Лекция 6. Управление инженерно-изыскательской деятельностью.

IV

III

 

 

Суть Закона № 315 сводится к тому, что государство практически отрекается от управленческих функций в сфере строительства, в т.ч. в области изысканий; отказывается от таких важнейших рычагов, как лицензирование, нормативное обеспечение, и фактически освобождает себя от ответственности за безопасность строительных объектов.

С 1 января 2009 года согласно Федеральному закону № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который вступил в силу с этой даты, прекращено предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий (на основании закона «О лицензировании…» 2001 г.). Полная отмена лицензирования произошла с 1 января 2010 года. 2009 год был переходным периодом от государственной лицензионной системы регулирования к саморегулированию в указанных областях деятельности. Таким образом, чтобы компания сейчас могла осуществлять строительную, проектную, инженерно-изыскательную деятельность, она должна получить допуск СРО.

В данном законе приводятся определения и понятия:

ü саморегулирования (самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил);

ü саморегулируемые организации (некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида);

ü и т.д.

 

Теперь к осуществлению строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются только организации, являющиеся членами саморегулируемой организации.

Весь мир давно работает по схеме, при которой основным объектом регулирования в строительстве является специалист, профессионал, делающий все возможное, чтобы не допустить ошибку, за которую он должен будет отвечать. Строительство – это профессиональная деятельность, при занятии которой профессионал не только обеспечивает получение прибыли, но и имеет определенные обязательства перед обществом, поскольку его деятельность может привести к причинению вреда.

Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12. 2009 года


30 декабря 2009 года был принят Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ, который, считается, осуществляет техническое регулирование в строительной области для обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения, а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессампроектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

1) механической безопасности;

2) пожарной безопасности;

3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

7) энергетической эффективности зданий и сооружений;

8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Содержание и качество данного документа свидетельствует о том, что создание технических регламентов происходит без согласования с самым важным звеном – производителем продукции.

Этот закон в части, относящейся к инженерным изысканиям, носит декларативный характер. Разделы, посвященные инженерным изысканиям, подготовлены явно без участия изыскателей.

В соответствии со статьей 42 закона Правительству Российской Федерации и Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии для обеспечения соблюдения содержащихся в нем требований поручено составить и утвердить 2 перечня:

§ перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательнойоснове обеспечивается соблюдение требований технического регламента. Утвержден распоряжением от 21 июня 2010 г. № 1047-р. Из 93 документов для ИИ – 13.

§ перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента. Утвержден приказом от 1 июня 2010 года № 2079. Из 133 документов для ИИ – 32.

Перечни содержат более 200 нормативных документов, из которых только около 10% относятся к сфере инженерных (инженерно-геологических) изысканий.

1. СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения (некоторые разделы)

2. ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация (некоторые разделы)

3. ГОСТ 27751-88 Надежность строительных конструкций и оснований Документ в целом

4. СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия. Общие положения

5. СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения Разделы 4-14

6. СНиП 2.02.01-83*Основания зданий и сооружений

7. СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты

8. СНиП 2.02.04-85 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах

9. СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах. Разделы 1, 2

10. СНиП 2.05.02-85*Автомобильные дороги

11. СНиП 2.05.03-84*Мосты и трубы

12. СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования

 

1. ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик.

2. ГОСТ 5686-94 Грунты. Методы полевых испытаний сваями.

3. ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов.

4. ГОСТ 12248-96 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости.

5. ГОСТ 12536-79 Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава.

6. ГОСТ 19912-2001 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием.

7. ГОСТ 20276-99 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости.

8. ГОСТ 20522-96 Грунты. Метод статистической обработки результатов испытаний.

9. ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности.

10. ГОСТ 23061-90 Грунты. Методы радиоизотопных измерений плотности и влажности.

11. ГОСТ 23161-78 Грунты. Метод лабораторного определения характеристик просадочности.

12. ГОСТ 23278-78 Грунты. Методы полевых испытаний проницаемости.

13. ГОСТ 23740-79 Грунты. Методы лабораторного определения содержания органических веществ.

14. ГОСТ 24143-80 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик набухания и усадки.

15. ГОСТ 24846-81 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений.

16. ГОСТ 24847-81 Грунты. Методы определения глубины сезонного промерзания.

17. ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация. Кроме: Разделы 3-5; приложение А.

18. ГОСТ 25358-82 Грунты. Метод полевого определения температуры.

19. ГОСТ 25584-90 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации.

20. ГОСТ 26262-84 Грунты. Методы полевого определения глубины сезонного оттаивания.

21. ГОСТ 26263-84 Грунты. Метод лабораторного определения теплопроводности мерзлых грунтов.

22. ГОСТ 27217-87 Грунты. Метод полевого определения удельных касательных сил морозного пучения.

23. ГОСТ 28514-90 Строительная геотехника. Определение плотности грунтов методом замещения объема.

24. ГОСТ 28622-90 Грунты. Метод лабораторного определения степени пучинистости.

25. ГОСТ 30416-96 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения.

26. ГОСТ 30672-99 Грунты. Полевые испытания. Общие положения.

27. ГОСТ Р 53582-2009 Грунты. Метод определения сопротивления сдвигу оттаивающих грунтов.

28. ГОСТ 31385-2008 Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия.

Примеры технических регламентов:

  • Технический регламент на табачную продукцию, Федеральный Закон № 268-ФЗ от 22 декабря 2008г.
  • Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей, Федеральный Закон № 178-ФЗ от 27 октября 2008г.
  • Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, Федеральный Закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008г.
  • Технический регламент на молоко и молочную продукцию, Федеральный Закон № 88-ФЗ от 12 июня 2008г.
  • Технический регламент о безопасности лифтов. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 782. (вступил в силу с 12.10.2010 г.)
  • Технический регламент о безопасности машин и оборудования, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. № 753.
  • Технический регламент о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту, утвержден Постановлением Правительства РФ № 118 от 27 февраля 2008г.

План лекции:

I. Общая характеристика саморегулирования в экономике России.

II. Саморегулирование и СРО в области инженерных изысканий.

III. НП СРО «АИИС».

IV. Национальное объединение изыскателей.