Форматирование

 

Форматирование – это изменение внешнего вида документа.

Различают три уровня форматирования: форматирование символов, форматирование абзацев и форматирование страниц.

Чтобы получить справку о параметрах форматирования того или иною фрагмента текста, надо нажать клавиши Shift + F1 и затем щелкнуть по нему мышью. Эту операцию можно также выполнить другим способом:

1. Выделить фрагмент, сведения о котором нужно получить.

2. Выбрать команду ФорматПоказать форматирование.

 

 

Рис. 8.9. Параметры форматирования

 

3. В области задач будет отображена панель Показать форматирование, и а которой приводится подробная информация о параметрах форматирования выделенного фрагмента.

Форматирование символов.Символ является наименьшей единицей текста. Символ – это отдельная буква, цифра, знак препинания и т.п.

Под форматированием символов понимается выбор таких его атрибутов, как шрифт, размер, начертание, цвет, положение в строке и др.

Для изменения символьного формата существующего текста предварительно следует выделить фрагмент текста, подлежащий форматированию. Если надо изменить текущий символьный формат, то в тексте не должно быть выделенных фрагментов.

Для форматирования символов используется панель инструментов Форматирование, команда ФорматШрифт, а также клавиатура.

Шрифты

Шрифт (гарнитура) определяет вид входящих в него символов. Шрифты можно классифицировать по различным признакам. Так, все шрифты делятся на моноширинные и пропорциональные. В моноширинных шрифтах все символы имеют одинаковую ширину. В пропорциональных шрифтах ширина различных символов отличается. Чаще используются пропорциональные шрифты.

Все основные шрифты можно разбить на две группы: серифные и бессерифные шрифты. В серифных шрифтах имеются засечки на концах линий. В бессерифных шрифтах таких засечек нет. Обычно для набора основного текста используют серифные шрифты (например, Times New Roman), а для заголовков – бессерифные (на пример, Arial).

Существуют также декоративные и специальные шрифты, содержащие различные значки.

 

Рис. 8.10. Шрифты

 

По способу формирования символов шрифты делятся на растровые и векторные. В растровых шрифтах изображение символ формируется из точек (растров). В векторных шрифтах каждый символ описывается определенным набором формул.

Векторные шрифты легче поддаются масштабированию. Размеры растровых шрифтов, в отличие от векторных, можно выбирать только из фиксированного набора значений.

Среди растровых шрифтов различают экранные и принтерные. Word подбирает сходные по типу и размеру экранные и принтерные шрифты. При использовании растровых шрифтов изображение документа на экране и на бумаге отличается.

При использовании векторных шрифтов изображение на экране совпадает с тем, что выводится на печать. Различают два основных типа векторных шрифтов: True Type и Open Type. Преимущество шрифтов Open Type по сравнению с True Type заключается в том, что они обеспечивают более быстрое отображение и более точное воспроизведение формы символов.

В списке Шрифт на панели Форматирование рядом с названием шрифта True Type указан значок, состоящий из двух букв Т. Рядом со шрифтом Open Type изображен значок О. Принтерные шрифты помечены значком принтера. Экранные шрифты не помечены никаким значком. В списке шрифтов название шрифта отформатировано с помощью этого же шрифта. Таким образом, легко определить, подходит ли тот или иной шрифт для конкретного документа.

Размер шрифта

Единицей измерения размера шрифта (кегля) является пункт. Пункт составляет приблизительно 0,35 мм. Размер шрифта можно выбирать в диапазоне значений: от 1 до 1638 пунктов. Как правило, для основного текста используется размер шрифта, равный 10 – 12 пунктов, для заголовков – более крупный шрифт.

Начертание шрифта

В Word используются следующие виды начертания шрифта:

• обычный;

курсив;

полужирный;

полужирный курсив.

Обычное начертание применяется для основного текста, другие виды начертаний шрифта – для выделения отдельных фрагментов текста.

Форматирование символов с помощью панели инструментов

На панели инструментов Форматирование имеются списки и кнопки, позволяющие выбрать гарнитуру, размер, начертание, цвет шрифта. С помощью соответствующей кнопки можно сделать выделенный текст подчеркнутым.

Размер шрифта можно как выбрать из списка, так и задать свое значение, набрав его в поле ввода этого списка и нажав клавишу Enter.

 

 

Рис. 8.11. Панель инструментов Форматирование

 

Форматирование символов с помощью команды Шрифт

Диалоговое окно команды ФорматШрифт имеет три вкладки: Шрифт, Интервал и Анимация.

С помощью вкладки Шрифт можно изменить гарнитуру, начертание, размер, цвет и другие параметры шрифта.

С помощью вкладки Интервал диалогового окна Шрифт можно изменить расстояние между символами, положение символов относительно базовой линии строки, а также масштаб представления символов.

Вкладка Интервал включает:

• список Интервал, который содержит значения: Обычный, Разреженный, Уплотненный. Величина (в пунктах), на которую можно увеличить или уменьшить расстояние по горизонтали между символами, задается в поле На;

• список Смещение, который содержит значения: Нет, Вверх, Вниз. В поле На задается величина смещения символов (в пунктах) вверх или вниз относительно базовой линии строки;

• список Масштаб символов.

На вкладке Анимация диалогового окна Шрифт приведен список Эффектов (красные муравьи, мерцание, мигающий фон, неоновая реклама, фейерверк, черные муравьи). Эти эффекты можно применить в режиме электронного документа, но увидеть на бумаге после распечатки документа это невозможно.

Буквица

Буквица представляет собой большую прописную букву в начале абзаца. Буквица может включать и несколько символов. Буквицы обычно размещают в начале разделов.

До начала операции с буквицей необходимо позаботиться о том, чтобы абзац, в который надо вставить буквицу, не содержал красной строки.

Для создания буквицы надо:

1) выделить символы, которые должны быть представлены в виде буквицы;

2) выбрать команду ФорматБуквица;

3) в диалоговом окне Буквица выбрать положение буквицы (чаще используется вариант в тексте);

4) в списке Шрифт выбрать шрифт для буквицы;

5) в поле ввода Высота в строках указать высоту буквицы (по умолчанию высота буквицы составляет три строки);

6) в поле ввода Расстояние от текста задать расстояние от текста до буквицы (обычно: 0,1 – 0,3 см) и нажать кнопку ОК.

Форматирование абзацев. Абзац – это фрагмент текста, ограниченный символом конца абзаца (¶). Этот символ вводится нажатием клавиши Enter. Символ конца абзаца сохраняет абзацные форматы. При удалении этого символа форматы данного абзаца теряются.

К абзацным форматам относятся: абзацные отступы, выравнивание границ абзаца, междустрочные интервалы, интервалы между абзацами, табуляция, списки-перечисления, рамки и заливки.

Чтобы отформатировать один абзац, достаточно поместить курсор в любое место абзаца и затем назначить формат. Для форматирования нескольких абзацев их следует выделить и затем назначить формат.

Когда формируется новый абзац (нажатием клавиши Enter), ему автоматически присваивается формат предыдущего абзаца.

Для назначения абзацных форматов используются: горизонтальная линейка, команда ФорматАбзац, а также панель инструментов Форматирование.

Форматирование абзацев с помощью команды Абзац

В диалоговом окне команды ФорматАбзац на вкладке Отступыи интервалы имеются следующие элементы:

1. Список Выравнивание – для выбора вида выравнивания границ абзаца: по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине.

2. Группа Отступы объединяет поля:

Слева – для задания расстояния от левого поля страницы до левой границы абзаца;

Справа – для задания расстояния от правого поля страницы до правой границы абзаца;

Первая строка – для задания расстояния от левой границы абзаца до начала первой строки.

3. Группа Интервал объединяет следующие поля:

Междустрочный – для ввода расстояния между строками (одинарный, полуторный, двойной или произвольное значение);

Перед, После – для задания дополнительно к междустрочному расстоянию между абзацами.

Назначение абзацных отступов с помощью горизонтальной линейки

На горизонтальной линейке находятся маркеры, положение которых отображает величину отступов в текущем абзаце. Отступы текущего абзаца можно изменять, перемещая мышью эти маркеры вдоль линейки.

Рис. 8.12. Абзацные отступы

 

Форматирование абзацев с помощью панели инструментов

На панели инструментов Форматирование имеются:

Кнопки для выравнивания границ абзаца: по левому краю , по центру, по правому краю , по ширине .

Кнопки для изменения левого абзацного отступа: уменьшить отступ , увеличить отступ , нажатие на которые смещает левую границу абзаца на полдюйма влево или вправо.

Кнопки для задания междустрочного интервала: одинарного, полуторного, двойного и т.д.

Границы и заливка

В документе Word можно добавить границу (рамку) к выделенному фрагменту текста, абзацу или странице.

Добавление границ к фрагменту текста или абзацу

Чтобы построить рамку вокруг фрагмента текста, его надо выделить и выполнить следующие действия:

1. Выбрать команду ФорматГраницы и заливка.

2. Перейти на вкладку Граница.

3. Выделить пиктограмму, определяющую тип границ: Рамка, Тень или Объем.

4. Выбрать тип, цвет и ширину линии.

5. В поле Применитьк указать часть документа (текст, абзац), которую требуется заключить в рамку.

6. Для задания точного положения границы относительно текста надо щелкнуть по кнопке Параметры и указать расстояние (в пунктах) от текста до верхней, нижней, левой или правой границы рамки. Нажать кнопку ОК для закрытия окна Параметрыграницы и затеки.

7. Нажать кнопку ОК для закрытия окна Границы и заливка.

Если абзац заключен в рамку, от которой надо оставить одну границу, например слева, то в области окна Образец следует убрать ненужные границы, щелкая по ним или пользуясь соответствующими кнопками.

Добавление границ к странице выполняется на вкладке Страница диалогового окна команды ФорматГраницы и заливка.

Эта вкладка аналогична вкладке Граница, и, кроме того, она включает список Рисунок, где можно выбрать границу в виде орнамента. В списке Применить надо указать, какие разделы в документе должны быть снабжены рамками.

Для удаления границ надо, предварительно выделив нужный фрагмент документа, на вкладке Граница или Страница диалогового окна Границы и заливка в поле Тип выбрать вариант Нет.

Заливка используется для затенения заднего плана выделенного текста или абзаца. Кроме заливки, можно использовать узор (штриховку).

Для того чтобы добавить заливку, следует:

1. Выделить фрагмент текста, к которому нужно добавить заливку.

2. Выбрать команду ФорматГраницы и заливка.

3. В диалоговом окне этой команды перейти на вкладку Заливка.

4. В поле Заливка выбрать цвет заливки.

5. В поле Тип выбрать тип узора. Если узор не нужен, выбрать вариант Нет. Если нужен только узор без заливки, выбрать вариант Сплошной.

6. В поле Цветфона выбрать цвета линий и точек в узоре.

7. В списке Применить указать ту часть документа, к которой нужно применить заливку.

Для удаления заливки надо, предварительно выделив нужный фрагмент документа, на вкладке Заливка диалогового окна Границы и заливка в поле Заливка выбрать вариант Нет.

Копирование форматов

Достаточно часто возникает ситуация, когда очередной фрагмент текста нужно отформатировать точно так же, как другой ранее отформатированный фрагмент. В таком случае вместо повторения множества операций форматирования стоит использовать процедуру копирования формата. Это позволяет достичь того же результата, но с меньшими трудозатратами.

Чтобы скопировать формат, надо:

1. Выделить фрагмент, формат которого нужно скопировать.

2. Нажать кнопку Формат по образцу на Стандартной панели инструментов (при этом указатель мыши приобретает форму кисти).

3. Выделить фрагмент, который требуется отформатировать.

Если необходимо применить один и тот же формат к нескольким фрагментам, то по кнопке Форматпо образцу надо выполнить не одиночный, а двойной щелчок. После этого нужно последовательно выделить все фрагменты, подлежащие одинаковому форматированию.

Чтобы выйти из режима копирования формата, следует еще раз нажать кнопку Формат по образцу или клавишу Esc.

Поиск и замена форматов

В Word имеется возможность поиска и замены форматов.

Чтобы организовать поиск формата, надо:

1. Выбрать команду ПравкаНайти.

2. Щелкнуть по кнопке Больше.

3. Установить курсор в поле Найти, нажать кнопку Формат и указать форматы, которые необходимо найти.

4. Щелкнуть по кнопке Найти далее.

Чтобы выполнить замену формата, следует:

1. Выбрать команду ПравкаЗаменить.

2. Щелкнуть по кнопке Больше.

3. Установить курсор в поле Найти, нажать кнопку Формат и указать форматы, которые необходимо найти.

4. Установить курсор в поле Заменить на и нажать кнопку Формат.

5. В открывшемся меню выбрать нужные пункты и указать форматы для замены.

6. Щелкнуть по одной из кнопок:

Найти далее – для поиска следующего вхождения искомого формата;

Заменить – для замены найденного вхождения искомого формата и поиска следующего вхождения;

Заменить все – для автоматической замены всех вхождений искомого формата в документе.

Чтобы удалить форматы из полей Найти и Заменить на, надо щелкнуть по кнопке Снять форматирование.

Стили. Стиль – это именованная совокупность параметров форматирования текста. При использовании стиля к тексту применяются все входящие в стиль параметры форматирования. Можно быстро изменить формат текста, к которому применен стиль, путем изменения стиля. Таким образом, использование стилей позволяет экономить время, повышать качество и снижать трудоемкость оформления документов.

Типы стилей

Различают четыре типа стилей: стили символов, абзацев, списков и таблиц. Стили символов включают в себя только символьные форматы. Стили абзацев сочетают символьные и абзацные форматы. Стили списков можно рассматривать как частный случай стилей абзацев. Стили таблиц предназначены для упрощения форматирования таблиц.

В Word имеются встроенные стили для оформления различных элементов документа: основного текста, заголовков, колонтитулов и т.д. Кроме того, пользователи имеют возможность создавать собственные (пользовательские) стили. По умолчанию при вводе текста используется встроенный стиль Обычный.

Инструменты операций со стилями

Операции со стилями удобно выполнять, если слева на экране отображается полоса стилей, в которой напротив каждого абзаца приведено название примененного к нему стиля. Полоса стилей выводится на экран в обычном режиме просмотра документа с помощью команды СервисПараметры. На вкладке Вид диалогового окна этой команды следует задать ширину полосы стилей, правую границу которой при необходимости в дальнейшем можно перемещать с помощью мыши. Ширину полосы стилей при желании можно уменьшить до нуля.

Необходимые операции со стилями можно выполнить с помощью панели задач Стили и форматирование. Эта панель выводится на экран с помощью команды ФорматСтили и форматирование или кнопки , расположенной слева на панели инструментов Форматирование (см. рис. 8.13).

При выполнении операций со стилями важную роль играет Список стилей на панели инструментов Форматирование.

Список стилей раскрывается щелчком мыши. При этом в нем содержится ограниченный набор стилей. Если раскрыть список, удерживая клавишу Shift, то в списке отображается полный перечень стилей. Для наглядности название каждого стиля в списке отформатировано этим же стилем. Справа указаны типы стилей, которые обозначаются специальными значками:

 

Список стилей
Панель Стили и форматирование

 

Рис. 8.13. Панель задач Стили и форматирование

¶ – для стилей абзацев;

а – для стилей символов;

– для стилей таблиц;

– для стилей списков.

Применение стиля

Чтобы применить стиль, предварительно надо выделить форматируемый фрагмент текста и выбрать нужный стиль из раскрывающегося списка Стиль на панели инструментов Форматирование или из списка Выберите форматирование для применения на панели инструментов Стили и форматирование.

Создание стиля

Существуют два способа создания стилей: по образцу и без предварительного форматирования.

Для создания нового стиляпо образцу надо:

1. Отформатировать должным образом фрагмент — образец.

2. Выделить этот фрагмент.

3. Щелкнуть мышью в поле раскрывающегося списка Стиль на панели инструментов Форматирование.

4. Ввести имя нового стиля.

5. Нажать клавишу Enter.

Существует другой способ создания стиля по образцу:

1. Отформатировать фрагмент текста.

2. Выделить этот фрагмент.

3. На панели задач Стили и форматирование нажать кнопку Создать стиль. Откроется диалоговое окно Создание стиля.

4. В поле ввода Имя набрать имя нового стиля. Нажать кнопку ОК.

 

Рис. 8.14. Создание стиля

 

Способ создания стиля, не требующий предварительного форматирования, состоит в следующем:

1. На панели задач Стили и форматирование нажать кнопку Создать стиль. Откроется диалоговое окно Создание стиля.

2. В поле ввода Имя набрать имя нового стиля.

3. В списке Стиль выбрать тип стиля: стиль абзаца, знака или таблицы;

4. Щелкнуть по кнопке Формат.

5. В открывшемся меню выбрать нужные пункты и назначим, необходимые форматы;

6. Задать символьные и абзацные форматы можно также с помощью соответствующих кнопок в области Форматирование диалогового окна Создание стиля; нажать кнопку ОК.

Заголовочные стили

Как правило, документ имеет иерархическую структуру, например включает в себя несколько частей, которые делятся на главы. Главы в свою очередь могут делиться на разделы и т.д. К заголовкам самого высокого уровня следует применять стиль Заголовок 1, к заголовкам более низкого уровня соответственно стили – Заголовок 2, Заголовок 3 и т.д. В нашем примере к заголовкам частей надо применить стиль Заголовок 1, к заголовкам глав – стиль Заголовок 2, к заголовкам разделов – Заголовок 3. В Word можно использовать до 9 уровней заголовков.

Применение заголовочных стилей открывает возможность:

1. Использовать режим схемы документа.

2. Легко преобразовать структуру документа.

3. Автоматически нумеровать заголовки.

4. Автоматически формировать оглавление.

Использование схемы документа

После применения заголовочных стилей появляется возможность использования режима схемы документа, который позволяет организовать быстрое перемещение по большому документу. Чтобы перейти в этот режим, надо нажать кнопку Схема документа на Стандартной панели инструментов. На экране появится вертикальная панель, расположенная слева от окна документа, которая содержит все имеющиеся в документе заголовки.

Схема документа существенно более компактна, чем сам документ, поэтому с ее помощью можно быстро найти и выделить нужный заголовок. При этом в окне документа отображается и выделяется тот же заголовок. Нажав вновь ту же кнопку, можно убрать с экрана панель схемы документа и выполнить необходимые операции в найденном месте текста.

Изменение структуры документа

Для перехода в режим просмотра структуры документа следует выбрать команду ВидСтруктура или щелкнуть по кнопке Режим структуры, находящейся слева от горизонтальной линейки про крутки. В этом режиме на экране появляется панель инструментом Структура.

В режиме просмотра структуры документа слева от каждого абзаца указан символ структуры. Если выполнить двойной щелчок по символу структуры рядом с заголовком, то можно отобразить, или убрать текст, следующий за заголовком. Для этой же цели можно использовать кнопки Развернуть и Свернуть на панели инструментов.

Пользуясь символами структуры рядом с заголовками, можно также изменить структуру документа. Перемещение символа структуры по горизонтали приведет к изменению уровня заголовка. Передвигая символ структуры по вертикали, можно осуществить перемещение раздела по тексту.

Число отображаемых уровней структуры можно выбрать в списке Показать уровень на панели инструментов Структура.

С помощью кнопок этой панели удобно изменять структуру документа. Чтобы переместить раздел в другое место документа, надо скрыть основной текст, выделить заголовок и передвигать его с помощью кнопок Вверх или Вниз.

Нумерация заголовков

Чтобы выполнить нумерацию заголовков, надо:

1. Выбрать команду ФорматСписок.

2. В диалоговом окне этой команды перейти на вкладку Многоуровневый.

3. Выбрать один из вариантов нумерации заголовков и нажать кнопку ОК.

 

 

Рис. 8.15. Изменение многоуровневого списка

 

Если ни один из предложенных вариантов нумерации заголовков не подходит, можно создать новый вариант. Для этого нужно:

1. На вкладке Многоуровневый диалогового окна Списки выбрать вариант нумерации, который в дальнейшем будет редактироваться.

2. Нажать кнопку Изменить.

3. В появившемся диалоговом окне Изменение многоуровневого списка нажать кнопку Больше.

4. В списке Уровень выбрать уровень заголовка.

5. В списке Связать уровень со стилем выбрать стиль заголовка, соответствующий установленному.

6. Очистить поле Формат номера и ввести текст, например Часть, Глава и т.п.

7. В списке Нумерация выбрать способ нумерации: арабские, римские цифры и т.п.

8. В списке Символ после номера выбрать один из вариантов: символ табуляции, пробел; нажать кнопку ОК.

Форматирование страниц.К страничным форматам относятся разрывы страниц и разделов, размер и ориентация бумаги, поля страниц, номера строк, колонтитулы, колонки, сноски.

Разбиение документа на страницы

Word автоматически разбивает текст на страницы. При необходимости пользователь может в произвольном месте документа вставить линию разрыва между страницами. Для этого надо:

1. Установить текстовый курсор в документе.

2. Выбрать команду ВставкаРазрыв.

3. В диалоговом окне этой команды выбрать переключатель Начать новую страницу.

4. Нажать кнопку ОК.

Можно скорректировать разбиение текста на страницы, изменяя положение абзацев, которые оказываются внизу страниц. Для этого надо:

1. Выделить абзац.

2. Выбрать команду ФорматАбзац.

3. В диалоговом окне этой команды перейти на вкладку Положение на странице.

В группе Разбивка на страницы можно выбрать переключатели:

запрет висячих строк, чтобы запретить появление одиночных строк вверху и внизу страницы;

не разрывать абзац, если абзац полностью не умещается в конце страницы, то он будет переноситься на следующую страницу;

не отрывать от следующего, чтобы разместить выделенный абзац на одной странице со следующим;

с новой страницы – для размещения выделенного абзаца вверху следующей страницы.

Деление документа на разделы

Разделы – это части документов, которые могут быть отформатированы независимо друг от друга. Внутри раздела используются одинаковые страничные форматы.

Документ можно разбить на разделы, вставив в определенные места текста символы разрыва. Чтобы вставить в нужном месте документа разрыв раздела, надо:

1. Установить текстовый курсор в то место документа, где должен начинаться новый раздел.

2. Выбрать команду ВставкаРазрыв.

3. В диалоговом окне этой команды в группе Новый раздел включить нужный переключатель; раздел может начинаться на той же странице, на следующей странице, на ближайшей четной или нечетной странице.

4. Нажать кнопку ОК.

Разбиение текста на разделы происходит также при назначении различных страничных форматов разным частям документа. В диалоговых окнах ряда команд, устанавливающих страничные форматы, можно указать, для какой части документа назначается формат, набрав из списка Применить один из вариантов: для выделенного фрагмента текста, для всего документа, для текста от текущей позиции курсора до конца документа, для текущего раздела.

Между разделами вставляется разделитель разделов: точечная линия с надписью «Разрыв раздела».

Параметры страницы

Параметры страницы устанавливаются в диалоговом окне команды ФайлПараметры страницы. Это окно имеет три вкладки: Поля, Размер бумаги, Источник бумаги.

На вкладке Поля диалогового окна Параметры страницы можно сделать следующие установки:

• в полях ввода Верхнее, Нижнее, Левое и Правое задать соответствующие поля страницы;

• в поле ввода Переплет задать дополнительное поле для переплета, значение которого добавляется к левому полю страницы;

• если документ должен печататься на двух сторонах листов, то в списке Несколько страниц надо выбрать вариант Зеркальные поля;

• выбрать книжную или альбомную ориентацию страницы;

• с помощью списка Применить указать, для какой части документа назначается данный формат.

Кроме того, поля страницы можно устанавливать с помощью линеек. Ширина и высота полосы набора отмечены на линейках белым цветом. Линии, разделяющие серую и белую области, можно перемещать, регулируя тем самым размеры полей страницы.

Нумерация строк

В ряде случаев требуется пронумеровать строки текста. Как правило, это делается в финансовых или юридических документах.

Номера строк отображаются в режиме разметки страницы на левом поле страницы или слева от колонок при многоколонной верстке текста.

 

 

Рис. 8.16. Параметры страницы

 

Чтобы добавить номера строк, надо:

1. Выделить часть документа, в которой требуется выполнить нумерацию строк.

2. Выбрать команду ФайлПараметры страницы.

3. Перейти на вкладку Источник бумаги.

4. В диалоговом окне этой команды в списке Применить указан, часть документа, к которой следует применить нумерацию строк: к выделенным разделам, к выделенному тексту, к текущему разделу, ко всему документу и т.д.

5. Нажать кнопку Нумерации строк, откроется диалоговое окно Нумерация строк.

6. В этом окне включить режим Добавить нумерацию строк.

7. Установить параметры нумерации. Нажать кнопку ОК.

 

 

Рис. 8.17. Нумерация строк

 

Отдельные виды строк, например заголовки или пустые строки, можно не нумеровать. Для организации запрета нумерации строк в некоторых абзацах надо:

1. Выделить абзацы, для которых строки не должны нумероваться.

2. Выбрать команду ФорматАбзац.

3. Перейти на вкладку Положение на странице.

4. Включить режим Запретить нумерацию строк.

5. Чтобы удалить номера строк, надо в диалоговом окне Нумерация строк выключить режим Добавить нумерацию строк.

Колонки

Текст на странице можно разместить как в одну колонку, так и в несколько колонок. Разбить текст на колонки можно с помощью кнопки Колонки на Стандартной панели инструментов. После нажатия на эту кнопку надо указать с помощью мыши число колонок.

Если предварительно был выделен фрагмент текста, разбиение на колонки происходит в рамках этого фрагмента. В начале и в конце этого фрагмента вставляются разрывы раздела. Если в тексте нет выделенных фрагментов, то весь текст будет отформатирован в несколько колонок.

Для разбиения текста на колонки может быть использована также команда ФорматКолонки. В диалоговом окне этой команды выбирается число колонок, устанавливается их ширина и размер промежутков между ними, разделительная линия, указывается, для какой части документа назначается данный формат.

Изменить ширину колонок и промежутки между ними можно как в диалоговом окне команды Колонки, так и с помощью горизонтальной линейки, перемещая на ней линии раздела серой и белой областей.

Колонтитулы

Колонтитулы – это информация, которая может находиться в верхнем и нижнем поле на каждой странице документа. Обычно в колонтитулах размещают номера страниц, названия документа или глав, фамилию автора и т.д. Колонтитулы могут включать также графические объекты.

В Word существует возможность использовать один и тот же колонтитул для всего документа или отличающиеся колонтитулы для разных разделов документа. Можно создать уникальный колонтитул для первой страницы или вообще убрать колонтитулы с первой страницы. Допускается использование различающихся колонтитулов для четных и нечетных страниц документа.

Колонтитулы отображаются в режимах разметки страницы и предварительного просмотра.

Создание колонтитулов, повторяющихся на всех страницах документа

Чтобы создать колонтитулы, следует:

1. Выбрать команду ВидКолонтитулы.

2. На странице появится отдельная область для колонтитула с пометкой В.К. (верхний колонтитул), а на экране – панель инструментов Колонтитулы.

3. Ввести текст в область верхнего колонтитула.

4. Для создания нижнего колонтитула сначала необходимо перейти в область нижнего колонтитула, имеющую обозначение Н.К., с помощью кнопки Верхний/нижний колонтитул или вертикальной полосы прокрутки, а затем ввести текст колонтитула.

5. В колонтитул, с помощью соответствующих кнопок на панели инструментов Колонтитулы, можно вставить специальную информацию: номера страниц, общее количество страниц, текущую дату, текущее время.

Для быстрого переключения между колонтитулом и основным текстом можно использовать двойной щелчок мыши по области колонтитула или основного текста.

Колонтитулы форматируются как обычный текст. Можно выровнять один элемент колонтитула по левому краю, другой – по центру, третий – по правому краю. Можно также изменить положение колонтитула по вертикали путем изменения расстояния от колонтитула до верхнего или нижнего края страницы. Для удаления колонтитула надо выделить текст колонтитула и нажать клавишу Delete.

Создание разных колонтитулов для четных и нечетных страниц документа

Чтобы создать разные колонтитулы для четных и нечетных страниц, надо:

1. Выбрать команду ВидКолонтитулы.

2. Щелкнуть по кнопке ПараметрыСтраницы на панели инструментов Колонтитулы.

3. В открывшемся диалоговом окне выбрать вкладку Источник бумаги.

4. Включить режим Различать колонтитулы четных и нечетных страниц.

5. Создать колонтитул отдельно для четных и нечетных страниц

Создание уникальных колонтитулов для первой страницы документа

Чтобы создать уникальный колонтитул для первой страницы, надо:

1. Выбрать команду ВидКолонтитулы.

2. На панели инструментов Колонтитулы щелкнуть по кнопке Параметры страницы.

3. В открывшемся диалоговом окне выбрать вкладку Источник бумаги.

4. Включить режим Различать колонтитулы первой страницы и щелкнуть по кнопке ОК.

5. Создать колонтитул для первой страницы. Если на первой странице не должно быть колонтитулов, оставить поле колонтитулов пустым.

Создание отличающихся колонтитулов для разных разделов документа

При вставке колонтитула в один раздел этот же колонтитул автоматически добавляется во все разделы документа. Чтобы создать различные колонтитулы для разных разделов, следует разорвать связь между ними:

1. Поместить курсор в раздел, для которого следует создать другой колонтитул.

2. Выбрать команду ВидКолонтитулы.

3. На панели инструментов Колонтитулы щелкнуть по кнопке Как в предыдущем разделе.

4. Создать новый колонтитул для данного раздела.

Внесенные изменения распространятся на колонтитулы всех послeдующих разделов. Чтобы создать другой колонтитул для следующего раздела, надо повторить операцию.

Повторный щелчок по кнопке Как в предыдущем разделе на панели инструментов Колонтитулы восстановит связь с предыдущим разделом.

Нумерация страниц

Нумерация страниц – это страничный формат. Он назначается для текущего раздела или выделенных разделов.

Для вставки номеров страниц можно использовать кнопку Номер страницы на панели инструментов Колонтитулы или команду ВставкаНомера страниц. И в том и другом случае номера страниц вставляются в колонтитул.

 

 

Рис. 8.18. Нумерация страниц

 

Если требуется, чтобы колонтитул содержал только номер страницы, проще использовать команду Номера страниц.

Номера страниц отображаются в режиме разметки страницы и в режиме предварительного просмотра.

Если в документе был создан отдельный колонтитул первой страницы или разные колонтитулы четных и нечетных страниц, разделов, то номера страниц следует удалять из всех этих колонтитулов.

Сноски

Сноска – это дополнительный уточняющий текст, связанный с определенным местом в основном тексте, которое отмечается символом сноски. По умолчанию символом сноски является целое число, представляющее собой номер сноски.

Положение текста сноски зависит от типа сноски. Различают два типа сносок: обычные и концевые. Обычные сноски печатаются внизу страницы, а концевые – в конце раздела или документа.

Чтобы вставить сноску, надо:

1. Установить текстовый курсор там, где следует вставить символ сноски.

2. Выбрать команду ВставкаСсылкаСноска.

3. В диалоговом окне этой команды указать тип сноски, выбрав переключатель Сноски для обычных сносок и переключатель Концевые сноски – для концевых сносок.

4. Выбрать положение сноски: в конце страницы, в конце текста, в конце документа, в конце раздела.

5. Выбрать способ обозначения символов сносок:

• переключатель Формат номера – для использования номеров;

• переключатель Другой – для использования специальных знаков;

6. При использовании специальных знаков сносок нажать кнопку Символ и в открывшемся диалоговом окне выбрать подходящий символ для сноски.

7. Для нумеруемых сносок выбрать формат из списка Формат номера.

8. В поле Начатьс указать номер, с которого следует начать нумерацию сносок.

9. В списке Нумерация выбрать схему автоматической нумерации сносок в документе: Начинать в каждом разделе, Начинать на каждой странице или Продолжить (для сквозной нумерации во всем документе).

10. В списке Применить выбрать часть документа, к которой надо применить установленные параметры.

11. Нажать кнопку Вставить для закрытия диалогового окна.

12. Ввести текст в область сноски.

13. Вернуться к основному тексту, щелкнув по нему мышью.

Чтобы перенести, скопировать или удалить сноску, надо оперировать с символом, а не текстом сноски. При выполнении этих действий автоматически выполняется перенумерация всех сносок.

Операции перемещения, копирования, удаления, изменения шрифта и размера символов сносок выполняются так же, как и для обычного текста.

Если подвести указатель мыши к символу сноски, то рядом всплывет текст сноски. Чтобы просмотреть текст сноски в области сносок в нижней части экрана, надо дважды щелкнуть по знаку сноски.

Если выбрать команду ВидСноски в обычном режиме просмотра документа, то сноски отображаются на панели сносок.

Списки-перечисления

Списки-перечисления могут быть маркированными и нумерованными. В маркированных списках для выделения каждого отдельного пункта используются маркеры, в нумерованных списках – номера. Нумерованные списки могут быть многоуровневыми.

Чтобы оформить уже введенный текст как список, следует выделить абзацы, которые должны стать элементами списка и назначить нужный формат. Для этого используется диалоговое окно команды ФорматСписок, в котором имеются вкладки Маркированный, Нумерованный и Многоуровневый. После перехода на нужную вкладку выбирается наиболее подходящий формат из предложенных вариантов или создается свой формат. Для создания нового формата надо выделить один из вариантов, нажать на кнопку Изменить и ввести параметры формата.

Формат списка можно назначить с помощью кнопок Маркеры и Нумерация на панели инструментов Форматирование.

Чтобы сразу ввести текст в виде списка, надо поместить курсор в новый абзац, задать нужный формат, затем ввести абзацы, образующие список.

При вводе многоуровневого списка надо в начале нового абзаца нажимать клавишу Tab для понижения уровня нумерации элемента списка и Shift + Tab – для повышения или кнопки панели инструментов.

Чтобы вставить в список дополнительный пункт, нужно поместить курсор в конец того абзаца, после которого должен быть вставлен новый пункт, и нажать клавишу Enter. Появится новая строка с маркером или номером, причем если дополнительный пуню вставляется не в конец списка, то нумерация последующих пунктом автоматически изменится.

8.7. Таблицы в документах MS Word

 

Таблица в Word может быть построена:

• с помощью меток табуляции;

• посредством меню Таблица;

• с помощью кнопки Добавить таблицу Excel ;

• кнопкой Нарисовать таблицу .

Табуляция.Табуляция относится к абзацным форматам. Операция табуляции реализуется с помощью клавиши Tab и меток табуляции. Метка табуляции в строке – это фиксированная позиция, на которой курсор устанавливается при нажатии клавиши Tab. По умолчанию позиции табуляции расставлены на расстоянии 0,5 дюйма (1,27 см) друг от друга. Метки табуляции имеют следующие характеристики:

Положение – расстояние от левого поля страницы до метки табуляции;

Выравнивание – вид выравнивания текста относительно метки табуляции:

Заполнитель – символ, заполняющий пустое пространство слева от метки табуляции.

Установка меток табуляции с помощью команды ТАБУЛЯЦИЯ

В диалоговом окне команды ФорматТабуляция можно установить или удалить метки табуляции.

Установка меток табуляции производится следующим образом:

1. Выделить абзацы, для которых требуется установить метки табуляции.

2. Выбрать команду ФорматТабуляция.

3. В поле Позиции табуляции диалогового окна этой команды указать расстояние от левого поля страницы до метки табуляции.

4. Выбрать способ выравнивания.

5. Выбрать заполнитель.

6. Нажать кнопку Установить.

Для удаления метки табуляции надо:

1. В списке Позиции выделить метку табуляции, которую требуется удалить.

2. Нажать кнопку Удалить.

Для удаления всех существующих в абзаце меток табуляции нужно щелкнуть по кнопке Удалить все.

После выполнения всех необходимых операций надо нажать кнопку ОК для закрытия диалогового окна Табуляция.

 

 

Рис. 8.19. Установка меток табуляции

 

Метки табуляции текущего абзаца отображаются на горизонталь ной линейке с помощью маркеров, указывающих тип выравнивания. Слева от горизонтальной линейки находится кнопка, с помощью которой можно выбрать тип маркера. Каждый щелчок по этой кнопке меняет вид маркера, изображенного на кнопке. Когда на кнопке появится маркер нужного типа, надо щелкнуть по тому месту горизонтальной линейки, где необходимо установить позицию табуляции,

Для изменения метки табуляции надо отбуксировать маркер и другое место. Для удаления метки табуляции следует с помощью мыши переместить маркер табуляции за пределы линейки.

Создание таблицы с помощью меток табуляции

Чтобы создать таблицу с помощью операции табуляции, надо:

1. Установить курсор в новый абзац.

2. Указать метки табуляции для каждого столбца таблицы: в зависимости от способа выравнивания метка будет левой, правой границей столбца, центром столбца или позицией десятичного разделителя. Чтобы разделить столбцы линиями, установить в нужным местах метки табуляции с чертой.

3. Ввести текст в таблицу построчно, нажимая клавишу Tab каждый раз для перехода к следующему столбцу (в том числе и к первому).

4. Если таблица должна представлять собой один абзац, то для перехода на новую строку следует нажимать клавиши Shift Enter. Если же каждая строка должна быть отдельным абзацем, то надо нажимать клавишу ENTER.

Созданные таким способом столбцы текста «привязаны» к позициям табуляции. Для смещения столбца таблицы по горизонтали достаточно переместить соответствующую этому столбцу метку табуляции.

Таблица в Word может включать 32 767 строк и 31 столбец. Столбцы автоматически нумеруются как А, В, С, D... строки – 1, 2, 3, 4, … При работе с таблицей активно используется контекстное меню.

Манипуляции с элементами таблиц.Для наглядности можно нанести сетку на экране, используя команду ТаблицаОтображать Сетку.

Перемещение внутри таблицы выполняется нажатием клавиши Tab или Shift + Tab.

Маркировка элементов таблицы:

• через панели выделения строк, столбцов, ячеек;

• «горячими клавишами» Shift + ←, Shift + →, Home, End;

ТаблицаВыделить строку / Выделить столбец / Выделить таблицу.

Вставка (удаление) строк, столбцов или ячеек:

• выделить столько строк (столбцов), сколько нужно вставить, – ТаблицаВставить /Удалитьстроки (столбцы, ячейки) – направление сдвига оставшихся ячеек;

• выделить столько строк (столбцов), сколько нужно вставить, – инструмент Вставить строки на панели инструментов Стандартная;

• для добавления строк в конец таблицы: курсор на последний маркер – Tab;

• для добавления столбцов в правый край таблицы: выделить маркеры концов строк – ТаблицаВставить столбцы;

• сформировать для вставки / удаления соответствующие инструменты на панели инструментов (ВидПанель инструментов – кнопка Настройка).

Форматирование таблицы

Команды ТаблицаАвтоформат или контекстное меню таблицы позволяют выбрать один из стандартных вариантов оформления. Можно изменять стандартные варианты с помощью флажков из областей «Использовать» и «Изменить оформление».

Изменение ширины и высоты столбца (ячейки):

• двойной щелчок по крайней левой вертикальной линии сетки или Таблица – Высота и ширина ячейки – вкладка Столбец – кнопки Автоподбор. При выполнении этих действий Word подгоняет ширину столбца под размер его содержимого;

• удерживая клавиши Shift и перетаскивая границу, можно изменить границы только у прилегающих столбцов, Ctrl + Shift – только у столбца, прилегающего слева к перетаскиваемой границе. При удерживании Alt при перетаскивании границ в линейке будут показаны размеры столбцов;

• установить мышь на правой границе ячейки и тянуть, удерживая левую кнопку:

• изменить положение маркеров столбцов на линейке;

• выделить изменяемый столбец – ТаблицаВысота и ширина ячейки – значения параметров.

Объединение (разбивка) ячеек: ТаблицаОбъединить (Разбить) ячейки.

Копирование и перемещение: выделить с маркерами столбец, строку или ячейку и перетащить (с Ctrl – копировать).

Сортировка содержимого таблицы и текста:

ТаблицаСортировка;

• указать в поле «Сортировать» и в поле «Затем» номера столбцов, содержимое которых будет использовано при сортировке;

• указать тип сортировки – текст, число, дата;

• установить вид сортировки данных «По возрастанию» или «По убыванию».

Для сортировки текста, не оформленного в таблицу: выделить текст – ТаблицаСортировка текста – «По возрастанию» – «Со строкой заголовка». Кнопка Параметры позволяет установить дополнительные возможности сортировки: сортировать только столбцы, не изменяя расположение материала в остальной части, с учетом регистра и разделителей полей для текста.

Нумерация ячеек: выделить ячейки для нумерации – инструмент Нумерованный список – «По строкам / По столбцам» или ФорматСписок – вкладка Нумерованный список (при необходимости можно поменять формат номеров). Если в ячейке расположено несколько абзацев, то для фиксирования только одного номера в ней установить флажок «Только один номер в ячейке».

Вызвав контекстное меню, можно изменить: выравнивание и направление текста, границы и заливку и др.

Расчеты в таблице

Способы ввода формулы в ячейку.

1-й вариант:

• установить курсор в ячейку;

ВставкаПоле;

• в поле «Категории» установить «Формулы» и из списка «Поля» выбрать «=Формула)»;

• в поле «Код» ввести выражение, подлежащее вычислению.

2-й вариант:

• установить курсор в ячейку;

ТаблицаФормула;

• выбрать в поле «Вставить функцию» необходимое для выполнения расчетов имя;

• в поле «Формат числа» установить необходимый формат представления результата.

Установка контура и разделительных линий:

• выделить таблицу или часть: ФорматГраницы и заливка – вкладка Граница (Заливка) — указать нужный тип;

• с помощью панели инструментов Таблицы и границы.

Установка заголовков для длинных таблиц (повторение заголовков столбцов вверху каждой страницы): выделить заголовок таблицы – ТаблицаЗаголовки. Результат этой операции можно увидеть и режиме предварительного просмотра или в режиме структуры.

Добавление подписи к таблице: выделить таблицу – ВставкаНазвание. Можно изменить постоянную часть «Таблица» (ВставкаСсылкаНазваниеСоздать – новое название), а также местоположение подписи. При этом Word в дальнейшем сам следит за нумерацией таблиц. С помощью кнопки Нумерация можно выбрать формат нумерации и, при желании, подключить к названию таблицы номер главы с указанием стиля оформления.

Установка режима Автоназвание (ВставкаСсылкаНазваниеАвтоназвание – флажок «Таблица Microsoft Word» и т.д.) даст возможность набирать только текст подписи.

Сборка списка таблиц позволяет собирать список таблиц с подписями и номерами страниц: курсор в место вставки списка – ВставкаСсылкаОглавление и указатели – вкладка Список иллюстраций — в списке «Название» выбрать «Таблица». Для оформления списка служит кнопка Формат.

Преобразование текста в таблицу:

• выделить в строки, предназначенные для преобразования;

• отключить сетку ТаблицаСетка;

ТаблицаПреобразовать в таблицу или кнопка Добавить таблицу на панели инструментов Стандартная.