Прикладные психологические исследования с использованием компьютеров

Рис. Схема концепции автоматизации психологических исследований

 

Информация здесь представляет собой энтропийное, рассеянное знание (события, факты).

Носителями (источниками информации) являются люди и/или печатные источники.

После сбора исходной информации производится ее первичная обработка и получение в результате этого первичной эмпирической информации в виде анкетных и тестовых данных, подлежащих хранению. Первичная эмпирическая информация — это информация, частично и/или относительно полно организованная и отделенная от своего носителя с помощью конкретных методов исследования.

При достаточно сложной внутриметодной обработки первичной эмпирической информации, например, при использовании личностных (прямых или проективных) тестов, экспериментатор получает эмпирическую информацию в виде тестовых (эмпирических) данных, которые и являются научными фактуальными знаниями.

Когда методики (анкеты) выполняют главным образом функцию сбора информации при минимальной внутриметодной обработке, перед нами — событийная информация.

Первичная эмпирическая информация является по существу итогом обработки единичного психодиагностического метода.

Третьим этапом автоматизации является процесс вторичной обработки тестовых данных, интерпретация и анализ результатов тестирования, получение вторичной эмпирической информации.

Таким образом, вторичная эмпирическая информация является результатом анализа и интерпретации собранных данных и представляет собой итог исследования, то есть концептуальное знание, которое позволяет теоретически обобщить данные, выявить зависимости и т. д. Она максимально «сжата», уплотнена и «удалена» от источников исходной информации, то есть характеризуется максимальной организованностью информационных переменных и минимальным объемом эмпирических данных.

Вторичная эмпирическая информация появляется в результате применения сложных многогранных методов статистической обработки (дисперсионный, факторный, кластерный и другие виды анализа) и содержательного психологического анализа.

В истории компьютеризации психологических знаний можно выделить по крайней мере три этапа.

Первый этап, который ориентировочно длился с 40-х до начала 70-х годов ХХ века, логично именовать «этапом становления» компьютерных психологических технологий. В этот период прикладная психологическая наука начинает активно использовать автоматизированные средства для решения аналитических задач.

В то время компьютеризация психологического эксперимента сводилась к разрешению проблем ускоренной первичной обработки эмпирических данных и повышению точности применения статистических методов анализа психологического материала в целях получения вторичной эмпирической информации. В России для решения этих задач активно применялись стандартные пакеты прикладных программ БЭСМ и калькуляторы.

На втором этапе, длившемся приблизительно с середины 70-х до начала 80-х годов, происходило зарождение диалоговых автоматизированных психодиагностических систем. Наряду с задачами статистической обработки данных появились конкретные технологии разработки компьютерных тестов, снабженных системами математической обработки результатов тестирования, а также элементы хранения первичных эмпирических данных. Были разработаны первые автоматизированные базы данных, в которых систематизированно накапливалась цифровая психологическая информация. Для реализации перечисленных задач в России наряду со стандартными пакетами программ БЭСМ и калькуляторами использовались первые персональные ЭВМ (БК, ЕС 1840, «Искра» и др.). Появились сети персональных компьютеров на базе БК (бытовой компьютер) и ЕС 1840. Широкое применение получили программируемые микрокалькуляторы (ПМК) типа МК-54, МК-56, МК-61, «Электроника БЗ-34» и др., которые использовались для статистической обработки данных. В конце 70-х — начале 80-х годов во Владивостоке на экспериментальной выборке около 8 тыс. человек группой психологов и программистов под руководством Ю.С. Касчеева была разработана автоматизированная система комплексной психофизиологической диагностики (АС КПФД) с использованием многоцелевого комплекса технических средств МЦ КТС-128 (рис.).

 

НЕТ

 

ДА

 

ДА

 

НЕТ

 

 

Рис. Блок-схема программы психологической диагностики

 

«Эффективность системы обеспечивалась высокой (по тем временам — Н.И.) степенью автоматизации и адаптации, большой пропускной способностью» испытуемых (тестировалось до 128 человек одновременно).

АС КПФД состояла из четырех подсистем: психолого-методической, программно-математической, интегрально-технической и организационно-экономической. Система реализовывалась посредством регистрации деятельности испытуемых по критериям качества (вероятность решения теста) и времени, затраченному на решение теста. При этом учитывался процесс восприятия и принятия задачи, поиска способов решения, принятия решения по выбору ответа и ввода ответной реакции. К сожалению, данная система не получила широкого распространения (были упоминания об АС КПФД в ленинградских психологических кругах, выпускались подобные системы в Минске в начале 1990-х годов) и была неоправданно забыта.

Третий этап совершенствования диалоговых автоматизированных психодиагностических средств относится к настоящему периоду развития компьютерной психологии. К задачам нынешнего времени можно отнести статистическую обработку психологических данных, проведение тестирования, обработку результатов тестирования, интерпретацию психологических данных, хранение тестовых результатов, разработку автоматизированных ситуационных игр на основе ССАД, разработку автоматизированного рабочего места психолога (АРМП), регистрацию и интерпретацию достоверности психологической информации и др. Эти задачи решаются при помощи мощных персональных компьютеров (IBM, Mackintosh), компьютерных сетей (Internet), CD, магнитно-оптических накопителей, графических, видео-, аудиосканеров; автоматизированных полиграфов («Лафайетт», «ЭПОС», «Альфа») и др.

Применение компьютеров в психологических исследованиях связано с рядом методологических, методических и технологических проблем.

Под методологическими проблемами понимаются проблемы разработки искусственного интеллекта. Это прежде всего возможность моделирования психических явлений, а также аспекты ограничения рамок формализации психологических переменных. Здесь следует иметь в виду, что психологическое моделирование имеет вероятностную достоверность из-за: а) невозможности конструирования абсолютно полной (адекватной) модели психической деятельности; б) появления погрешностей при самом измерении; в) ошибок в области формирования психологических гипотез и их формализации; г) ошибок испытуемого при работе на компьютере; д) ошибок операторов при вводе эмпирических данных (для частично автоматизированных тестов) и др.

К методическим обычно относят по крайней мере семь основных проблем. Это возможность адекватного измерения смоделированных психических функций. При переходе к компьютерным психотехнологиям наблюдается существенная динамика восприятия стимульной информации испытуемыми по сравнению с бланковыми методиками. Это происходит вследствие изменения формы предъявления стимулов. Автоматизированные тесты (при условии полной автоматизации) приводят также к снижению возможностей коррекции психологами выходных тестовых данных и текстов интерпретации методик. Эта проблема имеет две ярко выраженные стороны. С одной стороны, автоматизация приводит к повышению объективности результатов, что удобно для начинающих психологов, а с другой — к снижению субъективной психологизации результатов, что отрицательно сказывается на их принятии в качестве инструмента опытными исследователями. Автоматизация психологических методик активно влияет на их операциональную валидность. Вследствие изменения форм предъявления, восприятия стимулов и регистрации ответов (реакций) изменяется операционный состав действий испытуемых. Автоматизация психодиагностики, привлекая своей точностью и скоростью обработки психологических данных, требует постоянного повышения компьютерной грамотности экспериментаторов.

Технологические проблемы в основном связаны с изменением конструкции методик, процедуры обследования и процессуальными ошибками испытуемых и психологов-исследователей. Наряду со снижением числа ошибок в процессе статистической обработки психологических данных при помощи компьютера, остаются неразрешенными проблемы возникновения погрешностей ввода эмпирической информации, формализации (доверительный интервал и ошибки расчетов) и хранения вторичной информации (проблемы разработки баз данных), коррекции и интерпретации психологических данных, а также проблемы учета динамики мотивации в ходе тестирования при помощи ЭВМ и др.

 

 

Проблемы развития категориального аппарата психологической науки в связи с применением компьютера

Центральной категорией психологии является отражение. Ее узловой аспект — психологическое отражение. Сутью психологического отражения является соотношение образа и модели, формализуемого и неформализуемого в модели и отражение объекта с использованием компьютера, то есть информационное отражение. В центре системы информационного отражения находится понятие «сигнал».

Сигнал в психологии — это воздействие внешнего мира, не вызывающее изменений, но предупреждающее организм о будущем воздействии, тем самым расширяя его ориентировку. В кибернетике это форма передачи информации. Сигнал — это взаимная упорядоченность двух множеств состояний, представленных в источнике и в носителе.

Согласно Л.С. Выготскому, внешняя социальная среда (культура) воспринимается и познается человеком, формируя в нем посредством сигнала сигнификацию, то есть информированность человека о внешней ситуации, который, ориентируясь, облекает ее в "смысловые одежды". Сигнификативная функция человека формируется под влиянием внешней среды (успешность и/или полезность ситуации для субъекта), исходя из особенностей организма.

Развитие кибернетики и внедрение ее достижений в психологию привело к возникновению ряда проблем в области познания — сфере, наиболее изученной в психологии. Здесь следует подробнее остановиться на категориях восприятия, внимания, памяти, деятельности (поведения), эмоциональной сфере, коммуникации (общении с ЭВМ) и индивидуальных особенностях пользователей компьютерных психодиагностических систем.