Социализация личности и социальная адаптация

О д н а ж д ы в ч а й х а н е п о ж и л о й ч е л о в е к начал д а в а т ь Н а с р е д д и н у р а з личные советы. Многие из этих советов были а б с о л ю т н о у с т а р е в ш и м и . Н а с р е д д и н внимательно выслушал п о ж и л о г о ч е л о в е к а и п о с л е его речи спросил:

- П о ч е м у я д о л ж е н поступать так, к а к ты мне г о в о р и ш ь ?

- Потому ч т о я с т а р ш е т е б я ! - в с к р и ч а л человек.

Т о г д а Н а с р е д д и н з а м е т и л : «Н а с ы щ а е т н е время, п р о в е д е н н о е в чайхане, а к о л и ч е с т в о с ъ е д е н н о г о плова».

- В чем смысл данной истории?

- Согласны ли вы с Насреддином?

В процессе человеческой жизни происходит непрерывный процесс набора человеком ролей, что неразрывно связано с усвоением социальных норм. Ученые называют этот процесс социализацией личности. Как же происходит процесс социализации? Что ускоряет и, наоборот, тормозит этот процесс? Разбившись на две творческие группы, выполните следующее задание.

«Социализация личности». Для анализа вы используете пункт 3 § 4 и документ на с. 47 учебника.

1. Что такое социализация? 2. Возможен ли процесс социализации вне социума? Почему? 3. Прокомментируйте этапы социализации ребенка. 4. В течение какого времени идет процесс социализации? 5. Что, на взгляд социолога, позволяет выделить социализацию в детском возрасте как особый этап? 6. Приведите положение, раскрывающее связь понятий «социализация» и «социальный статус».

«Социальная адаптация». Для анализа вы используете пункт 5 § 4.

1. Что такое социальная адаптация? 2. В чем отличие процесса адаптации у человека? 3. Приведите примеры социальной адаптации. 4. Что подразумевает внешняя и внутренняя адаптация? 5. Назовите показатели степени адаптации. 6. Какие два типа адаптации различают социологи и психологи? 7. Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Какой тип адаптации преобладает у вас?

Итак, мы познакомились с понятиями «социализация личности» и «социальная адаптация». Представим выводы графически:

 

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:

• агентов первичной социализации - родителей, братьев, сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;

• агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников СМИ, суда и т. д.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная социализация относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на начальных этапах жизни, а вторичной - на поздних.

4. Кто учит нас играть по правилам?

Кто же определяет наши модели поведения? статусы? роли?

Составьте социальные проекты на тему «Они учат по правилам»: «Семья учит нас играть по правилам»; «Школа учит нас играть по правилам»; «СМИ учат нас играть по правилам».