Педагогического мастерства.

Педагогическое воздействие как компонент

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК КОМПОНЕНТ

Техника (культура) речи. Речь - зеркало культуры человека .

Умение владеть пантомимикой (движения рук, тела, ног).

Умение владеть мимикой (движения мускул лица).

Чувства темпа в педагогических действиях (педагогический такт).

Умение управлять своим вниманием и вниманием учащихся

· Познание механизмов внимания (непроизвольного, произвольного)

· Распределение внимания

· Переключение внимания

3. Умение по внешним признакам определять душевное состояние ученика (учет индивидуальных особенностей).

· Спокоен?

· Взволнован?

· Радуется?

· Грустит?

Выработка наиболее оптимальной скорости мышления и соответствующего действия.

5. Способность выразительно показывать (демонстрировать) свое отношение к действиям (поступки, переживания).

· Оценка состояния ученика

· Сопереживание (эмоциональное соучастие в переживаниях).

· Мимика должна быть педагогически целесообразной.

· Мимика органично должна усиливать направленность и содержание деятельности учителя, тренера.

Пантомимика должна выражать внутреннее достоинство педагога, усиливать силу слова воздействия (в основе - естественность).

· Речь должна быть безукоризненной с точки зрения лексики, фонетики, стиля, произношения, ударений.

· Речь должна быть содержательной, ясной, доступной, четкой.

Педагогическоетворчество - целенаправленная деятельность, результатом которой оказывается открытие (создание, изобретение) чего - либо нового, ранее неизвестного.

Основныесферы педагогического творчества.

1. Методическое творчество

2. Коммуникативное творчество

3. Творчество самосовершенствования

Основные стороны творческого педагогического процесса

1. Выделение главной проблемы

2. Сбор необходимых данных, вытекающих из проблемы

3. Выдвижение гипотезы; постановка задач

4. Определение путей и способов решения поставленных задач

5. Действие (проверка гипотезы)

6. Рефлексия (анализ социальной ценности продукта)

Методикапедагогическоговоздействия - система средств для организации общественно - полезной и педагогически целесообразной деятельности учащихся.

Способыкоммуникативноговоздействия

1. Убеждение: воздействие на сознание, волю. Преодоление разрыва между сознанием и поведением.

2. Внушение: воздействие адресованное к неосознаваемой сфере психики

Приемы коммуникативноговоздействия

1. Стимулирующие приемы.

2. Тормозящие приемы.

3. Требование.

4. Порицание.

5. Поощрение.

6. Наказание.

Общие требования (правила) к методам педагогического воздействия.

1. Высокий гуманизм

2. Сочетание требовательности с уважением к личности

3. Разумность воздействия

4. Учитывать реальные условия

5. Учитывать индивидуальные особенности личности ученика

6. Любое воздействие должно быть доведено до конца

 

Личностные качества педагога

1. Морально - волевые

2. Общая культура (внешняя и внутренняя)

3. Профессионально - педагогические (педагогическая направленность, способности, такт).

Морально - волевые качества:

1. целеустремленность

2. принципиальность

3. ответственность

4. дисциплинированность

5. деликатность

6. справедливость

7. честность

8. скромность

9. коммуникабельность

10. трудолюбие, сдержанность

11. самообладание,

12. мужество.

 

Общая культура (внутренняя):

1. Высокий интеллект

2. Любознательность

3. Культура речи

4. Устойчивые духовные интересы

5. Логика мышления

Внешняя культура:

1. Внешний вид (одежда, прическа, осанка).

2. Мимика и пантомимика.

 

Педагогическая направленность:

1. Творческое, новаторское отношение к труду.

2. Глубокое знание своих обязанностей (своего дела), интерес к нему.

3. Внутренняя потребность в самосовершенствовании (самообразование и само воспитание).

4. Любовь к детям.

5. Педагогический оптимизм.

Педагогические способности:

1. Персептивные (способность понимать учащихся).

2. Дидактические (способность передавать необходимую информацию).

3. Организаторские (способность включать детей, взрослых в различные виды деятельности).

4. Коммуникативные (способность устанавливать правильные взаимоотношения).

5. Академические (способность творчески мыслить, анализировать).

6. Эмоциональная устойчивость (способность к саморегуляции).

Педагогическийтакт - умение находить в любой ситуации, в каждом отдельном случае наиболее правильное решение.

Признаки педагогического такта:

1. Педагогически оправданная творческая изобретательность.

2. Естественность и простота в обращении.

3. Доброжелательность.

4. Обдуманность своих действий.

5. Внимательность, чуткость.

6. Выдержка, самообладание.

7. Коммуникабельность.