КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СКАЗКАМ с детьми 4—5 лет

Содержание

Ход занятия

Цели занятия

Ход занятия

Цели занятия

 

 

Воспитательные — учить детей согласовывать свои действия при проведе­нии коллективной инсценировки; стимулировать развитие творческой индиви­дуальности детей.

Обучающие — совершенствовать общую и мимическую моторику детей, уме­ние понимать и передавать эмоциональное состояние другого человека; раз­вивать дыхание, вырабатывая длительный направленный выдох; формировать у детей фонематический слух, готовить их к звуко-слоговому анализу слов (учить определять первый согласный звук в слове, количество слогов в словах); позна­комить детей с буквами Г и Я, повторить гласные буквы А и У, а также соглас­ные М, В, П и Р; обучать детей читать слоги «ау», «уа» и «га».

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей, моторную память; умение проводить слоговой анализ слова, определять первый звук в сло­ве, формировать первые навыки чтения слогов.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — Маша, Ванюшка, стая гусей-лебедей, печ­ка, яблоня, речка, еж, отец с матерью (см. вклейку, рис. 16, 22, 29, 31-36);

— декорации: дом, лесная поляна, лес, лошадь с телегой, избушка на курьих
ножках, а в ней Баба-яга, река (см. вклейку);

— большое настенное зеркало;

- карточки из плотной бумаги с буквами (рис. 53. с.107)

 

1.Организационный момент.Скажите детям: «Встали рядышком друг с дру­гом, словно месяц,—полукругом». (Дети встают полукругом перед педагогом.) Затем спросите у детей, какую сказку они показывали на прошлом занятии, и попросите изобразить с помощью мимики ее героев — сначала Бабу-ягу, потом испуганных детей и наконец радостных детей, которые убежали от гусей-ле­бедей. После того как задание будет выполнено, предложите детям сесть за стол — сначала девочкам, а потом мальчикам.

 

2.Чья буква?Поставьте на стол фигурки персонажей сказки «Гуси-лебеди»: Машу, Ванюшку, гусей, печку, яблоню и речку. Покажите каждую из фигурок и громко и четко произнесите ее название, выделяя голосом первый звук в слове. Предложите детям назвать этот звук.

Когда малыши произносят звук, предъявляйте им карточку с соответствую­щей буквой. Соотнесите буквы и звуки — на каждую карточку с буквой поставь­те фигурку того персонажа сказки, имя которого начинается с этого звука. На карточку с буквой М будет поставлена фигурка Маши, на карточку с буквой В — Ванюшка, на карточку Г — стая гусей-лебедей, на карточку с буквой П — печ­ка, на карточку Я — яблоня и, наконец, на карточку Р — речка. Когда все фигур­ки будут помещены на карточки с буквами, скажите детям, что поднялся ветер и подуйте на бумажные фигурки.

Предложите детям подуть вместе с вами. Когда бумажные фигурки упадут или сместятся со своих мест, Предложите детям восстановить порядок — поста­вить каждую фигурку на свою букву. Дайте всем детям по фигурке героя сказки «Гуси-лебеди». Малыши по очереди проговаривают имя персонажа и определя­ют первый звук в слове. Затем ставят фигурку на карточку с соответствующей буквой.

3. Инсценировка сказки.Установите на подставки карточки с буквами М, В,
Г, П, Я и Р — первыми буквами слов «Маша», «Ванюшка», «гуси», «печка»,
«яблоня» и «речка». Предложите детям еще раз показать инсценировку сказки
«Гуси-лебеди», но вместо фигурок героев сказки в спектакле на этот раз исполь­зовать карточки с первыми буквами их имен. Кроме того, понадобятся некото­рые фигурки героев сказки: отец с матерью, сидящие на телеге, и еж, а также
декорации.

На себя возьмите функции декоратора и роли ежа и родителей. Распределите между детьми остальные роли. Выдайте артистам карточки с первыми буквами имен их персонажей.

Помогите детям провести инсценировку сказки. Выступая одновременно в качестве артиста, чтеца от имени автора и режиссера, указывайте на артиста, чья очередь говорить; если необходимо, подсказывайте слова роли.

4. «Волшебный» барабанчик(подробное описание игры см. на с. 18). Слова
«Ва-нюш-ка», «яб-ло-ня»—три удара в барабан, «Ма-ша», «печ-ка», «реч-ка» —
два удара.

5. Читаем.Предъявите детям карточки с буквами А и У. Предложите малы­шам назвать эти буквы, а затем положите их рядом и прочитайте: «АУ» (читая,
длительно пропевайте оба звука и одновременно указывайте на буквы, им соот­ветствующие). Скажите детям» что так Маша в лесу кричала, когда Ванюшку
искала. Затем поменяйте буквы местами и тем же способом прочитайте звуко­подражание УА. Объясните, что так плакал Ванюшка, когда гуси-лебеди уноси­
ли его из дома в дремучий лес.

Дайте задание каждому ребенку прочитать одно из сочетаний гласных букв: АУ или УА и сказать, что же это — в лесу зовут-аукают или плачут.

Затем сложите из карточек слог ГА, прочитайте его и спросите детей, кто из героев сказки умеет так говорить. Когда получите ответ, продемонстрируйте ма-

 

 

лышам изображение стаи гусей-лебедей и предложите детям самим выложить специально для гусей их песенку, а затем прочитать, то что получилось.

6. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема занятия:рисуем сказку «Гуси-лебеди».

Предварительная работа: взрослый объясняет детям, что такое семья (это роди­тели, мама и папа, и их дети, сыновья и дочери; семья — все те люди, которые живут вместе и являются друг другу родственниками; в семье могут быть не только родители и дети, но и самые старшие члены семьи — родители родите­лей, которых называют дедушкой и бабушкой; слово «семья» появилось, по­тому что семь членов семьи дружно сказали: «Я!» — и получилось сразу семь «Я», то есть «семья»); взрослый рассказывает детям, кто кем приходится в большой семье (мама папе — жена; папа маме — муж; мама с папой — ро­дители для детей; дети в семье приходятся друг другу братьями и сестрами, а дедушка и бабушка зовут их внуками); кроме того, уточняется, кто из чле­нов семьи самый старший, а кто самый младший.

Воспитательные — формировать учебные навыки (усидчивость, аккурат­ность в работе); воспитывать доброжелательность.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; формировать у детей умение ориентироваться на плоскости листа; уточнить представления детей о составе семьи, о том, как называются ее члены; закрепить в словаре детей антонимы «высокий — низкий», «слева — справа», «молодой — старый»расши­рить словарь детей за счет качественных прилагательных; ввести в словарь де­тей сравнительные прилагательные; активизировать употребление в речи пред­логов «к», «от» и «между».

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей, выдержку и быстроту реакции.

Оснащение:

— мольберт (доска);

— мяч;

— листы с индивидуальным графическим заданием « Чье угощенье? »(рис. 54,
с. 108) по количеству детей;

— демонстрационный рисунок «Семья» (рис. 55, с. 108);

— образец изображения дома, скамейки и стаи гусей-лебедей из счетных па­лочек (рис. 56, с. 109);

— наборы счетных палочек;

— листы бумаги в крупную клетку (рис. 57, с. 110) по количеству детей;

цветные и простые карандаши по количеству детей.

 

 

1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали дети, встали в круг,
слева друг и справа друг». Сообщите детям, что сейчас они будут придумывать
друг для друга ласковые имена. Обратитесь к одному из малышей и попросите
его ласково назвать имя того, кто стоит от него слева. Ребенок поворачивает го­
лову налево и ласково называет своего соседа.

Названный малыш в свою очередь образует уменьшительно-ласкательную форму от имени ребенка, также стоящего от него слева. Когда все дети ласково назовут своего соседа слева, они могут садиться на стульчики, стоящие около стола полукругом.

2. Продолжи по образцу. Сообщите детям тему занятия. Выдайте им листы
с индивидуальным графическим заданием «Чье угощенье?» (рис. 54, с. 108) и
цветные карандаши. Скажите, что на картинке нарисовано то, чем печка, яб­лоня и речка хотят угостить детей: пирожок, яблоко и кружка с киселем. Пред­ложите малышам отгадать, кто хочет напоить Машу с Ванюшкой киселем,
кто — накормить яблочками, а кто пирожком?

Когда дети ответят на эти вопросы, обратите внимание малышей на буквы, подписанные под рисунками. Предложите детям назвать эти буквы, соотнесите их с названиями предметов, изображенных на рисунках. Затем дайте малышам задание обвести эти буквы.

Когда дети выполнят обводку, предложите им продолжить ряд рисунков по образцу, изображая их в той же последовательности, а под рисунками подписать нужные буквы.

3.Подумай и ответь. Покажите детям демонстрационный рисунок «Семья» (рис. 55, с. 108). Назовите всех ее членов: маму, папу, Машу и Ванюшку — и предложите малышам ответить на следующие вопросы:

Кто стоит крайний справа, а кто крайний слева?

Кто стоит между мамой и Машей, а кто между папой и Ваней?

Кто в семье самый старший? (Папа.)

А кто самый младший? (Ваня.)

Кто старше: мама или Маша?

Кто моложе: Ваня или Маша?

Кто ниже всех, а кто выше всех?

Кем Маша приходится родителям?

Кем Ваня приходится родителям ?

Кем отец приходится матери?

А кем мать приходится отцу?

Кем Ваня приходится Маше?

Кем Маша приходится Ване?

4.Игра с мячом «Моя семья». Предложите детям поиграть в игру с мячом. Предложите малышам «выйти на лужок и сделать кружок». Сами возьмите мяч и встаньте в центр круга. Объясните детям правила игры: вы будете бросать мяч одному из детей и одновременно называть какого-либо члена его семьи, ребенок, поймав мяч, должен сказать, какой он. Например, вы бросаете мяч ребенку

 

 

и спрашиваете: «Мама какая?» Малыш ловит мяч, отвечает: «Добрая» —и ки­дает вам мяч обратно.

Бросая мяч каждому ребенку, задавайте вопрос с учетом того, какие у него есть родственники.

5. Конструирование из счетных палочек. Поместите на мольберте (доске) об­разец изображения дома, скамейки и стаи гусей-лебедей (рис. 56, с. 109). Пред­ложите детям выложить такую же картинку из счетных палочек.

Перед началом работы предложите детям, глядя на образец, сосчитать, а по­том достать из коробочки нужное количество счетных палочек для выкладыва­ния дома. (Для стен, пола и потолка понадобится 8 палочек. Для постройки кры­ши — 4 палочки. Для выкладывания скамейки — 4 счетные палочки.)

Уточните, из каких геометрических фигур состоит дом (из квадрата и тре­угольника). Спросите у детей, какая из этих фигур находится внизу, а какая на­верху.

Перед началом выкладывания стаи гусей-лебедей предложите детям сосчи­тать, какое количество палочек нужно для того, чтобы выложить одного гуся (три палочки). Затем, подсчитав число гусей в стае, отложить три раза по три па­лочки для выкладывания всей стаи птиц.

Когда картина будет готова, уточните расположение отдельных объектов на ней: что находится слева от скамейки, а что справа; что выше, а что ниже: дом или скамейка? Обсудите, какой гусь летит выше остальных, а какой ниже.

Спросите детей: «В какую сторону летят гуси-лебеди — к дому или от дома?» (К дому.) Предложите малышам так переложить счетные палочки, чтобы гуси-лебеди летели в противоположную сторону. Когда задание будет выполнено, вновь задайте вопрос: «В какую сторону летят гуси-лебеди?» (От дома.)

6. Рисование по клеткам. Предложите детям нарисовать по клеточкам дом,
скамейку и стаю гусей-лебедей в соответствии с образцом из счетных палочек.
Дайте малышам индивидуальные листы в крупную клетку с рисунком, намечен­ным точками (рис. 57, с. 110), и простые карандаши. Когда изображение будет
готово, предложите детям раскрасить его цветными карандашами. По желанию
можно нарисовать в доме окно, а на скамейке сидящего Ванюшку.

7. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

 

 
 

 

 


Рис. 50. Демонстрационный рисунок «Стая гусей-лебедей».

 

 
 

 


Рис. 51. Математическое задание «Сколько гусей – лебедей?»

 

 
 

 

 


Рис. 52. Демонстрационный рисунок «Похожие слова».

 

 

 
 

 


Рис. 53. Карточки с буквами.

 

 

 
 

 


Рис. 54. Графическое задание «Чье угощенье?»

 

 

 
 

 

 


Рис. 55. Демонстрационный рисунок «Семья».

 

 
 

 

 


Рис. 56. Образец изображения дома, скамейки и стаи гусей-лебедей из счетных палочек.

 

 
 

 

 


Рис. 57. Рисование дома, скамейки и стаи гусей-лебедей по клеткам.

 

 

Предисловие……………………………………….3

Пузырь, Соломинка и Лапоть…………………….9

Лиса и кувшин……………………………………25

Мужик и медведь…………………………………41

Заяц-хваста………………………………………..58

Смоляной бычок………………………………….74

Гуси-лебеди……………………………………….91

 

 

НОВИКОВСКАЯОльга Андреевна

Редактор Л. В. Томутова

Корректор Е.Э.Байер Компьютерная верстка О.Н.Алексеева

 

Издательство «Паритет»:

Санкт-Петербург, Липовая аллея, 15а, оф. 18.

Представительство в Москве:. 111024, Москва, 2-я Кабельная ул., 10. .(495)941-65-76