Глава 3. Основы рыночного хозяйства и его структура.

1. Дайте определения понятиям

 

1. Рынок - это установленная система отношений между поставщиком услуг/товаров (продавцом) и приобретателем этих услуг/товаров (покупателем).

 

2. Субъекты рынка - это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители.

 

3. Спрос - это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

 

4. Факторы (детерминанты) спроса - повышение уровня совокупного спроса, вызывающее экономический рост в масштабе всего хозяйства страны.

5. Предложение - это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого времени.

 

6. Факторы предложения - факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения.

 

7. Рыночное равновесие - это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.

Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

8. Эластичность, ее виды, коэффициенты эластичности спроса и предложения и их практическое значение - мера чувствительности одной переменной (например: спроса или предложения) к изменению другой (например: цены, дохода), показывающая на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.

Виды эластичности :

· Эластичность спроса по цене

· Эластичность спроса по доходу

· Перекрёстная эластичность спроса по цене

· Ценовая эластичность ресурсов

· Эластичность замещения одного ресурса другим

Коэффициент эластичности спроса - числовой показатель, характеризующий, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при снижении цены или сокращается при повышении цены. Числовой показатель, характеризующий, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при снижении цены или сокращается при повышении цены.

Коэффициент эластичности предложения - числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение в их цене. Эластичность предложения товара зависит, например, от таких факторов, как структуры издержек предприятия, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы и т.д.

 

9. Потребительское поведение - это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их доходов и личных предпочтений.

 

10. Закон убывающей предельной полезности - это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы.

 

11. Эффект дохода и эффект замещения

Эффект дохода - воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.

Эффект замещения - изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор

 

12. Конкуренция, виды и методы конкуренций.

Конкуренция-экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Виды конкуренции по характеру развития:

· Ценовая

· Неценовая

Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка:

· Совершенная

· Несовершенная

Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения(товаров, услуг):

· Чистая

· Олигополистическая

· Монополистическая

Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта:

· Внутриотраслевая

· Межотраслевая

Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара:

· Горизонтальная

· Вертикальная

Методы конкуренции:

· Ценовые

· Неценовые

· Нечестные

 

13. Характерные признаки совершенной (чистой) конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии (монопсонии).

Характерные признаки совершенной (чистой) конкуренции:

· большое количество производителей и продавцов при небольших объемах выпускаемой каждым продукции.

· вся продукция однородная, стандартизированная, поэтому использовать методы неценовой конкуренции (качество, рекламу) практически очень трудно.

· отдельный производитель не может контролировать цену. Связано это с тем, что каждый производитель выпускает небольшое количество товара, продавцов этого товара много, поэтому изменение цены одним производителем фактически никак не может повлиять на рыночную цену. В связи с этим каждый производитель просто соглашается с установившейся в данный период рыночной ценой и только приспосабливается к ней, чтобы не понести убытков.

· нет серьезных препятствий для вступления новых производителей в отрасль.

Характерные признаки монополистической конкуркенции:

· каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;

· тайный сговор почти невозможен;

· в отрасли каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.

Характерные признаки олигополии:

· в отрасли каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы;

· малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

· дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

· наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок.

Характерные признаки монополии:

· наличие патента на товар или технологию у монополиста;

· правительственные лицензии или квоты на импорт;

· контроль монополиста над источником поставки сырья;

· наличие очень большой экономии от масштаба у монополиста (что делает других неконкурентоспособными);

· политика цен самого монополиста.

 

 

2. Основные умения.