III. Решение практических задач.
Задача 5.1
Раскройте содержание понятий: товар по замыслу; товар в реальном исполнении; товар с подкреплением - на примере следующих товаров:дивана, роликовых коньков, услуг парикмахерской, двухкамерного холодильника, духов, цветного телевизора.
Задача 5.2
Впишите в соответствующие столбцы таблицы характеристики, отражающие состояние товарной единицы: монтаж, упаковка, основная выгода, послепродажное обслуживание, марочное название, внешнее оформление, поставки и кредитование, гарантия, свойства, качество.
Товар по замыслу | Товар в реальном исполнении | Товар с подкреплением |
Задача 5.3
Оцените конкурентоспособность холодильника Б по сравнению с холодильником А, рассчитав коэффициент конкурентоспособности, и сделайте вывод. Исходные данные приведены в таблице:
№ п/п | Параметры, стоимостные характеристики | А | Б | Коэффициент значимости параметров |
Надежность, ресурс/тыс. ч | ||||
Экономичность, кВт.ч / сут | 1,25 | 1,10 | ||
Температура НТО | - 12 | - 15 | ||
Емкость НТО, дм3 | ||||
Объем, л | ||||
Дизайн, в баллах по 10-балльной шкале | ||||
Сохранность продуктов при отключен.электроэнергии, ч | ||||
Материалоемкость | ||||
Цена, руб. |
Задача 5.4
Рассчитайте экономический показатель конкурентоспособности товара А по отношению к товару Б и сделайте вывод. Исходные данные в таблице:
Показатели | Товар А | Товар Б |
Цена покупки, руб. | ||
Цена доставки, руб. | ||
Затраты на установку, руб. | ||
Среднегодовые затраты на ремонт, руб. | ||
Гарантийный срок, лет |
Задача 5.5
Из приведённого в таблице фрагмента товарной номенклатуры определите:
а. Количество ассортиментных групп и ширину ассортимента;
в.Количество ассортиментных позиций;
с.Насыщенность по ассортиментным позициям;
d.Насыщенность товарной номенклатуры;
е.Гармоничность (сопоставимость) товарной номенклатуры с разных точек зрения (назначения, требований к организации производства, каналам распределения и продвижения).
Фрагмент товарной номенклатуры ОАО «Эра»
Синтетические моющие средства | Синтетические чистящие средства | Клей |
«Диксан–универсал», «Диксан–автомат» | «Пемолюкс» | Клей универсальный «Момент-1» |
«Лоск –автомат» , «Лоск» | «Пемолюкс- лимон» | Клей обойный «Момент» |
«Эра»,Эра-автомат», «Эра-Био» | «Пемолюкс- весна» | Клей обойный «Момент- экстра» |
«Ханко»,«Хенко-Био», «Хенко-автомат» | «Пемолюкс- гель» | |
«Ласка» |
Задача 5.6
Разработайте номенклатуру товаров, продаваемых в магазинах с такой вывеской:
а) «Фолиант»;
б) «Айболит»;
в) «Копиртехника»;
г) «Колор»;
д) «Тик-Так».
Какие ассортиментные группы могут быть предложены в каждом магазине, какими характеристиками обладают предложенный вами ассортимент и номенклатура? Какие принципы были использованы вами при формировании ассортимента?
Задача 5.7
Возьмите упаковку от какого-либо товара и проведите детальную оценку по следующим критериям:
1.Цельность образа:
1.1.Соответствие принципу – «держись простоты и краткости».
1.2. Сочетание изображений на упаковке и названий.
1.3. Сочетание изображений на упаковке и вида продукта.
1.4. Ограничение количества цветов и элементов.
2. «Честность» упаковки.
3. Индивидуальность упаковки.
4. Информация на упаковке:
4.1. Выделение главной информации.
4.2. Читаемость основной информации о товаре на упаковке с расстояния.
5. Соответствие принципу концентрации внимания.
6. Анализ цветовых решений упаковки:
6.1. Тональный разбор.
6.2. Цвета и форма.
6.3. Характер линий.
7. Возможность внесения изменений в дизайн упаковки.
Задача 5.8
Наручные часы выполняют несколько функций. Они должны показывать время (потребительская функция) давать человеку чувство уверенности в себе соответствовать общему стилю жизни Сколько часов имеется в вашей семье Какими побудительными мотивами вы руководствовались при их выборе?
Задача 5.9
Стиральный порошок «Тайд», рекламируемый фирмой «Проктер энд Гэмбл» на Российском ТВ с 1994 года по настоящее время, приобрёл широкую популярность у потребителей. Объясните, с какими целями фирма постоянно рекламирует товар, и без того пользующийся хорошим спросом на российском рынке. Какие основные примы воздействия на покупателей использует фирма?
Задача 5.10
Выберите категорию потребительских товаров, которые вы хорошо знаете, и подготовьте вопросник для определения спонтанной известности, известности с поддержкой и «приоритетной » известности.
Задача 5.11
Определите, представители какого стиля жизни (ригористы, эгоцентристы, активисты, авантюристы, материалисты) предпочитают питаться:
-в экзотических ресторанах;
-в ресторанах быстрого питания («Макдональдс», «Фаст Фуд», « Бистро »);
-в традиционных ресторанах;
-в ресторанах качественной вегетарианской пищей ?
Семинарское занятие №6 по теме Цена в системе маркетинга (2 часа, в т.ч. 2часа – интерактивные)
I.Вопросы для обсуждения:
1.Раскройте сущность понятия «цена». Какие существуют виды цен?
2.Какова последовательность формирования исходной цены?
3.Какие методы расчета цен Вам известны? Какие факторы оказывают влияние на формирование цены?
4.Какие стратегии ценообразования в маркетинге необходимо использовать для достижения конкурентных преимуществ?
5.Что такое адаптация цен? Какие виды ценовой адаптации Вы знаете?
6.За что назначаются скидки и наценки?
7.Какая взаимосвязь ценообразования с другими элементами маркетинговой политики фирмы?