействия) у руководителей, непосредственно управляющих персоналом.

Отношение психологов к компьютерному тестированию тоже неоднозначное. Они осознают положительные стороны компьютеров, к которым относятся в первую очередь высокая пропускная способность, освобождение психологов от рутинной работы и расширение их творческих возможностей. В то же время присутствует и определенный негативизм, который определяется: а) нежеланием менять привычные способы деятельности, б) нежеланием переучиваться, в) боязнью не справиться с новыми требованиями, г) боязнью резкого роста требований к психологу со стороны руководства, д) формированием новых компонентов психодиагностики (повышение творческих компонентов, приобретение и постоянное использование новых знаний, необходимость перераспределения внимания между разными объектами психодиагностики: обследуемый/компьютер) и е) неприятием некоторых элементов интерпретации тестовых данных (так как автоматизированный тест навязывает психологу жесткий алгоритм интерпретации).

Неоднозначность отношения психологов к компьютерной диагностике определяется прежде всего их опытом практической работы. Так, для новичков результаты компьютерной психодиагностики имеют обучающий эффект и являются одним из способов приобретения профессиональных навыков. У опытных психологов-диагностов существует некий психологический барьер перед принятием интерпретационной схемы автоматизированных тестов, вложенной другими психологами-разработчиками. Можно сделать вывод о существовании двух алгоритмов психодиагностической работы психологов. Во-первых, вынесение заключений на основе машинной интерпретации (интерпретация первого уровня) и перекладывание ответственности на ЭВМ и, во-вторых, анализ компьютерных данных и сопоставление их с наблюдением, беседой и другими дополнительными сведениями, полученными в результате иных тестовых данных (интерпретация второго и третьего уровней).

Замечено, что позитивное и негативное отношение психологов к компьютерным психодиагностическим технологиям высоко коррелирует с продуктивностью их деятельности.

Отношение различных по специализации групп психологов к компьютерным тестам различно. Психодиагносты-разработчики, естественно, отличаются активно положительным отношением. Они видят в компьютерных тестах явное приращение знаний и средство облегчения труда психологов.

У молодых психодиагностов-пользователей проявляется ярко выраженное сверхдоверие. У опытных психологов — частичное неприятие и высокая критичность. Значительная часть исследователей, не занимающихся практической психодиагностикой, отрицательно относится к тестированию как к методу вообще и считает, что автоматизация тестов приводит к нежелательным последствиям.

Отношение обследуемых зависит от их мотивации и целей тестирования: консультация, прием на работу, аттестация и т. д. Это главные мотивы. Наряду с ними существуют так называемые сопутствующие мотивы, к которым относятся познавательные (узнавание нового об ЭВМ или о себе), коммуникативные (общение с компьютером), игровые или прагматические (ЭВМ сама следит за порядком вопросов в тесте, не надо ничего писать, компьютер снимает нагрузку на внимание испытуемых и т. д.).

Отношение испытуемых к автоматизированным тестам также зависит от их компьютерной обученности. Если испытуемый хорошо знает компьютер, то он с удовольствием общается с ЭВМ, иногда выходит на уровень оценки качества программ, интерфейса и т. д. Если испытуемый плохо знает ЭВМ, то на его действия накладывает отпечаток непривычность обстановки, непонятность компьютера, скованность действий, тревожность, то есть появляется защитная реакция. Защитная реакция на ЭВМ чаще проявляется в ситуациях отбора или аттестации персонала. Она снижается в случаях тестирования с целью самопознания или профконсультации, а также у лиц, проявляющих высокие способности к работе с компьютером. У людей, которые испытывают напряжение в общении с ЭВМ, защитная реакция повышается.

Основная масса пользователей ЭВМ в ходе формирования отношений к компьютеру проходит следующие стадии: «безделушка», «нейтралитет», «стоящее дело» и «отказ от применения компьютера — это глупость».