Социальный статус личности
Уроки 10-12. Социальные статусы и роли
Д а в н ы м - д а в н о в с т а р и н н о м г о р о д е ж и л М а с т е р , о к р у ж е н н ы й у ч е н и ками. Самый с п о с о б н ы й из них однажды з а д у м а л с я : «А есть л и вопрос, н а к о т о р ы й н а ш М а с т е р н е с м о г д а т ь ответа?» О н п о ш е л н а ц в е т у щ и й луг, поймал самую к р а с и в у ю б а б о ч к у и с п р я т а л е е м е ж д у л а д о н я м и . Б а б о ч к а ц е п л я л а с ь л а п к а м и за е г о руки, и у ч е нику было щ е к о т н о . Улыбаясь, он п о д о ш е л к М а с т е р у и с п р о с и л :
- С к а ж и т е : к а к а я б а б о ч к а у меня в р у к а х - ж и в а я или мертвая?
Он к р е п к о д е р ж а л б а б о ч к у в сомкнутых л а д о н я х и был готов в л ю б о е м г н о в е н и е с ж а т ь и х ради д е м о н с т р а ц и и с в о е й истины. Не глядя н а р у к и у ч е н и к а , М а с т е р ответил:
- Все в твоих руках.
Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения:
«Твой статус не позволяет тебе себя так вести» или «Ты выбрал не ту роль». Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?
Долгое время понятие «социальный статус личности» приравнивалось к характеристике правового положения человека.
- Вспомните, как оценивал положение человека в обществе К. Маркс?
- Какие аргументы в противовес Марксу выдвигал М. Вебер?
Что же сегодня подразумевают социологи под этими словами?
Сейчас вы разобьетесь на четыре группы и получите рабочие материалы. Ваша задача - внимательно сними познакомиться, ответить на вопросы к тексту и выполнить задание.
Статус
Статус - о п р е д е л е н н а я позиция в с о ц и а л ь н о й с т р у к т у р е г р у п п ы или о б щ е с т в а , с в я з а н н а я с д р у г и м и позициями ч е р е з с и с т е м у п р а в и о б я з а н ностей. П о л о ж е н и е ч е л о в е к а в обществе, з а н и м а е м о е им в соответствии с возрастом, полом, социальным п р о и с х о ж д е н и е м , п р о ф е с с и е й и д р у г и м и п о к а зателями и п р е д п о л а г а ю щ е е
о п р е д е л е н н ы е п р а в а и обязанности, называется социальным статусом. Так, позиция учителя имеет смысл т о л ь к о в связи с позицией у ч е н и к а и д и р е к т о р а школы, а того - в связи с позицией министра образования, д е п а р т а м е н т а о б р а з о в а н и я и т. д. Статус учителя, к а к и л ю б о й другой, о п р е д е л е н относительно всей системы о б р а з о в а н и я . Любой человек занимает
н е с к о л ь к о позиций, так как участвует во множе с т в е г рупп и орга ни заций. К п р и м е р у , г о с п о д и н Н. является мужчиной,
п р е п о д а в а т е л е м , ч е л о в е к о м с р е д н и х лет, к а н д и д а т о м наук, ученым секре т а р е м н а у ч н о г о совета, заведующим к а ф е д р о й , ч л е н о м п р о ф с о ю з а , ч л е н о м р е с п у б л и к а н с к о й п а р т и и , п р а в о с л а в н ы м , и з б и р а т е л е м , мужем ,
отцом, д я д е й и т . д. К а ж д о г о ч е л о в е к а м о ж н о о х а р а к т е р и з о в а т ь с т а т у с ным н а б о р о м ( этот т е р м и н введен известным а м е р и к а н с к и м с о ц и о л о г о м Р о б е р т о м М е р т о н о м ) . Статусный набор - с о в о к у п н о с т ь всех с т а т у с о в д а н но г о индивида.
Вопросы и задания
1. Что такое статус?
2. Назовите основные показатели социального статуса.
3. Что такое статусный набор?
4. Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей и у 2-3 знакомых. Сравните их между собой и выясните, какой список получился длиннее.
Главный статус
В э т ом н а б о р е с т а т у с о в в с е г д а н а й д е т с я ключевой, или главный. Главным статусом называется н а и б о л е е характерный для д а н н о г о и н д и в и д астатус, по к о т о р о м у е г о выделяют о к р у ж а ю щ и е или с к о т о р ы м о н и отождествляютего.Для ж е н щ и н в т р а д и ц и о н н о м о б щ е с т в е главным о к а з ы в а л с я с т а т у сд о м о х о з я й к и , а для м у ж ч и н ы - и п р е ж д е и т е п е р ь - статус, с в я з а н н ы йс о с н о в н ы м м е с т о м р а б о т ы или з а н я т и е м : «директор коммерческого б а н ка», «научный с о т р у д н и к » , «полицейский», «р а б о ч и й на п р о м ы ш л е н н о мпредприятии» и т. д.
Главным выступает т о т статус, который о п р е д е л я е т стиль ж и з н и , к р у г знакомых, м а н е р у п о в е д е н и я и т.п. Для научной и н т е л л и г е н ц и и главным ч а с т о о к а з ы в а е т с я не м е с т о р а б о т ы или р о д з а н я т и й , а у ч е н а я степень, а для
м е н е д ж е р о в - д о л ж н о с т ь или и е р а р х и ч е с к и й ранг.
Личный и социальный статусы
Н е о б х о д и м о различать два вида с т а т у с а - личный и социальный. Социальный статус употребляется в двух значениях - ш и р о к о м и узком. С ш и р о к и м с л о в о у п о т р е б л е н и е м мы у ж е п о з н а к о м и л и с ь . В у з к о м смысле социальный статус - п о л о ж е н и е ч е л о в е к а , к о т о р о е о н а в т о м а т и ч е с к и занимает к а к п р е д с т а в и т е л ь б о л ь ш о й социальной г р у п п ы ( п р о ф е с с и о н а л ь ной, к л а с с о в о й , н а ц и о н а л ь н о й ) . К о г д а - т о н е г р о в в С Ш А и Ю А Р ставили н и ж е по
о б щ е с т в е н н о м у п о л о ж е н и ю , ч е м белых. В р е з у л ь т а т е к л ю б о м у н е г р у - талантлив он или нет, добродетельный или з л о д е й - о т н о с и л и с ь п р е н е б р е ж и т е л ь н о . Л и ч н ы е к а ч е с т в а отступали на второй план. Напротив, заслуги и
до с т о и н с т в а б е л о г о з а р а н е е преувеличивались: п р и з н а к о м с т в е или трудоустройстве е м у доверяли больше. Д р у г о й п р и м е р п р е д р а с с у д о к по о т н о ш е н и ю к ж е н щ и н а м . П о л а г а ю т , что с р у к о в о д я щ е й р а б о т о й о н а с правится х у ж е мужчины, и м е н н о потому, что о н а ж е н щ и н а .
Личный статус - п о л о ж е н и е , к о т о р о е ч е л о в е к з а н и м а е т в малой, или п е р в и ч н о й , г р у п п е в з а в и с и м о с т и от т о г о , к а к он о ц е н и в а е т с по с в о и м и н д и в и д у а л ь н ы м к а ч е с т в а м . З а м е ч е н о , что с о ц и а л ь н ы й статус играет г л а в е н с т в у ю щ у ю роль для незнакомых, а личный - для з н а к о м ы х л ю д е й . Но ведь з н а к о м ы е и составляют первичную, малую группу. Представляясь н е з н а к о м ы м людям, о с о б е н н о о ф и ц и а л ь н ы м п р е д с т а в и т е л я м какой-либо организации, у ч р е ж д е н и я , предприятия, мы называем обычно м е с т о р а б о ты, с о ц и а л ь н о е п о л о ж е н и е и возраст. Для з н а к о м ы х людей в а ж н ы не э т и х а р а к т е р и с т и к и , а н а ш и личные к а ч е с т в а , н е ф о р м а л ь н ы й авторитет. Предположим, что господин Н. нанимает человека, по о т н о ш е н и ю к которому действуют социально-групповые п р е д р а с с у д к и . На первых порах
работодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ним, руководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к нему
с п о д о з р е н и е м или осторожностью. Ч е р е з н е к о т о р о е время, к о г д а н аш г е р о й продемонстрировал свои трудовые и личные достоинства, о к р у ж а ю щ и е изменяют с в о е отношение. Т е п е р ь главным для них становится личный статус. Социологи с к а з а л и бы, что низкий социальный статус постепенно п е р е р о с в высокий личный.
К а ж д ы й из н а с о б л а д а е т н а б о р о м социальных и личных статусов, поск о л ь к у мы у ч а с т в у ем во м н о ж е с т в е больших и малых г р у п п . К п о с л е д н и м о т н о с я т с я семья, к р у г р о д с т в е н н и к о в и знакомых, с п о р т и в н а я к о м а н д а ,
школьный класс, с т у д е н ч е с к а я г р у п п а , клуб п о и н т е р е с а м , м о л о д е ж н а я т у с о в к а и т. п. В них вы м о ж е т е иметь высокий, с р е д н и й или н и з к и й статус, т . е. быть л и д е р о м , независимым, а у т с а й д е р о м . Врач Н. о б л а д а е т в ы с о к и м
п р о ф е с с и о н а л ь н ы м статусом, п о с к о л ь к у е г о с п е ц и а л ь н о с т ь п р е с т и ж н а , но в с п о р т и в н о й секции по каратэ , г д е о н з а н и м а е т с я д в а р а з а в н е д е л ю , к нему о т н о с я т с я к а к к а у т с а й д е р у . Т а к и м о б р а з о м , с о ц и а л ь н ы й и личный статусы могут с о в п а д а т ь и не совпадать.
Вопросы и задания
1. Что такое главный статус? Приведите примеры.
2. Какие два вида статуса вам надо различать?
3. Что такое социальный статус? Приведите примеры.
4. Что такое личный статус? Приведите примеры.
5. Определите свой главный статус, атакже главные статусы родителей и 2-3 знакомых.