Характеристика «состояния постмодерна»: общественно-идеологические основания периода

План лекции

ТЕМА: Поэтика литературы постмодернизма

ЛЕКЦИЯ

В.В. Котелевская

(из курса «История зарубежной литературы ХХ века»

для студентов Института филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций ЮФУ, 4 курс)

 

1. Характеристика «состояния постмодерна»: общественно-идеологические основания периода.

2. Постструктурализм как философская основа литературы постмодернизма.

3. Поэтика литературы постмодернизма.

4. Новая латиноамериканская проза в контексте постмодернизма.

5. Ситуация пост-постмодерна 1990-2000-х годов: дефицит подлинности.

 

В 1950-1960-е годы на Западе формируется новый тип общества – постиндустриальное общество потребления. Для него характерны высокие темпы технического прогресса, выдвижение идеи материального комфорта как высшей ценности. В таком обществе создается новый тип человека – конформиста, «человека-массы» (Ортега-и-Гассет), ценящего стабильность и внешний успех выше всего и отказывающегося осмысливать свой человеческий удел с точки зрения категорий истории, духовного смысла, будущего. В разных аспектах новое мироощущение и тип общества анализируют Д. Рисмэн («Одинкая толпа»), М. Маклюэн («Галактика Гуттенберга») и др. К 1970-м годам становятся очевидными черты нового культурного пространства – это пространство во власти медиа, «информационное общество», в котором факты превратились в идеологические конструкты, «фактоиды» (Н. Мейлер), с помощью которых происходит манипуляция массовым сознанием.

Таким образом, меняется концепция человека. Цельность как основа мироощущения больше невозможна, «реальность», «личность» - это всего лишь конструкты, за которыми ничего нет. Мир – это власть «симулякров», подобий подобий, знаков, за которыми отсутствует означаемое (концепция Ж. Бодрийяра). Реальность постиндустриального общества полностью смоделирована масс-медиа, которые вовлекают каждого в бесконечное шоу, и выхода из него не существует (ср. кинофильм «Шоу Трумэна»; роман Э. Елинек «Михаэль: Книга об инфантильных мальчиках и девочках»; роман Ф. Бегбедера «99 франков»). Творящий субъект обречен лишь играть с бесчисленными чужими текстами, потому что в данной исторической эпохе оригинальность невозможна. (Именно об этом размышляет У. Эко в своих «Заметках на полях “Имени Розы”».)

Складывается определенный комплекс идей, который принято сегодня называть «постмодернистской чувствительностью» (И.П. Ильин), «состоянием постмодерна» (Ж.-Ф. Лиотар). Лиотар считает, что все предшествующие системы, претендовавшие на научную объективность – великие системы Канта и гегеля, историографические концепции, физические законы и пр. – не более, чем «метанарративы», то есть рассказы, надстраивающиеся над художественной картиной мира, а потому столь же субъективные, как и они. Гуманитарные науки приходят к методу тотальной деконструкции всех метанарративов, разоблачая их субъективность и авторитарность(Ж. Деррида, М. Фуко и др.). Однако в их цель не входит создать новый позитивный метод, поскольку точное знание считается теперь невозможным. Это состояние в гуманитарной мысли последней трети ХХ века получило название «эпистемологической неуверенности». Принцип субъективности, обычно характерный именно для художественных текстов, проникает в филологическую мысль и определяет стиль постструктуралистских исследований, на которых следует остановиться подробнее.