Устройства ввода графических данных

Мышь

Мышь - основное устройство позиционирования настольных ПК при работе с графическим режимом отображения данных на мониторе. Представляет собой плоскую коробочку с двумя-тремя кнопками и, возможно, дополнительными органами управления. Перемещение мыши по плоской поверхности синхронизировано с перемещением графического объекта (указателя мыши) на экране монитора.

В отличие от рассмотренной ранее клавиатуры, мышь не является стандартным органом управления, и базовые средства ввода и вывода (BIOS) компьютера, размещенные в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ), не содержат программных средств для обработки прерываний мыши.

В связи с этим в первый момент после включения компьютера мышь не работает. Она нуждается в поддержке специальной системной программы — драйвера мыши. Драйвер устанавливается либо при первом подключении мыши, либо его обеспечивает операционная система компьютера, например такая, как Windows XP. Драйвер мыши предназначен для интерпретации сигналов, поступающих от нее. Кроме того, он обеспечивает механизм передачи информации о положении и состоянии мыши операционной системе и работающим программам.

Бывают одно-, двух- и трехкнопочные мыши. В ПК фирмы Apple используется однокнопочная мышь, в IBM-совместимых ПК — двух- и трехкнопочные. В Windows стандартно поддерживается двухкнопочная мышь.

По принципу работы они делятся на механические, оптомеханические и оптические (наиболее удобные и надежные). Подключаются через последовательный порт, порт PS/2 или шину USB. В портфельных портативных ПК (ноутбуки, субноутбуки) в качестве мыши используются трекболы и пойнтеры.

Трекбол - встроенный в клавиатуру шар, вращение которого вызывает тот же эффект, что и перемещение мыши.

Пойнтер - специальная рукоятка, перемещение которой интерпретируется, как движение мыши. В карманных компьютерах и некоторых моделях особо компактных субноутбуков используются сенсорные (чувствительные) экраны. Нажатие на нужный элемент экрана действует, как щелчок мыши. В бесклавиатурных портативных ПК используются рукописный ввод с сенсорного экрана и (или) виртуальная клавиатура.

Пенмаус представляет собой аналог шариковой авторучки, на конце которой вместо пишущего узла установлен узел, регистрирующий величину перемещения.

Инфракрасная мышь отличается от обычной наличием устройства беспроводной связи с системным блоком.

Для компьютерных игр и в некоторых специализированных имитаторах применяют также манипуляторы рычажно-нажимного типа (джойстики).

Сканер - устройство автоматического ввода графических изображений. Принцип действия сканера состоит в том, что отдельные элементы носителя информации (бумага, картон, ткани и т.д.) подсвечиваются яркой лампой, фотодиоды фиксируют отражение цвета конкретной точки изображения, цвет точки определенным образом кодируется и передается в процессор или основную память, где обрабатывается специальной программой. Таким образом, сканер преобразует изображение в последовательность точек разного цвета, которая передается обрабатывающей изображение программе.

Для того чтобы выбрать из считанного сканером изображения символы текста, используются программы распознавания символов (OCR - Optical Character Recognition), которые на основе сложных алгоритмов определяют, какие именно буквы, цифры и специальные знаки закодированы конкретным набором точек. Опознанные символы записываются в формате, в котором они могут обрабатываться программами обработки текстов.

Сканеры подразделяются на планшетные, рулонные и ручные. Наиболее распространены планшетные сканеры. Рулонные и ручные сканеры обычно используются как дополнение к переносным компьютерам, поскольку занимают существенно меньше места. Они дешевле планшетных, но значительно менее удобны в эксплуатации. Подключаются к ПК через шину USB, параллельный порт или интерфейс SCSI.