Первая стадия эмпирического исследования
Два уровня научного познания
Два уровня научного исследования
Две особенности научного познания, о которых мы сказали выше, отметим еще раз:
1) научное познание отличается от обыденного и философского своими методами познания;
2) наука отличается от них своим языком.
Первый — это эмпирический уровень научного познания, на котором исследователь непосредственно взаимодействует с изучаемым объектом.
Конечно, слово «непосредственно» надо понимать здесь не буквально, ибо биолог через микроскоп смотрит на микроорганизмы, физик пользуется рентгеновским аппаратом, а социолог общается с респондентом с помощью анкеты. Однако в каждом случае свои приборы или измерительные инструментыисследователь направляет непосредственно на объект.
Есть люди, по характеру темперамента, по направленности мировосприятия склонные к эмпирическим исследованиям, так же как есть люди, по складу ума более склонные к теоретическому познанию. Часто между ними наблюдается и психологическая несовместимость. Эмпирик-экспериментатор и теоретик — вот два вечных оппонента, спор которых и определяет во многом развитие науки.
Итак, второй уровень научного познания — это теоретический уровень.
Теоретический и эмпирический уровни познания проходят определенные стадии, которые выделены ниже:
I. Эмпирический уровень исследования:
1) формирование эмпирического базисного знания;
2) систематизация, классификация, типологизация;
3) установление устойчивых связей, установление эмпирического закона.
II. Теоретический уровень исследования:
1) формирование теоретического базисного знания; выдвижение гипотез и концепций;
2) создание теории через выбор из конкурирующих гипотез;
3) проверка теории на практике.
Есть методы исследования, которые применяются только на эмпирическом уровне исследования: это наблюдение, измерение, эксперимент.
Есть методы, применяемые только на теоретическом уровне исследования - это идеализация, логический и исторический методы.
Есть методы, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях исследования - это анализ и синтез, дедукция и индукция.
Перейдем к углубленному рассмотрению эмпирического и теоретического уровней научного познания.
Особенность научного опыта будет ясна, если мы выделим его следующие составные части: 1) разработка плана и подготовка опыта; 2) проведение опыта; 3) предварительная проверка истинности данных опыта; 4) оценка степени точности отражения изучаемых явлений.