Анализ результатов эмпирического базисного знания Примеры из социологии
Вторая стадия эмпирического исследования
Анкета и тест как измерительные инструменты
Для измерения общественного мнения используются анкеты. Пресловутые рейтинги политических деятелей получаются методами анкетирования. Известный в Германии центр изучения общественного мнения называется институтом демоскопии («измерение народа»).
Для измерения отдельного человека, его психологических особенностей и способностей используются тесты.
В основе анкеты лежит гипотеза, в основе теста — ключ. Ключ дает правило пользования тестами и правило анализа и обобщения результатов тестирования.
Главная цель этой стадии эмпирического исследования состоит в том, чтобы обнаружить внешние взаимосвязи явлений. Достигается это методами: 1)анализа; 2)синтеза; 3)систематизации.
В каждой науке имеются свои приемы анализа, синтеза и систематизации результатов опыта. Так, в химии анализ делится на качественный и количественный.
Выявив эти взаимосвязи, можно систематизировать данные опыта.
Первые шаги анализа результатов опроса состоят в том, чтобы после получения общего результата вычислить результаты различных подгрупп и сравнить их между собой. Если выделенные группы характеризуются одним признаком (например, возрастом), то мы получаем двумерную таблицу. В одном исследовании выяснялись вопросы здравоохранения.
На вопрос: «Как Вы обычно засыпаете — легко или с трудом?» ответы, конечно, зависят от возраста опрашиваемых.
Поэтому результаты были представлены такой двумерной таблицей:
Засыпают: | 18 — 29- летние | 30 — 44- летние | 45 — 59- летние | 60-летние и старше |
Легко Довольно хорошо С трудом | 74% 15% 11% | 62% 21% 17% | 50% 23% 27% | 33% 25% 42% |
100% | 100% | 100% | 100% | |
N (= число: итог в абс-м выражении) |
Следующий шаг анализа состоит в том, чтобы пойти дальше в поисках связей изучаемых признаков. В каком направлении идти, подскажет программа исследования, логика, заложенная в гипотезах. Обратимся снова к примеру с проблемой засыпания. В одной из двумерных таблиц устанавливалась связь между засыпанием и полом. Вопрос: «Как Вы обычно засыпаете:— легко или с трудом?»
Мужчины | Женщины | |
легко | 62°/, | 52% |
довольно хорошо | 20% | 21% |
с трудом | 18% | 27% |
— | 100% | |
N = |
При взгляде на эту таблицу появляется искушение сделать вывод о том, что женщинам труднее засыпать, чем мужчинам. Однако социолог должен помнить, что половозрастная структура сейчас такова, что 1) вследствие войн и 2) из-за различий в продолжительности жизни мужчин и женщин процент пожилых людей среди женщин больше, чем среди мужчин. Это обстоятельство вполне может влиять на распределение, полученное в вышеприведенной таблице. Для того, чтобы выяснить этот вопрос, необходимо перейти к трехмерной таблице, увязывающей три признака: легкость засыпания, пол и возраст,
Легкое и трудное засыпание мужчин и женщин различных возрастных групп.
Вопрос: «Как Вы обычно засыпаете, легко или с трудом?»
Мужчины | женщины | |||||||
Моложе 30 лет | 30 -44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | Моложе 30 лет | 30 -44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
Легко | 71% | 63% | 58% | 50% | 77% | 62% | 43% | 21% |
Довольно хорошо | 17% | 20% | 21% | 23% | 14% | 21% | 25% | 26% |
С трудом | 12% | 17% | 21% | 27% | 9% | 17% | 32% | 53% |
100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | |
N= |
Таблица показывает, что возраст у мужчин и женщин сильно влияет на легкость засыпания. Для того чтобы ответить на вопрос о влиянии пола на засыпание, немного преобразуем эту таблицу.
«Как Вы обычно засыпаете — легко или с трудом?»
Моложе 30 лет | 30 -44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |||||
муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | |
Легко | 71% | 77% | 63% | 62% | 58% | 43% | 50% | 21% |
Довольно хорошо | ||||||||
С трудом | 12% | 9% | 17% | 17% | 21% | 32% | 27% | 53% |
100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | |
H= |
В такой таблице легко увидеть, что предположение о том, что мужчины засыпают легче женщин, справедливо лишь в некоторой степени: оно верно лишь для мужчин и женщин старше 45 лет.
После рассмотренных примеров настало время поставить вопрос о том, нет ли у математики более совершенных методов изучения связей признаков, чем те, которые достигаются с помощью таблиц, часто очень громоздких?
При ответе на этот вопрос надо иметь в виду два фактора. Первый — это возможность изучать связи между признаками другими математическими методами, в частности, методом корреляционного анализа. Второй мощный фактор — это использование ЭВМ, автоматизации вычисления связей.