V. Федеральные нормативно-правовые акты, определяющие и регулирующие сферу инженерных изысканий в последние годы.

Пакет федеральных правовых законодательных документов, определяющих ситуацию в сфере инженерных изысканий в последние годы, при сохранении вышеперечисленных законов (гражданский, налоговый, трудовой кодексы и т.д.):

Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.05.2002г.
Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007г.
Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12. 2009 года
Градостроительный кодекс РФ, 24.12.2004г.
Постановление Правительства РФ № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации» от 19.06.2006 г.
Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.05.2002г.

 

 


I

К моменту создания данного закона производство продукции (и услуг) в России регулировалось государственными (национальными) стандартами (ГОСТами) и другими НТД, которых насчитывалось несколько десятков тысяч, и отдельные положения которых устарели.

Экономика России перешла от планового развития в эпоху рыночных отношений.

1 июля 2003 г. вступает в силу Закон «О техническом регулировании» – № 184-ФЗ,разработка и появление которого было обусловлено стремлением России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Этот закон предусматривал замену десятков тысяч ГОСТов, СНиПов и СанПиНов несколькими сотнями (около 300) технических регламентов общего и специального (отраслевого) назначения. Подразумевалось, что технические регламенты будут вводиться законами прямого действия.

На создание и утверждение технических регламентов было отпущено 7 лет. Этот срок получил название переходного периода. К середине 2010 г. (с 01.06.2010) основные отрасли Российской экономики в своей деятельности должны были быть обеспечены и вооружены «новыми прогрессивными техническими руководствами системы регулирования производственной деятельности – техническими регламентами».

Регламенты должны были придти на смену прежней системе стандартизации и регулировать только вопросы безопасности.

Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, должны носить обязательный характер, однако могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности, так как главная цель принятия технических регламентов – защита жизни и здоровья населения – конституционный долг государства.

Технические регламенты согласно могут приниматься только в определенных целях, а именно:

· защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

· обеспечения энергетической эффективности.

Статья 7 закона № 184-ФЗ: «Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

безопасность излучений;

биологическую безопасность;

взрывобезопасность;

механическую безопасность;

пожарную безопасность;

промышленную безопасность;

термическую безопасность;

химическую безопасность;

электрическую безопасность;

ядерную и радиационную безопасность;

электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

единство измерений;

другие виды безопасности».

 

Принятие ФЗ-№ 184 «О техническом регулировании» было направлено на преобразование Госстроя России (Российская система планирования и реализации строительства). Государство фактически устранилось от контроля за качеством изысканий, проектированием и строительством зданий и сооружений.

Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ следует считать наиболее тяжелым для строительного комплекса, принятие которого прекратило работу по совершенствованию системы нормативных документов, практически, предлагая уничтожить систему существующего технического нормирования в стране.

Вместо действующей к 2002 году стройной системы нормативно-техничес-ких документов (строительных норм и правил, сводов правил, государственных стандартов, ведомственных и территориальных строительных норм), правда уже имеющих недостатки, связанные во многом с отставанием от современных научных и технических достижений, Законом утверждается идея ввода обязательных для применения технических регламентов.

Вместо обязательных технических норм (СНиПов, СП, ГОСТов, ВСН, ТСН) строительная отрасль получила:

· обязательные правовые документы – технические регламенты,

· документы добровольного применения – стандарты и своды правил.

Те или иные стандарты, в которых изложены детальные требования к качеству продукции, каждая компания может выбирать для себя сама.

Закон № 184-ФЗ предусматривает, что «применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. Неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов».

Настоящий Федеральный закон создан для «регулирования отношений, возникающих при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации».

О качестве ФЗ № 184 говорит то, что за 8 лет, прошедших с 2002 года, в Закон «О техническом регулировании» изменения вносились 8 раз, последнее из которых – 30 декабря 2009 года.

Градостроительный кодекс РФ, 24.12.2004г.

 

Постановление Правительства РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» от 16.02. 2008 г.
Постановление Правительства РФ № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации» от 19.01.2006г.
II

 

В Градостроительном кодексе как в законодательном акте впервые дано определение инженерных изысканий, определены их основные цели и задачи, полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка выполнения инженерных изысканий, принято положение о недопустимости подготовки и реализации проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

В соответствии с Градостроительным кодексом и дополнениями и изменениями к нему расширена сфера деятельности по инженерным изысканиям - теперь проведение инженерных изысканий является составной частью не строительной, а градостроительной деятельности и обязательны при подготовке любых градостроительных документов. Главными исходными данными при выполнении инженерных изысканий определены сведения о законодательно оформленном земельном участке или полосе отвода и об изученности природных и техногенных условий территории, осуществляемой государственным фондом материалов и данных инженерных изысканий, в том числе с учетом потребности информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

Градостроительный кодекс в 2003 – 2004 годах писали в первую очередь юристы, затем экономисты, потом строители и совсем немного архитекторы. Изыскателей в те годы в Госстрое уже не было, их сократили раньше – этим объясняются его многочисленные недочеты.

Постановление Правительства РФ № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации» от 19.01.2006 г. принято в развитие Градостроительного.

Данное Постановление утвердило перечень видов инженерных изысканий:

§ основные виды (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические инженерно-экологические, инженерно-геотехнические);

§ специальные (геотехнические исследования, обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения, локальный мониторинг компонентов окружающей среды, разведка грунтовых строительных материалов, локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод).

Тем самым в виды инженерных изысканий было введено новое понятие – геотехнические изыскания.

Данным Постановлением было утверждено Положение о

· составе обязательных требований действующих СНиПов и ГОСТов (до принятия технических регламентов).

· составе технического задания на инженерные изыскания, программы их выполнения, договора между Заказчиком и Исполнителем изыскательских работ.

· особенностях проведения конкурсов на получение заказов на выполнение инженерных изысканий.

· составе отчетных материалов и результатов инженерных изысканий.

 

Постановление Правительства РФ № 87 от 16.02. 2008 г. «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В целях настоящего Положения объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:

а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;

б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);

в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Указанным постановлением была введена новая стадийность проектных работ:

· «проектная документация»,

· «рабочая документация».

Предпроектные работы исчезли. Исчезнуть-то они исчезли, а задачи изыскательских организаций остались.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007г.