Формы тестовых заданий
Методология подготовки тестовых заданий
В соответствии с ГОС по обучаемым специальностям и программам по изучаемым дисциплинам студенты должны приобрести знания, умения, навыки, которые проверяются, оцениваются на зачетах, экзаменах, лабораторных и семинарских занятиях. Контроль с помощью тестовых заданий позволяет проверить и оценить знания, полученные в процессе обучения.
Тестовые задания должны равномерно покрывать все разделы изучаемой дисциплины, включая разделы для самостоятельного изучения, лабораторных, практических и семинарских занятий. Количество тестовых заданий для каждого раздела должно быть пропорционально количеству часов, запланированных на изучение этого раздела в рабочей программе по изучаемой дисциплине. Для дисциплин с трудоемкостью 100 часов, рекомендуемое количество тестовых заданий 150. Для дисциплин с трудоемкостью менее 100 часов – 100 ТЗ. Для дисциплин, на которые в учебном плане отведено большее количество часов, банк тестовых заданий должен пропорционально увеличиваться. Чем больше ТЗ в банке тестовых заданий, тем выше качество проверки и оценивания знаний.
При создании тестовых заданий необходимо придерживаться следующей технологии:
1. Взять за основу раздел рабочей программы по изучаемой дисциплине, где приведена таблица с перечнем тем, видом учебной работы и количеством часов отведенных на каждую тему. Таблицу необходимо дополнить коэффициентом информативности каждой темы. Коэффициент информативности должен отражать важность дидактической единицы.
ТАБЛИЦА 1
№ | Раздел дисциплины | Всего часов | Лекции (час) | Лаб.р. (час) | Практ.з. (час) | Сам. р. (час) | Коэфф. информ. |
Раздел 1 | 0,05 | ||||||
Раздел 2 | 0,2 | ||||||
Раздел 3 | 0,2 | ||||||
Раздел 4 | 0,25 | ||||||
Раздел 5 | 0,3 | ||||||
ИТОГО |
(Сумма коэффициентов должна равняться единице) В большинстве случаев этот коэффициент может быть пропорционален общей трудоемкости. См. таблицу 1.
2.Определить перечень знаний, умений по каждому разделу (дидактической единице), которые необходимо контролировать и можно реализовать в виде тестовых заданий.
3.Разнообразить формы тестовых заданий по каждому разделу, предпочтение отдавать заданиям в виде соотношений, последовательностей, открытой формы.
4. Сформировать необходимое количество тестовых заданий. Согласно таблице 1, для нашего примера необходимо сформировать не менее 170 ТЗ, количество заданий по каждому разделу пропорционально коэффициентам информативности (10, 30, 30, 50, 50). (ТЗ может быть значительно больше).
В соответствии с нормативными документами Госстандарта России и международными стандартами приняты следующие формы тестовых заданий, достаточные для эффективного тестирования:
- задания закрытой формы (задание с одним или несколькими правильными ответами),
- открытое задание,
- задание на соответствие,
- задание на последовательность,
- задание на конструирование.
С помощью тестовых заданий можно проверить полученные знания, умения применять знания в стандартных ситуациях, и в некоторых случаях, способность применить знания в незнакомой ситуации. В связи с чем, ТЗ можно поделить на:
- тестовые задания для проверки знаний (задания на воспроизведение, узнавание),
- тестовые знания для проверки умений (задания на применение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях),
Тестовое задание состоит из двух основных элементов: 1) - задание; 2) - варианты ответов.
Задание, как и ответы, могут быть выполнены как в текстовой, так и графической форме. Текстовые задания и ответы должны быть краткими, четкими, однозначными и доступными для понимания. Вариантов ответов должно быть не менее трех. Варианты ответов содержат правильные ответы и дистракторы (правдоподобные ответы).